Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-01-2007 19:30
 
ПЕРВЫЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Составление, комментарии С.С. Бычкова – Нижний Новгород, Нижегородская епархия, "Sam&Sam", 2006, 264 с. ISBN 5-94892-007-0

По имени - и житие

В год, когда праздновалось 300-летие Саровской обители появились два уникальных издания, рассказывающих о жизни и подвигах преподобного Серафима. Уникальность их, прежде всего, в том, что в них опубликованы сказания о блаженном старце, ставшие впоследствии основой житийного канона святого, увы, искаженного временем и далекого от подлинности.

Автор публикаций, известный церковный историк доктор исторических наук С.С. Бычков, исполнил не только долг христианина-исследователя, но и совершил благое дело, достойное того, чтобы именоваться истинным почитателем преподобного Серафима.

Первое жизнеописание, составленное в 1849 году игуменом Иоасафом (Толстошеевым), которое публикатор вернул после полутора веков забвения в книге "Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима", (Интект. М.,2006), поражает своей искренностью, свидетельствами современников и очевидцев о жизни и благодатных дарах старца Серафима, а также обширным очерком о жизни первого биографа преподобного. Отрадно, что С. Бычков не остановился на этой публикации (напомним, что в 2003 году он составил альбом, где было воспроизведено одно из ранних житий святого), и по прошествии полугода выходят сразу три жизнеописания преподобного Серафима, собранные им в одной книге .- "Первые жития преподобного Серафима Саровского".

К читателям житий обращается архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий (Данилов), который подчеркивает, что долгое время жития "первовидцев подвигов преподобного Серафима были забыты, а сами они вынуждены были укрываться под кровом преподобного Сергия Радонежского". С. Бычков изданием первых житий достиг благородную цели – воздал хвалу Саровскому чудотворцу и осуществил историческую справедливость по отношению к монахам Саровской обители, лично знавшим и почитавшим старца. Кроме упомянутого игумена Иоасафа (Толостошеева), в схиме - Серафима, (известного и как послушник Иоанн), это иеромонах Сергий (Васильев), позже - архимандрит, иеромонахи Георгий (Иванов) и Авель (Ванюков). В течение всей своей жизни мужи-жизнеописатели делали все для того, чтобы подвиг преподобного отца Серафима стал известен всей России.

Основой составленной С. Бычковым книги, как и отмечено в ее заглавии, являются жития преподобного, составленные этими тремя авторами. Текст жизнеописаний сопровождается примечаниями и комментариями публикатора к эпистолярному приложению "Преподобный Серафим и Дивеево в письмах митрополита Филарета (Дроздова) к архимандриту Антонию (Медведеву)".

Публикация жизнеописаний и их связь с содержащимися в них фактами с уже известной канвой событий, существенно дополняет образ преподобного и характеризует издание как высоконаучное. Емкие приложения и комментарии являются полноценным научным исследованием и охватывают весь спектр вопросов, связанных с публикацией источников, вводят в историческую науку, отечественное источниковедение и агиографию, причем на высоком уровне, весьма ценные источники, забытые, либо неизвестные свидетельства.

Прежде всего, это прорись перед читателями подлинного и первоначального облика преподобного, которое сравнимо и с раскрытием иконы высококлассным реставратором, и действиями опытного хирурга, который понимает, что он препарирует не просто ткань. Перед ним и пред нами – святыня, шедевр, поврежденный веками, излишним апокрифическим усердием и иной человеческой напраслиной. Автор публикации сам задается вопросом: "Еще неизвестно - как примут сегодняшние православные очищенный от позднейшей записи лик преподобного". Действительно немало вымыслов было привнесено в житие в конце XIX - нач. XX в., накануне канонизации святого и сразу после нее.

Возвращая истинный образ и отходя от устойчивых стереотипов, С. Бычков основывает свои выводы как на современных трудах: проф. А.М. Пентковского, нижегородских краеведов О.В. Буковой и В.А. Степашкина, петербургской исследовательницы Т. Руди, так и на дореволюционных работах - Е. Голубинского, Н. Субботина, свящ. К. Ивановского, протоиерея Ф. Знаменского, и, конечно же, на многотомной переписке митрополита Московского Филарета с наместником Свято-Троицкой Лавры архимандритом Антонием.

Не стоит недоумевать, почему сведения-первоисточники, сообщаемые митрополитом Филаретом и являющиеся бесценным свидетельством о жизни дивеевской общины и тех саровских монахов, которые свято хранили верность старцу, не совпадают, а часто и противоречат "Серафимо-Дивеевской летописи", собранной и изданной в конце XIX в. священником Леонидом Чичаговым. Хотя именно этот неоднократно переизданный труд доныне считается основным источником сведений о Дивееве и преподобном Серафиме. Увлекшись рассказами дивеевских монахинь, которые уже не застали в живых старца Серафима, о. Леонид не всегда сверял их с документами, во множестве хранившимся в Нижегородском и Тамбовском архивах, а генеалогическая связь с первыми житийными сказаниями, собранными по прошествии ста с лишним лет С. Бычковым, оставалась эфемерной.

Исследования С. Бычкова оставляют надежду, что ошибки и ни на чем не основанные легенды, овевающие лик Преподобного Серафима, перестанут кочевать из книги в книгу. Прежде всего, это относится к тем фактам, что действительно при жизни преподобный был окружен не только почитанием одних, но и непониманием других. Оказывается наставление юному Прохору было дано старцем Досифеем из Китаевской обители, а не рясофорным монахом (девицей) Досифеем, которая жила гораздо позже, уже в XIX столетии в Киево-Печерской Лавре. Не было "пророчества", обращенного к последнему российскому императору о грядущем прославлении. Также устранены не столь трагические неточности в житиях, связанных с установлением точной даты рождения преподобного – 1754 г. и первоначального написания фамилии святого - Машнин.

Ученики преподобного Серафима записывали его изречения еще при его жизни. После кончины бережно собирали все, что слышали от паломников и почитателей старца. Первым попытался систематизировать поучения старца иеромонах Сергий, который в 1839 году, после того, как их цензурировал митрополит Филарет, опубликовал их как приложение к житию отшельника Марка.

Сборник С. Бычкова открывает "Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника" – первое жизнеописание преподобного Серафима, созданное иеромонахом Сергием (Васильевым) в середине 30-х гг. XIX в. Отец Сергий первым начал записывать рассказы старца, искать его биографические данные в архивах Саровской пустыни. Жизнеописание, составленное иеромонахом Сергием, отличает духовная трезвость, в нем нет ничего слащавого. Напротив язык скупой, везде прослеживается подражание общепризнанным житийным образцам.

После кончины старца Серафима, все его ученики в течение 30 лет переселились в Троице-Сергиеву Лавру, под начало архимандрита Антония (Медведева). Первым покинул пустынь о. Сергий. Именно от о. Антония узнал о преподобном Серафиме и митрополит Филарет (Дроздов), принявший живое участие в подготовке жизнеописания к публикации. Московский святитель был первым редактором составленной иеромонахом Сергием книги "Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни схимонаха и подвижника Марка"

(1839 г.). Цензуру смутило обилие чудес в жизнеописании преподобного.

Митрополит Филарет ради того, чтобы рукопись о. Сергия прошла цензуру, решил пожертвовать описаниями видений старца. Публикация А.М. Пентковским в 2004 г. первого жития преподобного Серафима, позволила С.С. Бычкову сравнить рукопись иеромонаха Сергия и первое издание. Вот, к примеру, описание чудесного исцеления отрока Прохора в рукописи: "Отец Серафим о сем рассказывал таким образом: в сонном видении Божия Матерь обещалась посетить его и исцелить от болезни, что в самом деле и исполнилось". В первом издании это свидетельство вычеркнуто и заменено сухой констатацией факта: "По сем чудотворная икона перенесена была через него, и в то же время отрок получил чудесное и совершенное исцеление, за которое мать с сыном своим приносила Заступнице и Исцелительнице усердное благодарение". И это не единственный случай, когда из жизнеописания иеромонаха Сергия вычеркивались чудеса и видения старца.

Примечательно, что пока в течение нескольких лет в Синоде шли споры – печатать или не печатать житие преподобного Серафима, без всякого на то соизволения в "Журнале современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской "Маяк" в 1844 году публикуется житие, написанное бывшим Саровским гостинником Гурием, слегка отредактированное издателем журнала С.А. Бурачком. Он перешел вслед за иеромонахом Сергием в Троице-Сергиеву Лавру, став там иеромонахом Георгием. С. Бычков во второй главе – "Сказание о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченное из записок его" своей книги опубликовал наиболее полный вариант жизнеописания, в которое о. Георгий добавил подробности из жизни старца и его наставления. Иеромонахом Георгием приводится 37 поучений.

Третья глава книги включает в себя "Записки, собранные Троицкой Сергиевой Лавры иеромонахом Авелем" о Саровской пустыни и иноках, подвизавшихся в ней. Из четырех почитателей старца Серафима, иеромонах Авель (Ванюков) последний издал свой вариант жизнеописания. Иеромонах же Сергий, известный своим смирением, не протестовал, когда о. Авель опираясь на его вариант, создал и издал свой. Более того, они делились своими архивными находками, порой повторяя ошибки, поскольку доверяли друг другу.

В приложении к книге впервые собраны и прокомментированы выдержки из переписки в четырех томах митрополита Московского Филарета (Дроздова) и наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), касающиеся не только преподобного Серафима, но Саровской обители и Дивеевского монастыря. Переписка раскрывает тайны и перипетии с публикациями первых житий преподобного, освещает конфликты в Дивеево и Сарове. Важно, что все эти события повествуются непосредственными участниками.

Невозможно не согласиться с мнением составителя, что переиздание первых жизнеописаний преподобного Серафима, принадлежащих иноческому перу Сергия, Георгия и Авеля, предпринятое в данном сборнике, важно не только для ученых-агиографов, которые изучают жизнь святого, но и для его почитателей. "Они сохранили аромат непосредственного прикосновения к жизни и подвигу святого. Саровские монахи Сергий, Гурий (в монашестве Георгий) и Авель были верными учениками преподобного старца, свято сохранившими его рассказы и поучения. Их повествования предельно достоверны, и выгодно отличаются от многочисленных вымыслов и апокрифов, окутавших имя старца в начале XX столетия".

Вслед за С. Бычковым отметим, что каждый "жизнеописатель добавлял что-то новое в образ почитаемого старца. Они и после публикации первых вариантов своих жизнеописаний продолжали собирать свидетельства о старце Серафиме, деятельно готовя его причисление к лику святых. Поэтому столь ценны не только их первые, но и последующие свидетельства о преподобном Серафиме. Быть может, для духовного наследия преподобного Серафима было бы важно собрать под одной обложкой все варианты жизнеописаний, созданных его участниками и очевидцами последних лет его жизни (их не так-то много - четыре иеромонаха, позже архимандрита Сергия (Васильева), два - иеромонаха Георгия (Иванова), пять - иеромонаха Авеля (Ванюкова), четыре - иеромонаха, позже игумена Иоасафа (Толстошеева). В этом случае его образ значительно бы очистился от поздних, так называемых "благочестивых" наслоений неизвестного происхождения, которые, к сожалению, не опирались на свидетельства очевидцев. При публикации подобного тома перед нами предстал бы вполне достоверный образ одного из величайших российских святых - преподобного Серафима Саровского". Будем надеяться, что такой труд украсит библиографию составителя первых двух житийных книг.

Несомненно, сборник приобрел бы более законченный вид, если бы имел вспомогательный аппарат, состоящий из именного и предметно-хронологического указателей, списка сокращений. Некоторая корректорская небрежность в работе с авторским текстом и оформлении ссылок и комментариев, отсутствие четких выходных данных на первые публикации и неполная атрибуция воспроизводимых икон, литографий, миниатюр, фото (весьма и весьма редких!), нисколько не умаляют достоинств работы. Упомянутые недостатки никак не связаны с уровнем вошедших в издание многолетних научных трудов, выполненных по высоким стандартам классической науки и в лучших традициях отечественной церковной истории.

Сборник житий адресован агиографам, историкам, священнослужителям, преподавателям и студентам, всем интересующимся историей России и Русской Православной Церкви, одной из самых ярких и одухотворенных ее страниц, связанных с именем преподобного Серафима.

Евгений Морозов,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]