Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
28-02-2005 19:14
 
Алексей Муравьев. Язык и дух. Sprache und Geist. Peter Nagel zum 65. Geburtstag. Hrsg. von Waler Beltz, Ute Pietruschka und Jürgen Tubach [Hallesiche Beiträge zur Orientwissenschafr 35]. Halle (Saale) 2003. 390 pp. + Bilder

Когда из печати выходит юбилейный сборник какого-то ученого специалиста по Христианскому Востоку, тем более такого прославленного, как Петер Нагель, то первая мысль приходит такая: "Хорошо, что успели"! В последнее время все больше посмертно-траурные сборники выходят из печати.

Для радости здесь еще один повод: Петер Нагель и издатели сборника из Университета г. Халле принадлежат к вдвойне исчезающей породе ученых. Во-первых, это – немецкие христианские востоковеды, что становится все большей редкостью в Германии, где закрыли все, кроме одной, кафедры христианского Востока, а студентов перепрофилируют на исламоведение. И во-вторых, и юбиляр, и его коллеги-составители занимались христианским Востоком еще в ГДР, что уже само по себе героизм.

Науку о христианском Востоке в буквальном смысле загоняют на кухни. Денег на эту область почти не выделяется. Это наложило некоторый печальный след на полиграфию сборника: печать полуслепая, качество почти ксерокопировальное… Однако, наука сильна не полиграфией, и юбиляр, немало трудов отдавший исследованию коптского и сирийского монашества, все же может радоваться, видя, сколь сильно уважают и любят его коллеги.

Сборник открывается, как положено, библиографией юбиляра.

Статья В. Бельтца (Waler Beltz) посвящена истории востоковедения в университете Халле и конкретно Иоганна Генриха Калленберга, создавшего институт иудаистики и исламоведения в Халле в середине XVIII в. Это был интересный религиоведческий опыт, и автор статьи внимательно присматривается, как в записях и протоколах Института развивался и функционировал мессианский дискурс.

Эфиопистка Ферена Белль (Verena Böll) посвятила статью процветавшим в Гондарской школе Мадхане Алам оригинального библейского толкования "андымта" (букв. и еще), которое есть продолжение традиции таргумов. Автор рассматривает чреду учителей Мадхане Аллам, сопровождая статью иллюстрациями. Эта работа вполне типична для г-жи Белль, работающей на грани этнографии и истории.

Французская исследовательница Анн Буд-орс посвящает статью уникальному коптскому фрагменту из кн. Левит (14:33-48), сохранившемуся в рукописи с творениями Шенуте. Учитывая сложную ситуацию с коптскими текстами Ветхого Завета, этот вклад безусловно ценен, тем более, что г-жа Буд-орс сопровождает публикацию лингвистическим анализом.

Бывшая коллега П. Нагеля по университету Халле (проф. Нагель вышел на пенсию уже профессором в Бонне) А. Дрост-Абгарян посвятила статью мариологии армянских шараканов на праздник Богоявления. Автор внимательно разбирает нюансы образов, использованных авторами "Шараканоца", вникая в лингвистические тонкости и объясняя, сирийское происхождение некоторых образов и понятий.

Коптолог из Мюнстера Шт. Эммель посвятил статью кодикологической переоценке "кодекса Бэджа" из Британской Библиотеки с текстом Второзакония. Ф. Федер (FrankFeder) из Берлина пишет о ватиканском коптском папирусе № 9 с ранней бохайрпской версией малых пророков, привлекая внимание к его особенностям и проблеме датировки.

Иранист и манихеолог М. Хуттер посвящает стаью манихейской экзегезе творения человека в том виде, в каком она сохранилась в "Шабурагане". Вывод автора о полемическом значении протологии Мани в контексте войн Шапура II с Римом и его гонений на христиан хотя и кажется несколько прямолинейным, однако это направление реконструкции идеологии Сасанидов и роли в ней манихеизма в высшей степени нужно и интересно.

Знаменитый мюнстерский коллега Эммеля М. Краузе (Martin Krause) возвращается к знаменитому монастырю (апы) Аполлона и формулирует те направления исследований, которые могли бы пролить свет на историю этого памятника коптского иночества. Лингвист-германист В. Эртер из Праги рассуждает об употреблении термина "Manichäer", манихей в современном немецком языке, вычленяя любопытные лингвистические закономерности.

Коллега проф. Нагеля по Халле проф. Уте Петрушка пишет об употреблении арабских понятий kalam и mutakallim в христианском контексте. При этом вывод она делает отрицательный: эти термины были столь сильно маркированы исламом, что арабы-христиане предпочитали черпать терминологию из сирийского или более глубинных слоев арабского языка. Венский проф. Х. Затцингер в своей статье выясняет характеристики того греческого алфавита, из которого происходит коптская азбука. Пётр Шолц в своей полемической статье обрушивается на засилье исламоведения в немецкой науке и критикует некоторые устойчивые представления о Коране и раннем исламе в связи с недавними спорами о "гипотезе Люксемберга".

А. Шиша-Галеви (Ariel Shisha-Halevy) посвятил статью темпоральным аспектам грамматики в оксиринских папирусах. Вопрос о соотношении настоящего, будущего и повествовательного прошедшего разобран на большом количестве примеров. Заметка Х. Зуэрмана из Аахена (Harald Suermann) посвящена рассказу армянского историка Себеоса о исламе. Проф. Зуэрманн делает вывод о важности свидетельства Себеоса для реконструкции раннего периода развития ислама.

Другой ученый из Халле профессор Ю.Тубах пишет о пребывании знаменитого епископа Раббулы Эдесского в Гелиополе-Баальбеке, привлекая археологические и текстуальные свидетельства. Статья Ю.Тубаха – безусловно, одна из самых интересных в сборнике.

Р. Кассер пишет о выражении "древнекоптский гороскоп" и его употреблении в различных контекстах, а боннский коллега проф. Нагеля, В. Кляйн, специалист по сирийскому христианству в Средней Азии рассматривает, как в Каталанском атласе отразилось присутствие христиан в Средней Азии.

Безусловно, можно порадоваться за П. Нагеля, которому к 65-летию поднесли такой замечательный научно-фундированный том. И вместе с тем нельзя не разделить с юбиляром и многими авторами-контрибуторами этого Фестшрифта беспокойства за судьбу науки о Христианском Востоке не только в Германии, но и в Европе вообще.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]