Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
09-12-2005 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Символы раздора. Путаница в госсимволах России не только раздражает мусульман и демократов, но и ставит под сомнение будущее страны как единого государства

На уходящей неделе очень много говорили о символах. Мусульманская умма России, подогретая скандалом вокруг "научной монографии талантливого исламоведа" Романа Силантьева, который хоть и ушел в отставку, но не покаялся и не попросил прощения, выбрала новую мишень для "точечного удара" в рамках своей боевой операции. Цель операции - преодоление "в среднесрочной перспективе" нынешнего унизительного положения, которое занимают мусульмане в политической, да и в религиозной структуре России. Задача-минимум - добиться равноправия всех "традиционных конфессий" в отношениях с высшей государственной властью - чтобы РПЦ МП больше не претендовала на монопольное представление их интересов; задача-максимум - учреждение поста вице-президента для представителя мусульманской уммы и, таким образом, закрепление в Конституции страны особых прав этой уммы, предоставленных ей именно по религиозному признаку.

Момент для атаки на христианские символы, входящие в государственный герб РФ, выбран достаточно удачно (что, впрочем, не увеличивает шансы на успех этой атаки, который в нынешних политических условиях практически невероятен). История с Силантьевым, действительно, не на шутку взбудоражила всех российских мусульман, но претензии их несопоставимы ни с масштабом личности отставного секретаря Межрелигиозного совета России, ни с реальной опасностью, которую представляет вышедшая малым тиражом в "православно-патриотическом" издательстве книга. Силантьев "разбудил" мусульман, точнее - дал им повод, причем довольно эффектный, высказать годами копившиеся претензии к "православному большинству". Неудивительно поэтому, что с отставкой Силантьева и с формальным осуждением его книги Службой коммуникации ОВЦС МП страсти не утихают, а только, похоже, разгораются с новой силой.

Положение мусульман в современной России действительно довольно двусмысленно. В рамках политики нарочитого федерализма, которая проводилась в 90-е годы, центральная власть всячески давала им понять, что они "полноценные граждане" единой страны, что русские вовсе никакая не "государствообразующая" нация и т.п. Степень самостоятельности "мусульманских регионов" в составе РФ далеко превосходила степень самостоятельности прочих регионов, причем каких-то особо обозначенных "православных регионов", в отличие от почти официально признанных "мусульманскими" республик Северного Кавказа, не существовало. И вот, в одночасье, с централизаторскими реформами Путина, "мусульманские регионы" лишись всех своих символических преференций. Народ суверенного Татарстана даже не может выбрать своего президента (то же самое, кстати, касается и народа Чечни, где вопрос о назначении президента из Москвы выглядит особенно деликатно). Мусульманским народам кажется, что их не просто "унизили", а сделали это резким движением "державной воли", слишком уж контрастно обозначив разницу между ельцинской вольницей и путинской "вертикалью".

Плетью обуха не перешибешь - пока еще путинская "вертикаль" работает эффективно, хоть ее уже и разъедает вдоль и поперек усилившаяся до небывалых размеров коррупция. Поэтому идеологам обиженных мусульманских народов ничего не остается, как выпускать пар в форме "риторических фигур" и политических утопий, которые, скорее всего, никогда буквально не воплотятся в жизнь, зато подготовят почву для будущих "оранжево-зеленых" революций, имеющих немедленно разразиться как только коррупция в достаточной степени разложит "вертикаль". Скорее всего, в России никогда не будет особого мусульманского вице-президента, зато президента Татарстана будет-таки избирать народ этой страны, причем уже в полной независимости от Москвы. Или - православные кресты не будут стерты с герба России, но форму с этим гербом просто перестанут носить в "мусульманских регионах" (из Чечни и Дагестана уже поступают сообщения о самодеятельном спиливании крестов со своих кокард местными милиционерами).

Объективно, герб РФ не отражает политической реальности, в которой живет эта страна. Светская и немонархическая форма правления, скорее, указывает на ее преемство с Февральской республикой, чем с Империей Романовых. А у Февральской республики, как известно, был свой модифицированный двуглавый орел - без корон, крестов и Георгия Победоносца, поражающего змия (такой герб, кстати, можно видеть на современных рублевых монетах, которые чеканит Банк России). По большому счету, если бы у власти наличествовало стремление выразить с помощью символов политическую реальность, короны с крестами следовало бы убрать. Но в том-то и штука, что современная государственная символика России является постмодернистским микстом из символов разных эпох, содержащим много взаимоисключающих "намеков". Ее слепили из остатков демократических идеалов ельцинской эпохи и советского реваншизма Путина, причем разные ее элементы обращены к разным политическим группам (например, гимн должен был понравиться коммунистам и вообще "державникам") и призваны потрафить разным вкусам и интересам. С одной стороны, привести этот микст в порядок довольно сложно даже технически, а с другой - в российском обществе сейчас доминируют такие настроения, что если бы Путин решил вернуть советский герб и красный флаг с серпом и молотом, это вызвало бы почти всеобщий восторг. Так что, может, лучше уж и не трогать хотя бы те немногочисленные символы, которые указывают на какие-то отличия современной России от коммунистического СССР?

Обычно в защиту христианских символов на гербе приводят примерно такое рассуждение: много прошло веков с момента появления этого изображения, когда-то он действительно воспринимался буквально, но сейчас это просто указание на связь времен, геральдико-археологический памятник, поэтому кресты на нем не являются собственно религиозным символом и никому не придет в голову молиться на эти кресты, как молятся, например, православные на крест в храме. Да, в большинстве, например, западноевропейских стран религиозные атрибуты в государственной символике так и воспринимаются. Но в России есть два существенных "но". Во-первых, современный политический режим никак не обозначил разрыва своего преемства с незаконной властью большевиков, удерживавших ее с 1917-го по 1991 год, не совершил покаяния за грехи этой власти, не осудил их законным, правовым образом, а значит, продолжает нести за них ответственность. В условиях, когда современная российская власть, с юридической точки зрения, преемствует не Российской Империи, а СССР, символы Империи выглядят неадекватно. Во-вторых, все более популярным даже в среде российской властной элиты становится не изложенное выше светское понимание смысла религиозных атрибутов в государственных символах, а вульгарно-православно-патриотическое (вульгарность этого подхода выражается в том, что религиозное в нем не отделяется от национального и даже подчиняется последнему): кресты означают, что мы живем в православной стране - преемнице и Империи, и Союза. Митрополит Кирилл (Гундяев) так и сказал как-то раз: "Мы живем в православной стране с конфессиональными меньшинствами". Но эти меньшинства не хотят и не будут жить в православной стране, а значит рано или поздно придется выбирать: либо "православность", либо меньшинства...

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]