Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-06-2003 18:31
 
Еп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Восточная агиология [агиография]

Календарь, святцы,месяцеслов, мартиролог, пролог, синаксарь, еклогадион, канонарь, минея.

Разные названия носят те книги или отделы книг, в коих даются сведения οсвятых Божиих и праздниках христианских и разные смыслы имеют сии названия; посему необходимо определить их значение.

Краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года называется календарем, месяцесловом, святцами, в западной церкви еще мартирологом.

В календарях, святцах, месяцесловах сообщаются весьма краткие сведения οсвятых для отличия их одного от другого, наприм. апостол, мученик, преподобный (инок), иже во св. отец наш (т.е. епископ), указывается иногда место его жизни или кончины, например: анкирский, кесарийский и т. п.).

В святцах и месяцесловах иногда обстоятельства жизни святых описываются несколько подробнее, показываются время их жизни или кончины, главнейшие черты их жизни, образ кончины их. Такие святцы можно назвать историческими; называют их еще святцами с летописыо.

Календарь—слово латинское (Calendarium) и само происходит от греческого (Καλέωзову, называю), потому что в Риме особенный чиновник, а после великий первосвященник в первый день месяца вызывал новолуние; отсюда первое число называлось календы (calendae). В языческих календарях по месяцам и дням года означались празднества языческим богам, дни рождения императоров, дни собрания сената, дни благоприятные и неблагоприятные (несчастные, черные), ветры и дожди и т.под. До нас дошел подобный календарь в римском хронографе времен имп. Констанция 354 года после Р. X., принадлежавший Фурию Дионисию Филокалу (об нем далее).Замечателен и другой календарь, написанный в Галлии в 448 году, принаддежавший Полемею Сильвию и составляющий переход от языческих календарей к христианским. Сильвий, вероятно, современник епископа Илария Арльского (Arles), 449 г. упоминаемый сим как известный современный Богослов, и календарь егопосвященЕвхерию,епископуЛионскому (|+ 450). В нем, кроме массы разных сведений, содержится малый календарь с 10 праздничными днями. Они следующие: января 6 Епифания(явление),вкоторыйдень, по прошествиинекоторого времени, звезда показала волхвам родившегося Господа и вода соделана вином или в реке Иордане крещен Спаситель. Января 22 кончина (natalis—рождение в другой мир) св. муч. Викентия. Февраля 22 преставление (depositio) св. Петра и Павла. 25 марта Распятие. Посольство (missio) язычников, Христос пострадал в сей день. 27 марта Воскресение. 1 августа мучение Маккавеев. 10 авг. кончина св. муч. Лаврентия. 12 авг.кончинамуч. Ипполита (по Бутлеру (XI. 57 и след.) это Ипполит, признаваемый им за священника, а нами за папу римского 30 января). 25 дек. рождение Господа по плоти.26дек. кончина св. Стефана мученика.

Обращает на себя внимание также древний консульский календарь (Консульские фасты), составленный около 500 года, кончающийся 493 годом. Он содержит девять христианских праздников, из коих последний относится к 336 году. Вот эти дни по порядку времени или консульств: 25дек. при Августе XIIи Силане (Консулах) родился Христос, в27 году (по Р. Хр. Консулов означать не будем) пострадал Иоанн Креститель, в 29 году25 марта пострадал Христос при двух Геминах(консулах), в 44 году ап. Петр пришел в Рим, в 57 году 29 июня пострадали Петр и Павел в Риме, 62 г. 28 декабря апостол Иаков в Иерусалимесвергнут с крылахрама иудеями,в203 году 7 марта пострадали Перпетуя и Фелицата, в 250 году (при консулах Декии и Грате) было преследование христиан, чтобы приносили жертвы идолам; в 251 году 11 авг. пострадал св. Лаврентий, в 258 г. 14 сент. пострадал Киприан в Карфагене, в 303 году разрушены церкви и книги Господни сожжены и 16 сентября пострадала св. Евфимия, в 306 году 22 июня пострадал Тимофей в Риме, в 336 году вошли в Константинополь Лука и Андрей, то есть в перенесении тел их.

Мартирологи или мученикословия, (впрочем в них находятся не одни мученики, но и прочие святые), по мнению западных ученых, отличаются от календарей: 1) тем, что они полнее сих последних, ибо означают время, место, образ страдания и вообще кончины святых, т.е. соответствуют более святцам, которые мы назвали историческими, а некоторые мартирологи, напр. Беды, особенно Адона, Рабана соответствуют по полноте исторических известий нашим прологам, οкоих ниже. 2) Календари имели по преимуществу церковнослужебное значение; в них означились такие святые, которых памяти торжественно праздновались в церкви, и они издавались от предстоятелей церквей. Мартирологи писались частными лицами и более для частного употребления, и в них собирались все святые, известные писателю, хотя им в той церкви и не праздновали. 3) В календарях часто выставлялись пасхальные знаки, чего нет в мартирологах.

В настоящее время календарем называется по преимуществу (частнее) месяцеслов, составляемый на известный год с показанием: числ подвижных праздников и каким числам месяца соответствуют дни недель сего года.

Месяцеслов, по гречески минолог (Μηνολόγιον), употребляется более в общем значении календарей. Как исключение сим именем называется пролог или синаксарь императора Василия, известный под именем месяцеслова императора Василия.

Пролог—слово греческое и значит предисловие (Πρόλογος). Так называется у нас книга, содержащая сокращенные сказания οсвятых и праздниках, но более пространные, нежели в исторических святцах, расположенные также по дням года. У греков эта книга называется Синаксарем (συναξάριον), т.е. собранием, сборником, соборником. Название сей книги прологом в России произошло, по всей вероятности, от того, что греческий синаксарь, который переведен был на славянский язык, имел предисловие (пролог), которое предшествовало синаксарю, от этого оглавления и получила название у славян вся книга. То мнение, что синаксарь назван прологом в смысле чтения (немецкого Vortrag), так как эта книга читалась в церкви (Голуб. Т. I, стр. 751), не может быть принято. И другие греческие книги и церковные уставы и древние и новые начинаются прологом, как предисловием. В некоторых славянских прологах XIIIи XIY веков и позднейших действительно встречается краткое предисловие пред сентябрскою половиною, в коем говорится οсоставлении синаксаря и которое несомненно греческого происхождения. 0 сем предисловии будем говорить подробно после. Самый древний пролог или синаксарь до нас дошедший составлен в Xвеке греческим императором Василием II(976—1025 г.), или по его поручению. Западные назвали его месяцесловом, хотя определенно неизвестно, как он назывался греками в начале и название месяцеслов находится ли в древнейшем списке его или, может быть, оригинале, находящемся в Ватиканской библиотеке.

Под именем синаксаря не всегда у греков разумелось и разумеется только то, что теперь у нас известно под именем пролога. Именем синаксаря озаглавливаются в евангелиях и апостолах, уставах и других книгах месяцесловы или календари, т.е. расположения святых и праздников по месяцам и дням года с означением чтений евангельских и апостольских, а в уставах, ирмологах, следованных псалтирях—с означением тропарей, кондаков и вообще порядка службы. Слово синаксарь, по слав. переводам собрание, соборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы для прославления Господа и святых Его. Сии дни и означались в евангелиях, апостолах и других богослужебных книгах, но после уже стали разуметь под синаксарем и то, что у нас известно под именем пролога. Некоторые западные писатели, напр. Шольц в конце издания евангелия и апостола, под синаксарем разумеют показание чтений евангельских и апостольских на все дни года без показания святых, а показание святых в евангелиях и апостолах называют месяцесловом (μηνολόγιον). Ηοв большей части рукописных евангелий и апостолов, нами виденных, синаксарем называется показание святых по дням года с означением чтений, положенных им; в рукописи С.-Петербургской публичной библиотеки (Евангелие XIIв. СI.) указание евангельских чтений дней всего года названо еклогадион (Έκλογάδίον), а показание святых по дням года с чтениями же им названо синаксарем. В Лаврентиевой Медицейской библиотеке в рукописи Нового Завета (Bandiniρ. 153 № XXΥΠ), кроме синаксаря на весь год есть еще евлогадион, но это не показание евангельских или апостольских чтений дней года, а показание важнейших святых года (Έχλογάδίον, т.-е. выбор, συνθεώτωνεπισημότερωναγίωντουόλουενιαυτού).

Еклогадион евангелия XIв. Криптоферратского монастыря (о нем ниже) содержит многие памяти святых уже на все дни года. В рукописи нанианской библиотеки (у Мингарелли № XI) синаксарем называется и показание одних евангельских чтений и показание святых. И так слова: синаксарь, минолог, еклогадион употреблялись одно вместо другого в евангелиях и апостолах. В том же значении показания евангельских дневных чтений или святых всего года употреблялось слово канонарь-правильник, например в синайских евангелиях или уставах при евангелиях IX—Xвеков № 1. Впрочем под названием канонарь разумелся и весь устав. Так устав Криптоферратского монастыря озаглавлен: συναξάριονσυνθεώ, ήγουνΚανονάριον и проч.

Под именем Миней (месячников) разумеется собрание пространных сказаний οсвятых и праздниках, расположенное по месяцам. В отличие от Богослужебных они называются Четьими.

План агиологии.

Так как в западной церкви сохранились более древние календарные памятники, чем в восточной:, то мы,после общего предисловия οмесяцесловах или календарях и по сообщении общих сведений οвосточных памятниках агиологии, скажем первоначально (отдел а) οзападных календарях и мартирологах, на сколько это нужно для восточной агиологии, и οсродном с ними Сирском месяцеслове, потом οвосточных паматниках агиологии, именно: б) οмесяцесловах при евангелиях и апостолах, в) об уставах и месяцесловах в них, г) οслужебных минеях и других богослужебных книгах, д) οчетиих-минеях, е) ο прологах или синаксарях и ж) наконец οсвятцах.

0 месяцесловах или календарях вообще.

Еще св. ап. Павел заповедывал палестинским христианам поминать наставников, запечатлевших веру во Христа своею мученическою смертию: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. XIII, 7). Таковы были до написания сего послания первомуч. архидиакон Стефан, св. ап. Иаков Зеведеев и Иаков брат Господень. Спутники священномуч. Игнатия, епископа антиохийского, пострадавшего в Риме (в 107 или 116 г.), в заключении описания его мученич. подвигов говорят: восхвалив Бога подателя благ и ублажив святого, мы заметили для вас день и год кончины (ήμέρανκαιτονχρόνονт.е. 20 декабря при консулах Суре и Седекии или Сенекии), чтобы, собираясь во время мучения его, мы могли иметь общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым. В заключении повествования οкончине св. Поликарпа, еп. смирнского, христиане смирнские, сокрывшие его останки, говорят, что они будут собираться туда для празднования дня мученического рождения его. (+ 166 г. 23 февр.). Тертуллиан (+ .окт. 211 г.) говорит: мы совершаем приношения за усопших и торжества в честь святых. Св. Киприан, еп. карфагенский (+ 258 г.), пишет своему клиру касательноисповедников:замечайте дни, в которые они умирают, чтобы мы имели возможность праздновать памяти их вместе с памятями мучеников. Следовательно ранее сего времени уже существовали в карфаг. церквисвятцы с именами мучеников. Св. Григорий неокесарийский (+ ок. 266 г.), по свидетельству жизнеописателя его св. Григория нисского,совершал торжественное богослужение в дни памятей мучеников, собирая в сии дни верующих на гробах их. Свидетельства из 4 века οпраздновании памятей мучеников весьма многочисленны; приведем некоторые из них: Евсевий, говоря об указе Константина Великого всем правителям империи οпраздновании воскресного дня, продолжает: по воле царской они чтили также дни мучеников и праздники. Собор в Гангре(ок. 340) постановил такое правило: аще кто пришедши в надменное расположение, гнушаясь, осуждает собрания в честь мучеников и совершаемые в оных служения и памяти их, да будет под клятвою(прав. 20). Златоуст свидетельствует, что в его время уже многие дни мучеников праздновались. Дни памяти мучеников по крайней мере знаменитейших без сомнения праздновались еще в первые века, не только в тех церквах, к которым они принадлежали, но и в других. Это видно из того, что христиане первых веков извещали и другие церкви οмучениках,среди их пострадавших, иногда по просьбесамих церквей.Так церковь смирнская в целом послании к церкви филадельфийской описывает мученическую кончину св. Поликарпа и просит передать это послание и в другие церкви; церкви лионская и вьеннская извещали длинным посланием отдаленные от них церкви асийские и фригийские οепископе Пофине и других мучениках,пострадавших -в177году. Дионисий александрийский описываетстрадания мучеников в Декиево гонение в 251 г. в послании в Фабиану, еп. Антиохийскому. Итак с первых веков христианства существовали календари с означением дней памятей мучеников. В 4 веке сии календари были настолько полны, что содержали имена святых на все дни; это можно видеть из слов Астерия амасийского: вот всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему если бы какой либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного. С прекращением гонений, украсивших многие сонмы безсмертными венцами мученичества, явились новые борцы с невидимыми врагами церкви в лице подвижников пустыни, ревнующие οчистоте веры и добрых нравов пастыри церкви, которые, по скончании жительства их, скоро причислялись к лику святых в тоже время чудеса от мощей и гробниц ветхозаветных святых стали напоминат οподвигах их ко славе Божией, и таким образом состав календарей стал более и более разнообразиться и наполняться. Так οсв. Антонии известно, что, хотя он завещал похоронить себя в неизвестном месте, но преп. Иларион с братиею совершил трехдневный путь, чтобы почтить почившего всенощным бдением. В 473 г. пр. Евфимий великий пред своею смертию велел совершать в честь Антония всенощное бдение. При императоре Иустиниане (527—565) открылись мощи его и перенесены в Александрию. По свидетельству Иеронима и Созомена христиане кипрской церкви, где умер св. Иларион палестинский в 372 году, соревновали одни другим в почитании святого. Одна женщина даже умерла от горести по случаю перенесения мощей его из Кипра учеником его Исихием. Император Маркиан (450—457) создал церковь во имя пр. Вассиана (+ 450 г.), современного ему константинопольского инока. Преп. Иоанну Кущнику (+ ок. 465 г.) создан был храм его родителями (см. житие его).

Патриарху константинопольскому Митрофану (+ 325 г.) сам Константин Великий построил храм. Св. Иоанн Златоуст восхваляет жителей Константинополя за то, что они через пять лет после кончины Мелетия, патриарха антиохийского (+ 381 г.), стеклись на память его. Св. Прокл, преемник Златоустого, говорит в слове Златоустому: не столько мрежа рыбарей привлекает рыб, сколькопраздник Иоаннов привлекает правых к вере... почивает в Понте, а восхваляется во всем мире. Св Ефрем Сирин говорит также слово св. Василию Великому. Импер. Феодосий Младший (408—450) создал в Царьграде храм во имя Григория Богослова (+ 389).

В житии муч. Феодота анкирского (+ 304), писанном современником, говорится οхраме св. патриархов и другом храме отцов. (Четья Мин. 18 мая). Жезл Моисеев с честию принят был в Константинополе императором Константином Великим. Св. царицею Еленою принесены мощи пророка Даниила и других пророков в Царьград и положены близ церкви св. Романа. Антонин, в VIв. путешествовавший с Запада к св. местам в Палестину, писал οпраздновании там Иакову, брату Господню и Царю Давиду. Косма Индикоплевст (ок. 535 г.) также свидетельствует οпразднике Давида и Иакова, совершавшемся в Палестине на другой день Р. X. Мощи пророков Аввакума и Михея обретены были в Палестине в царствование Феодосия Великого (+ 395). По свидетельству Иеронима и пасхальной хроники мощи св. прор. Самуила перенесены были в Царьград из Иудеи в 406 г. 19 мая при царе Аркадии и положены в Великой Церкви; после построен во имя его храм и, вероятно, 20 августа перенесены в него мощи пророка. Император Зинон (474—491), по случаю явления ему пророка Илии в лагере во время войны с персами, построил ему великолепный храм в Царьграде. Св. Домника (8 янв.) построила женский монастырь в Царьграде при импер. Зиноне во имя пророка Захарии. Мощи пророка Исаии перенесены были из Иерусалима в Царьград при императоре Маркиане и Пульхерии (450—457). Ветхозаветные мученики Маккавеи находятся в древнейших месяцесловах.

Что касается до праздников господских и богородичных, то на многие из них встречаются слова отцов церкви 4 века. У Златоуста есть 4 слова и об ангелах.

По сличению разных дошедших до нас календарей между собою критики полагают следующие правила для отличения древних календарей от позднейших.

1-е правило. Чем короче обозначение праздника или памяти святого, тем календарь древнее; в римском календаре 4 века не прибавляется даже слово святый к собственным именам. Из имен многих мучеников, пострадавших в одно время или в одной области, показывается имя одного важнейшего, а потом прибавляется и дружины его, или же даже ни одного имени не полагается, а означается сонм многих мучеников именем местности, напр. в Иарфаг. календаре (Y—YI века) 31 мая святых Тимиденских (S. Timidensium), 17 янв. св. Рубренских (Rubrensium). Причина краткого обозначения имен святых в древних календарях заключается в том, что сии святые известны были хорошо христианам той церкви, в коей они жили и страдали; по мере обогащения календарей святыми других церквей, особенно одноименными, явилась потребность отличать их родом жизни и кончины, саном, местом жительства и т. под.

2-е правило. В древних календарях памяти святых и праздники не многочисленны, совершались в немногие дни года и притом в один и тот же день большею частию полагалось по одной только памяти, по одному святому с дружиною его, если была.

3. Праздников во имя Богоматери в древних валендарях или нет или мало, потому что Ей праздновали вместе со Спасителем в Господские праздники.

4. В месяцах: марте и апреле не было в древности празднования святым, потому что на сии месяцы падает четыредесятница и праздник Пасхи, а 51 правило Лаодикийского собора говорит: не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память св. мучеников в субботы и в дни воскресные. На западе такое же правило постановлено было или, вероятно, подтверждено древнее Толедским собором в 656 году (гл. 1). Посему в древних календарях в сии месяцы не было означаемо и самых памятей святых.

5. Чем менее предпразднеств в календаре (по западному вигилий vigilia), тем календарь древнее. В Римском IVв. и Карфагенском V—VI в.совсем их нет,во Фронтоновом VIII века только 4, в позднейших более.

6. Чем менее святителей или преподобных не мучеников или не исповедников,темдревнеекалендарь. В настоящих восточныхмесяцесловахепископыне мученики и не исповедники, но коимпразднуетцерковь, по временижизни не ранее IVвека и большеючастиювторой половины IVвека. Календари частных церквей отличаются обилием в них местных святых, особенно епископов.

Общия сведения οвосточных памятниках по Агиологии.

Алляций в издании творений Иоанна Дамаскина у Ле-Кьена справедливо опровергает мнение Галатина, которому безотчетно следовали и другие, что Иоанн Дамаскин есть составитель восточного месяцеслова. Мнение Галатина основано на том, что он нашел в некоторых арабских кодексах, содержащих 4 книгиИоанна Дамаскина οправой вере, и месяцеслов. Но известно, что месяцесловы на востоке вписывались в разные книги писцами и владетелями книг. Нельзя Иоанна Дамаскина считать автором восточного месяцеслова, потому что записи мучеников велись и месяцесловы существовали с самых древних веков христианства. Ужели до VIIIвека восточная церковь и особенно константинопольская патриархия была без месяцеслова и притом достаточно полного? Иоанн Дамаскин мог еще более восполнить восточный месяцеслов, собрав памяти из разных памятников агиологии. Но и об этом сведений не имеется. Из стихиры его на первое сентября видно, что в его время был полный месяцеслов, ибо в ней поминаются новолетие, Каллист, Евод, Гермоген, Иисус Навин, 40 жен, 7 отроков в Ефесе, а Симеону столпнику им написан канон.

Богослужебные месяцесловы.

До нас не дошло столь древних богослужебных восточных месяцесловов, каковы западные календари. Римский Бухерианский ΙΥвека и Карфагенский Υ-VIвеков. Более древние восточные богослужебные месяцесловы (VII- Xвеков) дошли до нас в евангелиях и апостолах. В месяцесловах же евангелий и апостолов означались в древние времена такие святые, которых память особенно чтилась. 0 сих святых говорит св. Василий Великий: мы приобщаемся 4 раза в каждую седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу, также в иные дни, если бывает память какого святого. Посему дошедшие до нас древнейшие месяцесловы кратки. Самые древние восточные, дошедшие до нас месяцесловы в евангелиях и апостолах, не восходят ранее VII—IXвеков и содержат памяти известнейших святых не на все дни года. Наибольшею древностию отличается месяцеслов при апостоле Коаленевой Парижской библиотеки X—XIвека, οкоем будет сказано ниже. В нем самый позднейший по времени святой есть 10 янв. Дометиан, еп. мелитинский + 601 г., тогда как в других месяцесловах встречаются святые VIIIвека. В некоторых месяцесловах при евангелиях и апостолах Xвека святые расположены уже на все дни года.

Месяцесловы не служебные и синаксари или прологи.

Наибольшею полнотою памятей отличается стишной синаксарь или пролог, соответствующий римским мартирологам, содержащий краткие сказания οсвятых и окончательно составленный в XII— XIIIвеках. Откуда в сем прологе явилось столько памятей мучеников IIIи IVвеков, коих имена не встречаются в дошедших до нас других памятниках: евангелиях, апостолах, уставах и других? Откуда автору пролога известен образ мученической кончины их, когда он не обозначается в евангелиях и других служебных книгах, а актов мученических об них не было? Очевидно, были древние, более полные месяцесловы с краткими историческими заметками οроде смерти мучеников, до нас не дошедшие. На существование таких полных не служебных месяцесловов указывают краткие месяцесловы при евангелиях и апостолах, когда, перечисляя мучеников дня, прибавляют и прочих, напр., в месяцеслове константинопольского евангелия ΥΙΙΙ—IXвека (Синод. библ. № 42 οнем ниже): 17 сентября свв. Евлампия, Панталеона, Домнина, Мирона и прочих святых. Из истории западной агиологии видим, что в VIII, IXи даже последующих веках календари были кратки, а между тем св. папа Григорий (590—604) в письме своем к патриарху александрийскому Евлогию говорит, что в его время существовал уже сборник многих святых на каждый день из разных стран. Тоже без сомнения было и на востоке, как и предполагал папа Григорий, что покажется ниже. Первые более полные исторические святцы востока, конечно, издревле существовали в разных видах, т.е. одни экземпляры их содержали имена таких святых, которых не было в других. Из предисловия к прологам XIвека увидим, что в сие время составители их собирали памяти святых из разных источников. На западе видим обратное отношение: позднейшие дошедшие до нас западные мартирологи Беды, Адона и других вообще гораздо беднее памятями древнейшего Иеронимова полного мартиролога, хотя в них есть не многие новые памяти, коих нет в Иеронимовом мартирологе, а на востоке чем позднее прологи, тем полнее, как это увидим ниже.

Разности месяцесловов и друг. календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых.

Если сравнивать показания дней кончины святых в актах и житиях с днями празднования им по месяцесловам в евангелиях и апостолах и если сравнивать месяцесловы между собою, то выходит такое заключение, что памяти многих святых и едва ли не большей части их поставлены в разных месяцесловах не в дни их кончины, а в другие, как-то перенесения мощей, освящения церквей во имя их и часто в дни, назначенные им по усмотрению составителей месяцесловов. До нас не дошли месяцесловы древних частных церквей востока, а только месяцесловы константинопольской церкви, на которые по временам и впоследствии влияли месяцесловы иерусалимской церкви. Составители же месяцесловов константинопольской церкви, основавшейся уже после времен гонения, ставили многих святых не под теми днями, под коими они находились в древних церквах, а по своему усмотрению. Это несомненно видно из сравнения месяцесловов константинопольской церкви с календарями римской, именно: древние составители константинопольского месяцеслова ставили большею частию западных святых не под теми днями, под коими они находятся в римских древних календарях и мартирологах, равно как и восточные святые находятся в западных древних календарях не под теми днями, под коими они находятся в восточных месяцесловах; из слов Златоуста на антиохийских святых видно, что тем святым в Антиохии праздновали не в те дни, в которые они поставлены в Константиноп. Месяцесловах; в коптскихи абиссинских месяцесловах, отраслях древнего александрийского, в готфском видим также большое различие в означении дней памятей святых от календарей, как константинопольской, так и римской церквей. Так и в новейшие времена св. Димитрий ростовский внес в свои минеи некоторых святых из западных календарей не под теми днями, под коими они находятся у западных, но по своему усмотрению. Сказанное относится ко всем месяцесловам вообще взятым в сравнение между собою. Но тот месяцеслов, который с течением времени выработан в Константинополе и принят русскою церковию, в отношении дней кончины святых более согласен с актами их, особенно в отношении тех святых, которым есть службы, что и показано нами в Т. IIозначением дня кончины святых знаком +. Αиз Vотдела каждого дня в том же томе IIнашего месяцеслова несомненно видно, что разность в означении дней памятей святых, особенно в IX—XIIвека, была очень велика.

При сравнении служебных месяцесловов даже константинопольской редакции при евангелиях и апостолах оказываются в них не малые разности: а) в количестве памятей в году или в том и другом месяце и б) в днях празднования святым. В календарях римской церкви замечается несравненно более согласия между собою; так сакраментарий папы Григория, календари Фронтонов, Алляциев, Бандиниев очень мало разнятся в отношении к количеству и дням памятей святых; дошедшие до нас древнейшие восточные месяцесловы разнятся несравненно более. Из сего видно, что на востоке в древности и при константинопольской централизации было более свободы для частных церквей и монастырей в деле празднования святым и в составлении месяцесловов.

Что же касается до разных четиих-миней, до прологов или синаксарей, то разногласие их в днях памятей одних и тех же святых так велико, что нельзя не видеть произвола у составителей их в размещении их, и на этот произвол, как увидим ниже, жаловался писатель предисловия к Петрову прологу XIвека.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]