Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-07-2005 18:42
 
Рав Шломо Ганцфрид. Кицур Шул-хан Арух (продолжение: главы 29, 30, 31, 33) [иудаизм]

Глава 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе

1. Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда или сердится один раз за много лет. Один человек чрезмерно горделив; а другой чрезмерно принижен. Один обуреваем страстями — никогда не насыщается его душа, стремящаяся постоянно к предмету его страсти; а другой отличается чистым сердцем и не испытывает желания приобрести даже то немногое, что необходимо для существования. Один жаден, и не насытится его душа даже всеми деньгами мира, как сказано: "Любящий деньги не насытится деньгами"; а другой настолько смирил свою жадность, что удовлетворяется немногим, недостаточным для пропитания, и не старается добыть необходимое. Один морит себя голодом, и копит богатства, и купленную на свои деньги еду ест страдая; а другой проматывает все свое имущество. И так во всех душевных качествах и склонностях, как, например, веселье и грусть, скупость и щедрость, жестокость и милосердие, трусость и мужество, и так далее.

2. Правильный, ведущий ко благу путь состоит в том, чтобы человек приучил себя выбирать среднее. Пусть испытывает стремление только к тем вещам, которые необходимы для тела и без которых невозможно существовать, как сказано: "Праведник ест до сытости". И также пусть не работает больше, чем необходимо для приобретения того немного, что нужно, чтобы прожить этот день, как сказано: "Достаточно и немногого для праведника". И пусть не будет слишком жадным, но и не разбрасывается деньгами, а дает милостыню по средствам и дает в долг правильным способом и тому, кому следует. И пусть не веселится и радуется безудержно, но и не будет печальным и скорбящим, а пусть спокойно радуется все свои дни и будет доброжелательным. И то же самое относится к большинству остальных душевных качеств — тот, кто выбирает среднее, называется мудрецом.

3. Но гордыня — это совершенно отрицательное качество, и запрещено человеку проявлять ее даже немного; а пусть приучит себя человек быть приниженным, как заповедали нам мудрецы наши благословенной памяти: "Очень-очень будь приниженным".

Как же ты сможешь приучить себя быть скромным и приниженным? Говори только спокойно, пусть голова твоя будет опущена, глаза смотрят вниз, а сердце — вверх, и думай про всякого, что он лучше тебя: ведь если он мудрец Торы больший, чем ты, то ты обязан почитать его; и также, если он богаче тебя, ты также обязан его почитать, как сказано в Талмуде: "Раб-би почитал богатых" — и думать, что, раз уж Вс-вышний благословенный дал ему богатство, вероятнее всего, он заслужил его. А если человек ниже тебя по мудрости или по богатству, думай, что он больший праведник, чем ты, поскольку, если он и совершит какое-либо преступление, сделает это по ошибке или будучи вынужденным (ведь он не знает, что это запрещено. — Перев.), а ты, если совершаешь преступление, делаешь это сознательно. Если ты будешь думать так постоянно, ты никогда не сможешь возгордиться, и будет тебе благо.

4. И также гнев — совершенно отрицательное качество, и подобает человеку отдалиться от него, насколько возможно, и приучить себя не сердиться даже тогда, когда сердиться следовало бы. А если ему нужно привести к повиновению своих домашних, пусть разыграет им гнев, чтобы напугать их, а внутри будет спокоен. Сказал Элиягу (пророк) раву Йегуде, брату рав . Сала Хасида: "Не гневайся и не греши" (то есть: не сердись, поскольку, из-за того что ты сердишься, ты можешь согрешить), "Не напивайся вином и не греши". Еще сказали учителя наши благословенной памяти: • Всякий, кто сердится, как будто поклоняется идолам, и все виды наказаний Гехинома владеют им, как сказано: "И убери гнев из своего сердца, и отведи зло от твоей плоти", а зло — это Гехином, как сказано: "И также злодей — до дня зла". Если человек склонен сердиться, то и жизнь его — не жизнь.

Поэтому приказано нам отдаляться от гнева, пока не приучит он себя не сердиться даже на то, что по-настоящему может рассердить. И это есть путь блага и путь праведников, которые не платят обидой за обиду, слышат, как их позорят, и ничего не отвечают, служат Б-гу из любви и радуются, когда Он посылает им страдания, — о них говорит Писание: "А любящие Его — как солнце, выходящее в своей мощи".

5. Пусть человек всегда как можно больше молчит, а говорит только либо о Торе, либо о том, что необходимо для поддержания существования тела. И даже о том, что необходимо для поддержания тела, пусть не говорит слишком много. И сказали уже учителя наши благословенной памяти: "Всякий, кто говорит слишком много, призывает грех". И еще сказали: "Не нашел я для тела ничего лучше молчания". И сказал Рава: "Что означает стих "Жизнь и смерть в руках языка"? Тот, кто хочет жизни — добивается ее языком; тот, кто хочет смерти — добивается ее языком".

6. Человек не должен быть ни безудержно веселящимся, ни печальным и скорбящим, а должен быть радостным. Так сказали мудрецы благословенной памяти: "Смех и легкомыслие приучают человека к разврату". И также пусть человек не будет жадным, гонящимся за деньгами, и пусть не будет равнодушным и бездельничающим, а пусть будет щедрым, пусть поменьше работает и занимается Торой.

И той малости, которую он получает в удел, пусть радуется. Так сказали мудрецы наши благословенной памяти: "Зависть, жадность и стремление к почету выбрасывают человека из мира". И от этих свойств человеку следует отдаляться.

7. Может человек подумать "Поскольку зависть, жадность, стремление к почету и подобные душевные качества дурны, поскольку выбрасывают человека из мира, я отдалюсь от них полностью и ударюсь в другую крайность" — настолько, что не будет теперь есть мяса и пить вина, не женится и не станет жить в красивом доме и носить красивую одежду, а будет одеваться в мешковину и т.д. — также и это дурной путь, и идти по нему запрещено. Идущий по этому пути называется грешником, поскольку написано про назорея: "И искупит за него, поскольку он согрешил против души". И сказали мудрецы наши благословенной памяти: если уж назорей, который отказался только от вина, нуждается в искуплении, отказывающийся от всего — тем более!

Поэтому заповедали учителя наши благословенной памяти, чтобы человек отказывался только от того, что запрещено Торой, а не запрещал бы себе с помощью обетов и клятв разрешенное Торой. Так сказали мудрецы наши благословенной памяти: "Недостаточно тебе, что ли, того, что запретила Тора, что ты еще запрещаешь себе разрешенное?!" И запретили учителя наши благословенной памяти изнурять себя постами больше, чем следует. И про все это и подобное ему сказал царь Шломо, да пребудет мир на нем: "Не будь очень праведным и не слишком мудрым: зачем тебе разрушаться". И еще сказал он: "Проложи путь ног твоих посередине, и все дороги твои пусть будут исправлены".

8. Мы уже приводили (глава 1, параграф 3) высказывание Йегуды бен Теймы "Будь дерзок, как тигр..." — чтобы человек не смущался перед людьми, высмеивающими его за его служение Творцу, да будет имя Его благословенно; но тем не менее не следует отвечать им нагло, чтобы не приобрела его душа этого качества: быть наглым даже не во время служения Ему, да будет имя Его благословенно.

9. И также не следует драться за право выполнения заповеди, как, например, молиться в качестве хазана, или быть вызванным к

Торе, или еще что-то в этом же роде, как мы видели в истории с Хлебами приношения: хотя есть заповедь есть эти Хлебы, тем не менее в Талмуде сказано: "Скромные не протягивали рук, а обжоры хватали и жрали".

10. По своей природе человек в своих делах следует за своими близкими, друзьями и земляками. Поэтому должен человек дружить с праведниками, сидеть всегда возле мудрецов, чтобы учиться их делам; и пусть отдаляется от злодеев, бродящих во тьме, чтобы не учиться их делам. Сказал царь Шломо, да пребудет мир на нем: "Идущий с мудрецами станет мудрым, а дружащий с глупцом станет злодеем". И еще сказано: "Счастлив человек, который не ходил, как злодеи...". И если человек живет в городе, руководители которого — злодеи, а жители его не ходят прямыми путями, пусть переедет оттуда в город, жители которого — праведники и следуют путями блага.

11. Заповедь из Торы требует от человека объединяться с мудрецами Торы, чтобы учиться по их делам, как сказано: "И к Нему прилепись". А разве можно человеку прилепиться к Б-жественному присутствию?! Значит, стих нужно понимать по-другому, и вот как объясняют его учителя наши благословенной памяти: "Прилепись к мудрецам Торы". Поэтому должен человек стараться жениться на дочери мудреца, отдать свою дочь в жены мудрецу, есть и пить с мудрецами и заниматься бизнесом для мудреца, и объединяться с ними всеми возможными способами, как сказано: "...и чтобы прилепляться к Нему". И то же заповедали учителя наши благословенной памяти, сказав: "Пылись в пыли их ног и пей с жадностью слова их".

12. Заповедь требует от каждого человека любить каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, как собственное свое тело, как сказано: "И люби ближнего своего, как самого себя". И поэтому нужно рассказывать про евреев хорошее и жалеть их деньги, как он жалеет собственные деньги и заботится о собственном почете. И всякий, кто зарабатывает себе почет за счет позора товарища, хотя товарищ его при этом и не присутствует, и позор его не касается, и тот его даже не позорил сознательно, а просто рассказал о своих добрых делах и своей мудрости в сравнении с делами и мудростью товарища, чтобы из их сравнения всякий мог видеть, что ему полагается почет, а его товарищу — позор, — этот человек не имеет доли в будущем мире, пока не раскается полным раскаянием.

13. Всякий, кто ненавидит одного из евреев в своем сердце, нарушает запрет Торы, как сказано: "Не ненавидь брата своего в сердце своем" (см. ниже, глава 189, параграф 5). И если кто-то согрешил против него, пусть не ненавидит его молча, как сказано про злодеев: "И не говорил Авша-лом Амнону ни плохого, ни хорошего, ибо ненавидел Авшалом Амнона"; но должен он выполнить заповедь сообщить ему об этом, сказав: "Почему сделал ты мне так-то и так-то? Почему ты согрешил против меня в том-то и том-то?" — как сказано: "Упреком упрекни ближнего своего". И если тот раскается и попросит у него прощения, он должен простить его и не быть жестоким, как сказано: "И помолился Авраам Б-гу (о здоровье обидевшего его, но раскаявшегося Авимелеха. — Перев.~)"

В "Авот де-рабби Натан" читаем: "А что имеется в виду под "ненавистью к людям"?" Запрет ненавидеть людей состоит в том, чтобы человек не говорил: люби мудрецов и ненавидь их учеников; люби учеников и ненавидь неученых евреев; а должен он говорить так: люби всех и ненавидь отвергающих Тору, соблазняющих к идолопоклонству и предателей".

И также сказал Давид: "Ненавидящих Тебя, Б-же, я буду ненавидеть, и с восстающими на Тебя буду я драться; окончательной ненавистью возненавидел я их, врагами стали мне они". Вот ведь и Тора сказала: "Люби ближнего своего, как самого себя, Я Б-г". Другими словами: почему следует любить ближнего? Потому что Я сотворил его. И если он поступает так, как положено твоему народу, ты должен его любить, а если нет — ты не должен его любить.

14. Запрещено человеку просить Небеса осудить его товарища, который сделал ему злое дело, но только в том случае, если он может добиться справедливости на Земле. И всякий, жалующийся Б-гу на товарища, получает свое наказание прежде него. А некоторые говорят, что, даже если он не может добиться справедливости на земле, запрещено ему жаловаться Б-гу на товарища, а следует сначала предупредить его об этом.

15. Если человек видит, как товарищ его согрешил или пошел по дурному пути,обязан вернуть его к добру и сообщить ему, что он совершает грех своими дурными делами, как сказано: "Упреканием упрекни ближнего своего". И упрекающий товарища как в чем-то, касающемся их двоих, так и в чем-то, кто касается только этого товарища и Б-га, должен упрекать его с глазу на глаз и говорить с ним спокойно, мягкими словами, и пусть сообщит ему, что разговаривает с ним только ради него самого, чтобы привести его к жизни в будущем мире. И всякий, кто мог бы помешать товарищу согрешить и не помешал, сам попадется на этом же, поскольку мог спасти другого.

16.0 чем идет речь? Только о случае, когда упрекающий полагает, что его товарищ послушается его; но если он знает, что тот его не послушается, — запрещено упрекать его1, поскольку сказал рабби Илаа от имени рабби Элиэзера, сына рабби Шимона: "Как есть заповедь на человеке сказать слово, которое будет услышано, так есть и заповедь, требующая не говорить слова, которое не будет услышано". А рабби Аба сказал: "Делающий это виновен в нарушении заповеди, как сказано: "Не упрекай насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; упрекни мудреца, и он полюбит тебя".

17. Запрещено человеку обижать своего товарища, будь то словами или делом, и тем более публично. И сказали мудрецы наши благословенной памяти: "Тот, кто публично говорит товарищу такое, от чего тот белеет от стыда, лишается доли в будущем мире". Еще сказали мудрецы наши благословенной памяти: "Лучше бы человеку броситься в огненную печь, чем позорить товарища публично, как сказано: "Ее выводят (на сожжение. — Перев.), а она посылает к своему тестю, говоря: "От человека, которому принадлежат эти вещи, я беременна". И она сказала ему намеком, а не прямо: если он сознается — сознается, а если нет — она не будет раскрывать всем, что произошло.

Поэтому должен человек очень остерегаться опозорить товарища публично, как ребенка, так и взрослого, и пусть не зовет его по имени, которого он стесняется, и пусть не рассказывает в его присутствии о том, чего он стыдится. А если товарищ его согрешил перед ним, и тот должен теперь упрекнуть его — пусть не позорит его, как сказано: "И не понесешь за него греха". О чем идет речь? О преступлениях,совершаемых человеком против своего товарища; однако в случае преступления против Небес — если товарищ его не раскаялся, когда тот упрекал его один на один, его позорят публично, сообщают всем о его преступлении и поносят его в его присутствии, и стыдят и проклинают его, пока он не вернется к добру, как делали все еврейские пророки. И в этом не будет "обиды словами", поскольку сказано: "Не обижайте каждый ближнего своего", и объясняют учителя наши благословенной памяти: Что значит — ближнего твоего, то есть одного из народа твоего? Речь о том народе, который вместе с тобой изучает Тору и исполняет заповеди, именно его запретила Тора обижать, а не того, кто нарушает слова Торы и не раскаивается, когда его упрекают мягко и один на один.

18. Человек, против которого его товарищ согрешил, а тот не захотел упрекать его и вообще говорить с ним об этом, а простил его в сердце, не ненавидя и не упрекая его, — это степень "праведности". Тора приказала упрекать ближнего только в том случае, если иначе ты его возненавидишь.

19. Человек должен особенно внимательно относиться к вдовам и сиротам, разговаривать с ними только мягко и вести себя с ними уважительно. Не следует причинять им страданий даже словом, поскольку дух их очень принижен и уверенность в себе недостаточна, даже если у них есть деньги. Даже по отношению к вдове царя и его сиротам предостерегает нас Тора, говоря: "Никаких вдову и сироту не притесняйте".

Союз заключил с ними Тот, по Чьему слову был сотворен мир: всякий раз, когда они жалуются Ему на то, что их ограбили, они получают ответ, как сказано:".. .ибо, если закричат они Мне, услышу Я их крик".

О чем это говорится? О случае, когда человек притесняет вдову или сироту для собственной выгоды; но если учитель притесняет их, желая научить Торе или ремеслу, или для того, чтобы наставить их на путь истинный, — это разрешено. И тем не менее даже в этом случае следует наставлять их мягко и проявляя величайшее милосердие, как сказано: "...ибо Б-г будет воевать за них".

И не важно, идет ли речь о сироте без отца или без матери. И до какого возрастаони называются сиротами в этом смысле? До того возраста, когда они смогут самостоятельно обслуживать себя, как остальные взрослые.

20. Человек должен следить за тем, чтобы не сделать ничего такого, из-за чего люди могли бы подумать, что он совершил преступление (даже если он его не совершал) — как мы видим из правила, по которому коген, заходящий в здание, где хранились деньги, предназначенные для принесения жертв, не имел права надевать такую одежду, в которой можно что бы то ни было спрятать (чтобы не подумали, что он украл монету и спрятал. — Перев.), поскольку человек должен быть чист в глазах людей так же, как он чист в глазах Вс-вышнего, благословен Он, как сказано: "И будьте чисты перед Б-гом и перед Израилем", и сказано: "Найди милость и хорошее отношение в глазах Б-га и человека".

21. Желающий проявить качество праведности и делать больше положенного пусть не принимает никаких подарков, а полагается на Б-га, Который даст ему все необходимое, как сказано: "И ненавидящий подарки будет жить".

1 Речь идет только о запрете, который не сформулирован в Торе прямо (хотя это и запрет Торы). Если человек вообще не соблюдает, нет обязанности упрекать его.

Глава 30. Запрет сплетен, злоязычия, мести и затаенной злобы

1. Сказано в Писании: "Не ходи сплетником в народе твоем". Кто такой сплетник? Это тот, кто нагружается сплетнями и ходит от одного к другому, рассказывая: "Так сказал такой-то, то-то и то-то слышал я о таком-то"; и даже несмотря на то, что он рассказывает правду и нет в его рассказах ничего позорного, — этот человек нарушает запрет из Торы, и это страшное преступление, приводящее к убийству евреев; поэтому-то и сказано в конце этого стиха: "...и не стой над кровью ближнего своего". Пойди и выучи, что случилось с Доэгом-Адомитянином, который сказал Шаулю, что Ахимелех дал Давиду хлеб и меч: хотя это и было правдой, и не было в этом никакого позора для Ахимелеха, поскольку тот ведь не сделал ничего плохого; и даже если бы Шауль сам спросил Ахимелеха об этом, тот бы рассказал ему о сделанном, поскольку не намеревался своим поступком восстать против Шауля — при всем этом сплетня Доэга привела к тому, что было убито множество когенов.

2. Есть еще одно преступление, многократно хуже предыдущего, о котором говорит тот же самый стих из Торы, и это лашон тара (злоязычие); он состоит в том, что человек рассказывает о чем-то позорном для товарища, хотя и говорит правду. Лгущий же называется "выводящим дурное имя" на товарища. А злоязычный — это тот, кто сидит и рассказывает: "Так-то и так-то сделал такой-то, такими-то и такими-то были его предки, то-то и то-то я о нем слышал" — и рассказывает позорное. Об этом сказал стих: "Уничтожит Г-сподь все гладкие уста, языки, говорящие великое".

А тот, кто слушает рассказы злоязычного, еще хуже, чем он сам; и Вс-вышний вынес приговор нашим отцам, по которому они должны были все умереть в пустыне, только из-за лашон тара.

3. В каком случае рассказ о товарище уже считается лашон тара? Вот, например, один человек спрашивает другого: "Где можно найти огня?" А тот ему отвечает: "Как, ты не знаешь, где можно найти огонь? А в доме такого-то, ведь у него столько мяса и рыбы, что у него все время что-то варят!"

4. А есть разговоры, которые называются "след лашон гара" (то есть "почти злоязычие". — Переев). О чем речь? Если человек говорит: "Давайте не говорить о таком-то, я не хочу рассказывать, что произошло и что случилось", — и такого рода разговоры. И также если человек говорит хорошее о товарище тем, кто его ненавидит, — это тоже называется "след лашон гара", поскольку этот рассказывающий провоцирует их сказать о товарище позорное. И об этом сказал Шломо: "Благословляет товарища громким голосом, вставши рано утром, — проклятием это засчитается ему", — поскольку, говоря о нем хорошее, он заставляет других говорить о нем плохое.

И также если человек говорит лашон гара как бы смеясь и несерьезно, как будто речь его вызвана не ненавистью — это то самое, о чем сказал Шломо в мудрости своей: "Как, развлекаясь, он мечет копья, стрелы и смерть (...) и говорит: я же только посмеялся".

И также если человек говорит лашон гара обманно, прикидывающийся, что просто наивно рассказывает о том, что было, не зная, что его слова — лашон гара. А если оборвать его, он скажет: "Я и не знал, что это лашон гара" — или: "Я же просто рассказал о том, что сделал такой-то!"

5. Не важно, говорит ли человек лашон гара в глаза товарищу или за глаза, и рассказывающий вещи, которые могут привести, ставши широко известными, к ущербу для товарища, телесному или имущественному, — все это лашон гара.

Если же вещь была уже сказана в присутствии троих людей, можно считать, что она уже стала широко известна. И теперь, если один из этих троих рассказал эту вещь еще кому-то, — это не считается лашон гара, но только в том случае, если он не собирался специально приложить усилия к тому, чтобы эта вещь стала известна многим.

Что должен делать человек, чтобы избавиться от лашон гара? Если это мудрец, то пусть занимается изучением Торы, а если простой, неученый человек — пусть смирит свою гордыню.

6. Сказал рабби Йирмейя бар Аба: "Четыре группы людей никогда не удостоятся лицезреть Вс-вышнего: насмешники, льстецы, лжецы и говорящие лашон гара". Откуда мы знаем это про насмешников? Из сказанного: "Убрал руку Свою от насмехающихся" (объяснение Раши на этот стих: убрал руку Свою Вс-вышний, от насмешников, не желая быть вместе с ними). Откуда про льстецов? Из сказанного: "Ибо не будет предстоять перед Ним льстец". Про лжецов откуда? Из сказанного: "Говорящий ложь не устоит перед Моими глазами". А откуда мы знаем это про говорящих лашон гара? Из сказанного: "Ибо не желает Б-г злодейства, вместе с Тобой не будет жить злоязычный" (и объяснение Раши на этот стих: стих говорит про лашон гара, поскольку в том же разделе сказано: "И в устах их неправильное. .."); то есть: "И праведен Ты, Б-г, не будет жить вместе с Тобой злоязычный".

И сказали учителя наши благословенной памяти: "Всякая насмешка запрещена, кроме насмешки над идолопоклонством, которая разрешена".

7. Мстящий товарищу нарушает запрет из Торы, сформулированный в следующем стихе: "Не мсти". И что называется местью? Вот, например, один человек попросил своего товарища: "Одолжи мне свой топор!" Тот сказал ему: "Нет, я не одолжу его тебе". А назавтра этот же его товарищ должен был одолжить у него какую-то вещь; и вот сказал ему его товарищ: "Одолжи ты мне свой топор!" — а первый ответил ему: "Нет, я не одолжу его тебе, как и ты не одолжил мне, когда я просил у тебя!" — этот человек мстит и тем самым нарушает запрет из Торы.

Нужно же, когда этот товарищ придет к нему с какой-либо просьбой, дать ему с полным сердцем и не поступать так, как поступили с ним самим. Следует пренебрегать обидой, с чем бы она ни была связана, поскольку для понимающего все это чепуха, за которую не стоит мстить. И так сказал царь Давид, да пребудет мир на нем: "Отплатил ли я когда-либо обидевшим меня злом, и была ли мне из-за этого удача? (...)"

(Запрет проклинать мы изложили в главе 6, параграф 3-)

8. Если ты захочешь отомстить своему врагу, приобрети себе новые хорошие качества и ходи по путям праведников, и этим ты отомстишь всем своим ненавистникам, поскольку они будут страдать из-за того, какой ты хороший, и скорбеть всякий раз, когда услышат о тебе хорошее. Но если ты будешь делать дурные дела, тогда будет твоего ненавистника радовать твой позор, и получится, что это он отомстил тебе.

9. Всякий затаивающий злобу на кого-либо из евреев нарушает запрет из Торы, выраженный в стихе: "...и не затаивай злобы на сыновей народа твоего". Что значит "затаивать злобу"? Вот, например, Реувен сказал Шимону: "Одолжи мне такую-то вещь!" — а Шимон не захотел. Спустя какое-то время пришел Шимон просить какую-либо вещь у Реувепа, а Реувен сказал ему: "Вот, возьми, я одолжу тебе, потому что я не такой, как ты, я не поступлю с тобой, как ты поступил со мной!" Поступающий так нарушает запрет из Торы: "Не затаивай злобы".

Следует же ему стереть это происшествие из своего сердца, чтобы совсем не помнить его. И это правильный подход, который позволяет существовать человеческому обществу и деловым отношениям между людьми.

Глава 31. Пусть все, что делает человек, он делает ради небес

1. Сказали учителя наши благословенной памяти: "Каков самый маленький раздел Торы, в котором сказано все самое главное? Это стих "На всех твоих путях знай Его".

Что они хотели этим сказать? Что даже там, где ты делаешь что-нибудь для себя самого, помни о Б-ге и делай то, что ты делаешь, во имя Него, благословенного. Если ты занят, скажем, едой, питьем, сидишь, лежишь или стоишь, или осуществляешь супружескую близость, или беседуешь, что бы ты ни делал для себя, — пусть все это будет ради служения твоему Творцу или ради чего-то, что приведет к успеху в служении Ему.

2. Когда ты занят едой и питьем, как это сделать? Не нужно даже говорить, что нельзя есть и пить ничего запрещенного, Б-же упаси; речь про разрешенное. Если человек был голоден или хотел пить, и поел и попил, чтобы стало ему хорошо, он не заслуживает похвалы. Следовало же ему, когда он приступает к еде или питью, иметь в виду, что он делает это, чтобы набраться сил для служения Творцу.

А раз так, он не будет есть все, что ему хочется, как едят собака или осел, а будет есть только вещи полезные и укрепляющие здоровье. А некоторые люди, которые стараются делать все правильно, перед едой произносят: "Вот я собираюсь поесть и попить, чтобы быть здоровым и сильным для служения Творцу, да будет благословенно Его имя".

3. Когда ты сидишь, стоишь или ходишь, как это сделать? Не нужно даже говорить, что нельзя сидеть в собрании насмешников, не стоять на пути грешников и не ходить туда, куда ходят злодеи; но даже если человек сидит в собрании поступающих правильно, стоит там, где стоят праведники, и ходит туда, куда ходят непорочные, — если он делает это для собственного удовольствия, чтобы удовлетворить свои желания и страсти, он не достоин похвалы. Следует же ему делать это ради Небес. И в любом случае, если он не в состоянии все время помнить, что действует во имя Небес, пусть не отказывается делать все это, поскольку, начав поступать правильно не во имя Небес, он постепенно научится действовать и во имя Небес.

4. Когда ты лежишь, как это сделать? Не нужно даже говорить, что, если он может заниматься изучением Торы или выполнением заповедей, а вместо этого поддается сну, чтобы получить удовольствие, — не нужно говорить, что делать так не стоит; но даже если он утомлен и должен поспать, чтобы отдохнуть, — если он делает это для собственного удовольствия, он не достоин похвалы. А следует ему иметь в виду, что он разрешает векам своим сомкнуться и телу своему отдохнуть, чтобы достичь телесного здоровья и чтобы мысли его при изучении Торы не путались из-за сонливости.

5. Когда ты занят осуществлением супружеской близости, как это сделать? Не нужно даже говорить, что не следует заниматься развратом, Б-же упаси; но даже если человек выплачивает долг своей жене, наложенный на него Торой, — если он делает это для телесного удовольствия или для удовлетворения страсти — это позорно. И даже если он делает это для того, чтобы у него были сыновья, которые будут помогать ему и займут в будущем его место, он не достоин похвалы. А следует ему иметь в виду, что он делает это, чтобы родить сыновей для служения его Творцу, или пусть имеет в виду телесное здоровье и обязанность отдать этот долг жене, как отдают всякий другой долг.

6. Когда ты беседуешь, как это сделать? Не нужно даже говорить, что человек не должен говорить лашон тара, или сплетничать, насмешничать или говорить непристойности. Б-же упаси; но даже если он рассуждает о словах мудрецов, он должен иметь в виду, что делает это ради служения своему Творцу или ради чего-то, что приведет его к служению Творцу.

7. И также когда человек занят торговлей или ремеслом, которыми он зарабатывает себе пропитание, пусть не делает это только ради того, чтобы добыть деньги; а пусть работает для того, чтобы обеспечить пропитание своей семье, дать милостыню и вырастить сыновей для изучения Торы.

Вот общее правило-, человек должен направить глаза и сердце на свои пути и взвешивать все свои дела на весах разума; и, если он видит что-нибудь, что ведет к служению Творцу, возвышенному, — пусть сделает это; а если нет — пусть не делает. И человек, который поступает так, служит Б-гу постоянно, даже когда он садится, встает или ходит, или когда он занят бизнесом, и даже когда он ест и пьет, и даже когда он осуществляет супружескую близость и вообще делает что бы то ни было. И это заповедали нам учителя наши благословенной памяти, сказав: "И все твои дела пусть будут во имя Небес". И то же самое имел в виду Рабби святой, когда в час смерти поднял пальцы вверх и сказал: "Открыто и известно Тебе, что никогда не получал я от них удовольствия, а действовал только во имя Небес".

Глава 33. Вещи, запрещенные из-за того, что они опасны

1. Запрещено есть рыбу с мясом, даже с жиром птицы, поскольку это опасно. И допустимо жарить мясо с рыбой в одной печи, если печь небольшая, только в случае, когда одно из блюд закрыто крышкой. Но наши печи, поскольку они большие (речь не о частных печах, а о печах булочников и так далее), позволяют не беспокоиться об этом.

2. Если человек ест мясо после рыбы или наоборот, между ними нужно съесть немного хлеба и что-нибудь выпить, чтобы вытереть и вымыть рот.

3. Нужно остерегаться человеческого пота, поскольку всякий человеческий пот — смертельный яд, кроме пота лица. И поэтому следует остерегаться держать еду между одеждой и телом, чтобы на нее не попал пот. И поэтому же не следует класть монеты в рот: ведь, возможно, на них остались следы пота, и еще потому, что монет касаются разные люди, и среди .них — больные.

4. Человек должен всегда помнить, что, почувствовав запах еды, следует сплюнуть набежавшую слюну, а не проглатывать ее, поскольку, если он проглотит слюну, может подвергнуть себя опасности, Б-же упаси.

5. Следует опасаться пить напитки, стоявшие открытыми.

6. Запрещено ставить еду или питье под кровать, даже закрытыми, поскольку в них входит дух нечистоты. А в деревнях некоторые держат картошку и другую еду под кроватями, и их необходимо предупредить об этом.

7. И также следует остерегаться всего, что может быть опасно, поскольку опасная вещь запрещена строже, чем вещь, запрещенная Торой. И необходимо относиться к возможности оказаться в опасности серьезнее, чем к возможности нарушить запрет. И поэтому запрещено проходить по опасным местам, например, под наклонной и готовой упасть стеной или по шаткому мосту. И не следует ходить ночью одному. И не следует ночью спать одному в комнате. И также запретили мудрецы ночью пить воду из рек, а также пить, подставляя рот под сильную струю, поскольку так можно, не заметив, проглотить что-нибудь вредное.

8. Есть обычай в момент смены времен года класть немного железа на напитки и кушанья; но если они сварены, законсервированы или засолены, этого можно не делать.

9. Запрещено есть такую еду и пить такое питье, которые отвратительны среднему человеку, или есть и пить из отвратительной посуды; и также не следует есть грязными руками — поскольку все это запрещает стих: "...и не оскверняйте душ ваших". И даже если человек скажет, что ему лично это не отвратительно, его мнение признается недействительным, раз все считают по-другому.

10. Если животное или птица умирали, а их зарезали, то, хотя зарезание делает их пригодными в пищу, те, кто старается выполнять все заповеди тщательно, относятся к этому строго и не едят их.

11. Запрещено срубать плодовое дерево, приносящее плоды (маслину, дающую четверть кава масла, или пальму, дающую кав фиников), — и это опасно. А если это дерево стоит рядом с другими плодовыми деревьями, более ценными, и забирает у них питательные вещества, и также, если человек собирается использовать то место, на котором растет это дерево, и также, если древесина его стоит дороже, чем плоды, — его разрешается срубить.

12. При болях в животе некоторые для лечения ставят на живот сосуд, наполненный горячей водой; так запрещено поступать, потому что это опасно.

13. Запрещено переходить вброд очень быстро текущую реку, если вода достигает переходящему поясницы, поскольку это опасно: ведь в этом случае его может смыть водой.

14. Запрещено говорить вслух о том, что с кем-то из евреев может случиться неприятность, и даже сказать: "Если бы такой-то был жив, он пришел бы сюда", — поскольку "завет заключен со словами" (и произнесенное словами часто сбывается. — Перев.). И нельзя пугать ребенка нечистой вещью, как, например, сказать: "Кошка или собака заберут тебя!" — и также во всех такого рода вещах следует очень остерегаться привычных выражений.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]