Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-07-2002 10:38
 
Андрей Езеров. Беглопоповцы (новозыбковцы) вчера и сегодня. Часть первая

К концу XVIII века древлеправославные христиане (старообрядцы) окончательно разделились на два основных направления: беглопоповцев (или просто поповцев) и беспоповцев, которые, в своею очередь, делились на разные согласы (поморцы, даниловцы, старопоморцы-федосеевцы, филипповцы, странники и пр.) и толки.

Беглопоповцы не были вполне едины, но после упадка дьяконовского толка весьма усилились и умножились перемазанцы. Кроме того, в отличие от беспоповских согласов (и даже толков внутри одного согласа), поповцы, как правило, имели друг с другом духовное общение, даже несмотря на какие-то частные разногласия...

В 1846 году часть беглопоповцев (впрочем, меньшая) отказалась признать присоединившегося к Церкви Древлеправославной митрополита Амвросия (Св. Амвросий, митрополит Белокриницкий (1791-1863). Родом грек из г. Энос (Фракия), в миру – Андрей. С 1811 г. священник греческой Церкви, с 1814 г. – вдовец, с 1823 г. – настоятель монастыря на о. Халки в Мраморном море, в 1835 г. избран и поставлен на Босносараевскую кафедру митрополитом, а в 1840 г. был отозван из-за позиции местных турецких властей. По воспоминаниям и мнению многих (в их числе врагов старой веры) пострадал за сочувствие к угнетенному христианскому народу провинции. Служил в Константинополе в качестве безместного архиерея. В 1846 г. присоединился в Белокриницком (Буковина) монастыре к Древлеправославной Церкви, восстановив у поповцев трехчинную иерархию и Митрополию. В 1848 г. был сослан австрийцами по требованию императора Николая I в Цилль (ныне Цилле в Словении); несмотря на "венгерскую революцию", остался в ссылке. В 1996 г. официально был прославлен в лике святых на освященном Соборе в Белой Кринице. Мощи обретены и перенесены в г. Браила (Румыния) в 2001 году).На какое-то время (по крайней мере, в России) они было и вовсе остались без священства, но тут к "беглым" присоединился авторитетный рогожский священник о. Павел, вскоре (по месту проживания и служения) прозванный "Тульским".

Очень много сделал для согласа знаменитый нижегородский миллионер Никола Бугров (Бугров Никола Александрович (1837-1911) – легендарный нижегородский магнат (мукомол, хлеботорговец), филантроп, любимец своих рабочих, строитель храмов и скитов, виднейший деятель и спонсор беглопоповства, даже называвшегося тогда "бугровским согласом". Память о нем до сих пор жива в Нижнем Новгороде (например, "Бугровское кладбище" и т.д.). Поддерживал октябристов и другие правые партии, убежденный монархист). Сказалось на его судьбе и то, что К. Победоносцев относился к беглопоповцам куда лучше, нежели к каким бы то ни было другим старообрядцам. Тем не менее, вопрос с собственной иерархией (несмотря на материальную поддержку Бугрова, а также одного из тульских "самоварных тузов") так долгое время и не решался. За это время от беглопоповцев (фактически, в сторону беспоповства) обособились урало-сибирские старообрядцы (ныне "часовенные") и, затем, лужковцы (более всего в Гуслицах). Только после революции патриарх Тихон (Белавин) и митрополит Антоний (Храповицкий) благословили знаменитого епископа Андрея (кн. Ухтомского) (предполагаем посвятить личности Андрея (кн. Ухтомского), епископа Уфимского, отдельный материал, а здесь лишь заметим, что его, несомненно, можно считать одним из интереснейших персонажей русской истории начала ХХ века) возглавить беглопоповцев, но тот увлекся белым движением и удалился с отступающей армией Колчака в Сибирь. Между тем, "поиск" продолжался.

В 1921 г. вдовый Саратовский протоиерей о. Петр Позднев был пострижен с именем Никола и поставлен в викарные епископы. Вскоре он, как и значительная часть епископата бывшей патриаршей Церкви, примыкает к обновленческому движению и даже возводится обновленческим Синодом в Саратовские епископы.

4 ноября 1923 г. в Саратове беглый поп о. Никола Тихомиров принял архиепископа Николу вторым (через мvропомазание) чином. Понятно, что и для властей, и для многих беспоповцев Никола (Позднев) был предпочтительней Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского, хотя бы уже потому, что обновленцы были у властей, в отличие от тихоновцев, "на хорошем счету". Между тем, и владыка Андрей (кн. Ухтомский) в своей ашхабадской ссылке предпринял в августе 1925 г. попытку воссоединения с древлеправославием, отрекшись от "никоновской ереси" и помазав самого себя освященным(дораскольного освящения) мvром. 3 сентября епископ Андрей совместно с епископом Руфином (Бреховым) ставит для беглопоповцев бывшего единоверца Климента (Логинова) епископом, однако беглые последнего не приняли. В результате, епископ Климент 31 октября 1923 г. был присоединен третьим (через исповедь) чином к Белокриницкой иерархии. Больше того, из-за явного пренебрежения к епископу Николе (Поздневу), Андрей, епископ Уфимский, не мог вступить в духовное общение с "бегликами" в целом. Наконец, в 1932 г. он фактически вступил в духовное общение с Белокриницкой иерархией. Никола в 20–е годы едва не принял в общение никонианского епископа Филиппа (Гумилевского), но тот вдруг вернулся в свое прежнее исповедание.

В 1924 г. архиепископ Никола сварил новое мvро. До присоединения в 1929 г. второго архиерея – епископа Свердловского Стефана (Расторгуева) -- архиепископ Никола не совершал епископских хиротоний. За семь лет своего служения в качестве первосвятителя ДПЦ архиепископ Никола в сослужении епископа Стефана рукоположил четырех епископов. После смерти в 1934 году архиепископа Николы главой Церкви стал бывший единоверец Стефан (Расторгуев), который был свободен от обновленческих пристрастий. Архиепископа Стефана репрессировали в 1937 г. Несмотря на значительное количество ранее рукоположенных епископов, само существование Беглопоповской иерархии по причине тотальных гонений оказалось на рубеже 30-40-х годов под угрозой…

(продолжение следует)


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]