Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-09-2007 17:52
 
Наталья Василевич. "НОВУЮ ЖИЗНЬ" - В СТАРЫЕ МЕХИ. Белорусский режим не готов к диалогу с религиозными конфессиями, он лишь пытается разрушить их солидарность в борьбе за свободу

Новость, которая всколыхнула протестантов - встреча премьер-министра Беларуси с "гонимыми" религиозными лидерами, в том числе пастором церкви "Новая жизнь", состоялась впервые за 10 лет, - осталась совершенно проигнорированной православными. Даже через неделю после встречи, состоявшейся в Национальной библиотеке 19 сентября, официальный сайт Белорусской Православной Церкви Московского патриархата молчит об этом событии, хотя обычно он скрупулезно собирает информацию о встречах с официальными лицами белорусского государства. Православная выставка в провинциальном белорусском городе Пинске и участие хора духовенства Минской епархии БПЦ МП в фестивале в Эстонии оказались более актуальными и важными новостями, в то время как протестантский епископ Вячеслав Гончаренко преподносит это мероприятие чуть ли не как событие исторического масштаба. Что же в действительности может стоять за этой встречей – надежда на изменение концепции государственной политики Беларуси в сфере свободы вероисповедания и государственно-церковных отношений или что-то совершенно иное?

С одной стороны, как уже не раз отмечалось, вопрос свободы вероисповедания, свободы совести, в контексте белорусского политического режима выступает не отдельным вопросом, а касается целого комплекса других аспектов функционирования режима – свободы ассоциаций, в т.ч. религиозных, развития гражданского общества и общественного влияния на процесс принятия решений, в т.ч. и в религиозном поле, государственной идеологии и общественного плюрализма, в т.ч. и с сфере религии. Здесь и предприниматели, и политические партии, и неполитические организации находятся в одном положении с верующими – такова логика современного белорусского режима. Поэтому очень маловероятно, что режим готов на создание поля диалога с религиозными конфессиями, в то время как в общественном секторе в целом это поле всё более сужается – ярким примером служит преследование членов незарегестрированной организации "Малады фронт", участников кампании "За свободу вероисповедания" и студентов из Беларуси, обучающихся в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе.

Конечно, в рамках встречи прозвучал и вопрос о ситуации собственно с церковью "Новая жизнь", как об одном из самых ярких примеров напряжения в религиозном поле, которое вылилось в массовые протесты. Но "Новая жизнь" - это ведь не единственный пример! Недавняя высылка пастора Ярослава Лукасика, посещение православного братства в Гомеле сотрудниками КГБ, да и вообще сама принципиальная позиция власти – это всё вопросы, на которые тоже должен быть дан ответ, и ответ в рамках законодательства. Здесь же мы видим совершенно обратную реакцию – заместитель премьер-министра заявляет, что дело "Новой жизни" будет решаться, но не судебным путём. Из этого ясно следует вывод – вопрос будет решаться путём административным ("все находится на личном контроле у главы государства"), путём исключения, чтобы не создавать судебного прецедента и прецедента общественно значимого тем, что религиозная организация смогла добиться торжества правды. Ведь в таком случае этот пример мог бы вдохновить на сопротивление и на борьбу за свои права и других верующих. Но в случае административного решения у государства появляется возможность "снять" протестный настрой у большой харизматической церкви; вступить с ней в альянс, и если не использовать её дальше для удушения иных, менее сильных религиозных общин, то хотя бы вывести его из протестного поля, из поля солидарности. Реакция епископа Вячеслава Гончаренко, его радость по поводу встречи, показывает, что ставки режима были сделаны правильно, при том, что радость его очень преждевременна – обещания решить вопрос уже давние, а решения так пока и не последовало.

С другой стороны, встреча с религиозными лидерами по вопросам, связанным с религиозной жизнью, имеет со стороны правительственных структур довольно прозрачную задачу – противопоставить "конструктивную и дружественную атмосферу диалога" верхов "деструктивной атмосфере" гражданской позиции рядовых верующих, которая проявилась в акции "пост-голодовка", а также в проводимой широкими общественными силами кампании по защите прав верующих. Достаточно ли будет урегулировать конфликтные моменты в случае с церковью "Новая жизнь" для того, чтобы дорожа полученным "бывшим коровником", эта религиозная организация больше не выступала со свидетельствами о нарушении прав верующих в Беларуси? Похоже, что да. Разрушение солидарности – вот основная задача подобных "официальных встреч".

Но оказывается, не всё так просто – хранит суровое молчание Белорусская Православня Церковь Московского патриархата. На её руководство в последнее время навалилась целая куча неприятных известий и сложностей. Во-первых, у католиков Беларуси появился очень сильный лидер – архиепископ Тадеуш Кандрусевич. Во-вторых, было озвученно сообщение о возможности подписания конкордата между Республикой Беларусь и Римско-Католической Церковью (в лице самого Ватикана), что ставит под сомнение эксклюзивный статус православной Церкви в Беларуси. В-третьих, сама эта встреча, куда пригласили "харизматов", таким образом заставив митрополита Филарета, образно говоря, сесть за один стол с епископом Вячеславом Гончаренко – а ведь совсем недавно этот же самый митрополит запретил в священнослужении клирика своей епархии о. Александра Шрамко за то, что он с этим самым харизматическим епископом за одним столом сидел и обсуждал те же самые проблемы. Более того, понятно, что в ходе встречи поднимался вопрос о несовершенстве закона, а в планы Белорусского экзархата Московской патриархии совершенно не входит возможность изменения Закона. Поэтому явно, что митрополит остался недоволен прошедшей встречей, и это могло бы вселять надежду на то, что встреча прошла не зря. Если бы не то обстоятельство, на которое я ссылалась выше – в логику режима сейчас никак не вписываются кардинальные изменения в конфессиональной политике. Митрополит Филарет может быть спокоен – он вместе со своей Церковью ещё довольно долго будет наслаждаться ролью декорации существующего режима. А режим будет помогать ему бороться со всеми неподконтрольными Белорусскому экзархату организациями и инициативами. Такая своеобразная симфония пока ещё востребована обеими сторонами.

Наталья Василевич,
политолог,
региональный представитель
Всемирного Братства православной молодёжи "Синдесмос"
в Центральной Европе


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]