Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-04-2007 13:23
 
Борис Колымагин. ЕПИСКОПСКИЕ ИГРЫ ИЛАРИОНА (АЛФЕЕВА). При всех своих музыкальных дарованиях епископ Иларион «заигрался» в те политические игры, которые делают человека глухим к простому и тихому голосу правды

Накануне Страстной седмицы в Большом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера музыкального произведения епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею". Хорошо пропиаренное действо (РИА "Новости организовало пресс-конференцию, предварительно несколько дней прорекламировав концерт, телеверсию концерта показал телеканал "Культура", информацию о событии распространили многие СМИ) лишний раз доказало, что в эпоху постмодерна главное не качество, а брэнд. Лишним подтверждением тому стала премьера "Страстей" в Ватикане, спустя два дня после московской.

О качестве особенно распространяться не хочется. Кто-то хвалит, кто-то не очень. Один меломан по поводу предыдущих сочинений владыки – "Всенощного бдения" и песнопений Божественной литургии – высказал предположение, что Алфеев закладывал в компьютер разные обиходные мелодические ходы, а машина сама подвергала их небольшой механистической обработке, выдавая "новые" вещи. Может быть, и так. Может быть, и нет. В конце концов, сочиняет музыку человек, и слава Богу!

Самое интересное, повторю, не в этом, а в работе брэнда "епископ-композитор". В том, какая аудитория под него собирается, какие политические дивиденды получает автор.

В Большом зале на этот раз обычной консерваторской публики было немного. Зато концерт посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава ОВЦС митрополит Кирилл. Каким бы ни было качество представленных произведений, нельзя не отметить, что они послужили поводом для встречи разных людей, для общения их в кулуарах. В зале присутствовали священники, "культурно продвинутые" церковные персоны и деятели культуры, журналисты, политики. И на этом фоне епископ Иларион еще раз засветился как человек культуры, человек в чем-то очень либеральный. Вероятно, такой имидж очень важен ему для правильного позиционирования на "загнивающем Западе" – он ведь представляет РПЦ МП в европейских международных организациях.

Епископ Иларион успешно использует культуру для раскрутки себя как интеллигентного епископа, способного в перспективе поддержать "левый" фланг РПЦ МП, стать противовесом чукотскому Диомиду (Дзюбану) и псковскому Евсевию (Саввину). Вот и гонимого последним монаха-иконописца Зинона он к себе пригласил. И на прошлом концерте вместе с Арво Пяртом засветился. Пярт – хорошо известный на Западе композитор. Все исполнения своей музыки в 2006 году он посвятил памяти убитой либеральной журналистки Анны Политковской. Так что все правильно делает владыка. А чтобы православные фундаменталисты не очень досаждали, может слушок пустить, что, мол, это случайность, и не хотел ничего такого. Но какая уж тут случайность! Все прозрачно донельзя.

В свое время владыка Иларион мог рассматриваться в качестве возможного лидера реформистского крыла Русской Православной Церкви Московского патриархата. Но, увы, его пребывание в туманном Альбионе, конфликт с митрополитом Антонием (Блюмом) и его епархией поставили на этих надеждах крест. Дело не только в том, что Алфеев наломал в Великобритании дров. Дело в неизжитом, не переосмысленном советском бэкграунде. Напомним, что главный нерв спора между митрополитом Сурожским Антонием и новоиспеченным викарием лежал в понимании епископского служения. Это явствует из заявления митрополита, зачитанного в Успенском соборе 22 мая 2002 года: "Мы знаем из Евангелия, что кто хочет быть первым, должен быть последним. Я цитировал ему (епископу Илариону – Б.К.) отрывок из письма, которое я получил в должное – или недолжное – время от о. Софрония (которым он очень восхищается), где он говорил мне, что Церковь – это пирамида, но пирамида перевернутая, с вершиной в самой нижней точке; и в этой нижней точке – один человек: Господь Иисус Христос. Затем идет следующий ряд людей, как служителей – апостолы. Затем их последователи – и так далее. И если ты хочешь быть членом Церкви в полном смысле слова, ты должен быть внизу, а не наверху. Мы обсуждали это потому, что в России ему сказали после его назначения – после его архиерейской хиротонии – что он должен учиться быть "епископом", что он понял, как быть управителем в епархии. Он всегда использовал слово "править" а не служить во время своего представления народу. И в настоящий момент мы это обсуждаем с ним так глубоко, как только можем – на духовном уровне, на практическом уровне".

К сожалению, епископ Иларион не услышал митрополита и гнул "московскую" линию, которая завершилась, как известно, гибелью Сурожской епархии.

Увы, деяние владыки Илариона сродни деяниям фундаменталистов. Хотя фундаменталистом его назвать никак не нельзя. Наверное, таких людей правильнее будет именовать новыми саддукеями.

Виртуальная партия саддукеев, приверженцы которой присутствуют во всех клетках церковного организма, способствует угасанию духа. Именно их прагматичный, "теплохладный" стиль жизни мешает органической связи мирян и клириков, искажает культурные импульсы, идущие из церковной ограды. Реальная партия саддукеев существовала, как известно, во времена Иисуса Христа. Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений; отрицали бытие ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых (Мф. 22:23, Деян. 23:8). В меру эллинизированные, влиятельные и богатые, они находились в непосредственной близости к власти, и вопросы подлинной духовной жизни их, похоже, мало интересовали. После антиримских войн и разрушения Храма саддукеи сошли с исторической арены, но дух их нашел себе место в земной Церкви.

Современное саддукейство – это обходной путь к секуляризации, скрытый отказ от евангельского благовестия. Разумеется, новый саддукей может привести при случае и цитатку из Писания, и святой водой покропить, и высоконравственную речь толкнуть. Но в основе стратегии его поведения будут не христианские ценности, а языческое преклонение перед властью и богатством, упование на сильных мира сего. Консерваторы не раз пытались приклеить новым саддукеям ярлык "либералы", но всякий раз это не проходило. Хотя бы потому, что саддукеи вслед за властью готовы принять любые обличья, лишь бы остаться в мейнстриме. Если нужно, они могут сыграть и на поле фундаменталистов. Да, собственно, и плоды их деятельности на удивление совпадают с деяниями последних.

Их можно было бы назвать "мягкими фундаменталистами", потому что их фигуры поведения предполагают западного зрителя. Запад, в самом широком смысле, является для нынешнего российского истеблишмента источником легитимности. И стандарты западного мира вынуждают саддукеев выискивать приемлемые в "приличном обществе" жесты, играть более тонкую игру.

Владыка Иларион прекрасно играет на культурном поле. Но при всех своих музыкальных дарованиях он, к сожалению, "заигрался" в те политические игры, которые делают человека глухим к простому и тихому голосу правды. Стоит ли удивляться, что горькое предостережение бывшего духовника епископа Илариона – митрополита Антония – так и осталось не услышанным.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]