Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-09-2005 18:55
 
Борис Колымагин. "КУЛИКОВО
ПОЛЕ" БИТВЫ ЗА СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ.
Было ли патриотично православное духовенство во времена преп. Сергия Радонежского?

В эти дни в России празднуют 625-летие Куликовской битвы. 21 сентября 1380 года русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским одержали победу над войсками Мамая. С победой в битве ученые связывают само рождение русской нации, российского государства, которое, по выражению Василия Ключевского, родилось на Куликовом поле.

Разумеется, главные праздничные события пройдут в Тульской области на территории музея-заповедника "Куликово поле". Но юбилей отмечается и в других регионах России. Например, в Москве, в Новом Манеже, в последние дни августа при поддержке столичного Комитета по культуре и Свято-Данилова монастыря открылась выставка "Куликовская битва в изобразительном искусстве", на которой представлены иконы и живописные полотна.

Не прошли мимо юбилея и средства массовой информации. Так, на телеканале "Культура" появилось несколько премьерных программ, приуроченных к юбилею. Это цикл миниатюр "Куликово поле. Страницы летописи", программа "Дмитрий Донской", в которой звучат главы книги Юрия Лощица, и "На поле Куликовом", в котором звучат стихи Блока и современных поэтов.

Конечно, ничего худого в том, что так широко отмечается не совсем круглая дата исторической битвы, нет. Но важны нюансы в подаче информации, выразительно говорящие о том, чего, собственно, мы, российское общество, хотим, вспоминая это событие.

Для большинства русских Куликовская битва – это еще один штрих самоидентификации. Русские полки защищали свою землю, свой дом от разорения. И эта битва продолжается в метаистории:

И вечный бой – покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

Этот блоковский образ не противоречит современным идеологемам толерантности и терпимости, которые поддерживают в России межконфессиональный мир. Но для русских националистов воспоминание о Куликовской битве – это повод еще раз поговорить о великодержавности, вбросить в общественное сознание позавчерашние мифологемы. По их мнению, мир жестко поляризован на "красных" и "белых". И образ врага вырастает буквально на глазах. В свою очередь, и татарские националисты со своего берега воспринимают легендарное сражение как попрание национальной гордости и протестуют против его празднования.

Примечательно, что юбилей Куликовской битвы отмечается на фоне только что прошедшего юбилея Казани. И эти два события наглядно показывают, что борьба за символический религиозный капитал не утихает ни на минуту.

Празднование 1000-летия Казани при всей своей официозности имело понятный религиозному сообществу смысл. При всех издержках с религиозной свободой (проблемы с кряшенами etc.), Татарстан может претендовать на звание образцово-показательного региона с точки зрения уровня церковно-государственных отношений. Ислам и православие сегодня здесь существуют мирно, и для России в целом это очень важно. Но стоит только актуализировать конфронтационный дискурс, и "ваххабизм" напомнит о себе со всей определенностью.

Куликовская битва – это не только набор известных событий и фактов, это клубок мифов и легенд. С этим клубком ученые давно пытаются разобраться, приспособить его к реалиям сегодняшнего дня. Важное место в этом клубке занимает миф о безусловной патриотичности русского духовенства. Однако духовенство не было вполне патриотично. Православный клир при ордынском иге получил освобождение от налогов и пользовался покровительством татарских властей. Поэтому особенно и не рвался "сбросить иго".

Чтобы полностью "обелить" духовенство, уже совсем в другую эпоху неизвестный сказитель ввел в рассказ о битве с Мамаем легендарных монахов Пересвета и Ослябю. Это только один сюжет, напоминающий нам о невозможности обращения к летописным преданиям как к безусловно подлинному историческому материалу. И таких сюжетов немало.

Между тем мы видим, что в СМИ серьезная аналитика остается пока что практически неактуализированной. На той же "Культуре" без всякого разбора читаются отрывки из летописей да малиново-красные тексты авторов журнала "Наш современник" (присутствие среди них Блока – для придания веса). И это обстоятельство не может радовать. Идеологически "Наш современник" отражает позицию Союза писателей России В.Н. Ганичева. Еще со времен СССР этот журнал – большой спец по конфронтационному дискурсу. На первый взгляд, ганичевские люди ничего страшного не совершают. Но они уже не один год работают на препарирование мифа о Куликовской битве во вполне определенную сторону.

Ура-патриотическая риторика в связи с юбилеем набирает обороты. Она активно вторгается в медиапространство. И тут важно не дать ей захлестнуть всё и вся. Кроме пафосных репортажей нужны спокойные аналитические передачи.

Мифы способны творить реальность, утопии в состоянии перевернуть мир. Поэтому так необходима осторожность и ответственность всех участников спора за "символический капитал".

Борис Колымагин


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]