Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-03-2012 16:57
 
Андрей Дударев. ФЕНОМЕН ПРОРОЧЕСТВА И ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ. Выступление на научно-церковной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире»
При исследовании феномена пророчества можно обратить внимание на тот факт, что очень многие библейские пророки живут в так называемое переходное время. При этом сам переход здесь возможен как в качестве географической перемены места пребывания (Моисей, Иеремия, Иезекииль и др.), так и в качестве перемены религиозно-политической конфигурации общества (Илия, Самуил и др.). В данном случае речь идет о тех людях, какие повлияли на большие социальные группы.
Конечно, можно говорить о феномене пророчества применительно к личной духовной жизни человека. И здесь тоже существенен тот факт, что с пророком человек обычно сталкивается, когда в жизни происходит "переход". Этот "переход" или "поворот" может быть связан с покаянием (греческий аналог этого слова в переводе означает "изменение") или с обращением, то есть обретением веры, с началом осознания человеком себя как того, кто "рожден свыше". Служение пророчества также нужно отделить от просто духовного созерцания, т.к. оно связано с действием.

При рассмотрении апостольского века в истории Церкви бросается в глаза, что в апостольских посланиях нередко говорится о пророческом служении. В более позднее время о феномене пророчества мы слышим гораздо меньше. Это вполне объяснимо в рамках того подхода к "переходному времени", о котором мы говорили выше: с наступлением эпохи Нового Завета в народе Божием происходит радикальная трансформация. Царство Божие с приходом Мессии становится ближе, в состав народа Божия входят покаявшиеся язычники, и сама жизнь народа Божия существенно меняется. Такой резкий религиозный "поворот" сопровождается заметным усилением пророческого служения. Один из главных пророков того времени – св. апостол Павел, деятельность которого поистине имела поворотное значение для судьбы всей Церкви.

В более позднее время, когда Церковь, новозаветный народ Божий, теряет целостность и распадается на малые группы или отдельных верующих, а существенная часть этого народа и вовсе расцерковляется, поводов для пророческого служения становится все меньше. При этом по-прежнему можно говорить о пророчестве применительно к отдельному человеку, такие встречи с пророками-подвижниками то здесь, то там происходят…

Время от времени появляются и те, кто стремится единым взором охватить Церковь и общество, пытаясь и для такого "расширенного" народа Божия возвещать "волю свыше". Применительно к судьбе нашего отечества и Русской Церкви, если рассматривать переходный период XIX-XXI веков, с некоторой долей условности к таким людям принято причислять и известных представителей русской мысли: Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, о. Сергия Булгакова, мать Марию (Скобцову), А.И. Солженицына, митрополита Антония Сурожского…

В это время в стране и в тесно сплетенной с судьбой страны Православной Церкви происходят существенные, "поворотные" процессы, связанные с судом Божиим над Церковью, который сопровождался в ХХ веке с антропологической катастрофой, с наступлением, так сказать, "постхристианской" эры. Из этого "поворота" Русская Церковь призвана либо выйти обновленной, либо ей грозит опасность "вылететь за поворот истории".

Когда говорят о современных задачах обновления Церкви, как правило имеют в виду, что задачи эти относятся не столько к конкретному духовному движению (или движениям), сколько в некотором смысле даны объективно той совокупностью духовно-исторических процессов, в которую мы оказались вовлечены. В этом смысле можно говорить о некой цепи пророчеств… А разговор об особенностях настоящего исторического времени и о воле Божией должен соединяться с разговором о временном и вневременном в пророчестве как таковом, с одной стороны, и с темой "святого остатка" – с другой.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]