Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-06-2011 15:33
 
Димитрий Саввин. НЕВЗОРОВ КАК ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ. О естественном выражении стихийного антиклериклизма в эпоху нового катастрофического падения доверия к официальной Церкви

Недавнее то ли возвращение, то ли новое вторжение Александра Невзорова в российское медийное пространство сразу же было отмечено всеми как явление необычное и по-своему впечатляющее. Что ж, Невзоров действительно талантливый журналист и пиарщик, и "сделать ярко" – его профессия, которой он владеет в совершенстве; правда, яркость эта носит балаганный характер, но тут уж ничего не попишешь – законы жанра. И он эти законы соблюдает.

Рассуждать о духовном состоянии этого журналиста, выбравшего себе имидж воинствующего атеиста, и уж тем более "клеймить ренегата" едва ли имеет смысл. Причины, приведшие его когда-то в Церковь (РПЦ МП), а потом побудившие выйти из ее ограды, более или менее понятны, и о них, быть может, тоже есть смысл поговорить – но в другой раз. Куда больший интерес представляет та идеология, проповедником которой Невзоров теперь выступает.

В этом смысле наиболее информативной можно считать сорокаминутную передачу Минаева с участием Невзорова ("Минаев LIVE", распространяется в Интернете), в ходе которой последний достаточно четко излагает собственную систему взглядов. Суть их сводится к следующему:

1) Основа основ для Невзорова, в нынешнем его состоянии – отрицание Православия. В принципе его идеология является и антихристианской в целом (он, так или иначе, ненавидит все, что именуется христианскими конфессиями) и, само собой, антиклерикальной. Но считать его собственно борцом с клерикализмом (а таковым, с рядом оговорок и в определенных условиях, может быть и формальный христианин) не следует. Об этом надо сказать особо. Невзоров – чрезвычайно раскрученный медийный персонаж, весьма талантливый и имеющий, ко всему прочему, репутацию правдоруба и народного любимца (хотя и несколько народом подзабытого). Такого весьма лестно причислить хотя бы к условно "своим". В этой ситуации отдельными публицистами из среды ИПЦ уже стали высказываться мысли: мол, Невзоров не столько против Православия, сколько против Московской патриархии "со всеми ее злоупотреблениями". Увы, это попытка выдать желаемое за действительное. "Правдоруб" из 90-х гг. ненавидит именно Православие, особенно русское. Почему?

2) Тут мы переходим ко второму, чрезвычайно важному, аспекту его мировоззрения. Россия – страна "отсталая". Срок этого отставания, по Невзорову, 700 лет, и виновником оного является именно русское Православие. Даже монголо-татарское иго, по его мнению, было следствием православного вероисповедания. В общем, все довольно тривиально и типично для российской интеллигенции старого посола, и эту типичность очень точно и иронично обрисовал в свое время Константин Крылов: "В древности среди болот уныло бродили какие-то сырые славяне, в липовых лаптях и со смешными тупыми лицами, с носиками картошкой. В то время как в Европах прекрасные греки прекрасно сражались с персами, в промежутках между боями философствуя и возводя памятники культуры…Опричнина извела пол-России, жестокости творили страшные, в то время как в Европе как раз занималась заря гуманизма и опять строили прекрасные памятники архитектуры и прочую красоту". Собственно, Невзоров то, что Крылов написал прикола ради, сейчас повторяет как некую высшую эзотерическую мудрость. Впрочем, насчет эзотеризма и элитарности, действительно, не все просто, но об этом чуть ниже.

Разумеется, если Россия – отсталая страна, то есть и нечто, от чего мы отстали. Это "нормальные" страны, где живут "нормальные" люди. Расположены они, по Невзорову, где-то в районе Западной Европы, Северной Америки и в подобных милых местах.

3) Дегенеративность научно-культурная дополняется также дегенеративностью нравственной. "Россия фантастически неблагодарна", – утверждает Невзоров. Этот аспект также чрезвычайно важен для транслируемого им мировоззрения. Россия в этой системе координат – воплощение ущербности, причем ущербности всесторонней. В сущности, Невзоров смотрит на Россию тем же взглядам, каким британцы в XIX столетии глядели на тасманийцев или австралийских аборигенов – то есть как на существ неполноценных.

4) Предпоследний "пунктик" рассматриваемой идеологии можно образно определить как "белый человек в черной стране". Об этом Александр Невзоров не говорит напрямую, но делает чрезвычайно прозрачные намеки. В "этой стране" существует некоторое количество "умных" или "нормальных" людей: циников-интеллектуалов, которые просто получают свое вкусное настоящее, выдавливая его из имеющихся ущербных ресурсов. Это мир "белых" или "колониальных" менеджеров, строящих свое материальное счастье, для которых единственным мерилом является "цена вопроса".

В этом отношении, очень о многом говорит невзоровская похвальба своей чекистской генеалогией. "Из старой чекистской семьи" – эта формулировочка весьма красноречива! Это своего рода сертификат на наследственную принадлежность к эмансипированной от всякого морального чувства технократической части советской номенклатуры – той самой, которая была на гребне КГБ и ВПК. Эти люди были самой эффективной частью советской элиты, они были в обойме до 1991 г., они остались в ней и далее. Они были "белыми людьми в черной стране" и до, и после формального распада СССР. Они же очень многим "рулят" и сейчас. Заявить, что ты относишься к этим – значит заявить, что ты трешься вблизи подлинных верхов.

Говоря коротко, все многозначительные намеки Невзорова сводятся к одному: он дает понять, что система взглядов, которую он транслирует, – это система взглядов тех, кто обладает реальной властью, взглядом реальной элиты. Так сказать, своего рода "эзотерика".

5) Немаловажным, хотя, пожалуй, и вторичным дополнением, является возня Александра Невзорова со всяким масонским и собственно эзотерическим шлаком. Фильм "Манежное лошадиное чтение" – это настоящий гимн масонству и прочим тайным обществам Европы, которых создатель означенного кино противопоставляет "реакционной" Церкви.

С точки зрения Невзорова всякая религиозность и духовность – это, в лучшем случае, игра, спектакль. Однако такие игры – часть жизни и, конечно же, "белые люди" играют и в игры соответствующие. Скажем, в масонство или какие-нибудь эзотерические общества.

Очевидно, что былой правдоруб, которому сейчас демонстративно "все равно", обрисовал достаточно определенное (хотя и примитивно-эклектичное) мировоззрение, и стал достаточно активно его пропагандировать. И, увы, это отнюдь не его личная блажь и не причуда. Это, на самом деле, подлинная идеология современной РФ, очищенная от внешних напластований (принимающих, подчас, форму рассуждений о "втором крещении Руси") до цинически звериного ядра.

В этой идеологии нет решительно ничего нового. Те, кто вершит дела в ГОРФ (а до того вершил их в СССР), в абсолютном своем большинстве смотрят на мир более или менее так, как призывает смотреть Невзоров. Собственно, ни к чему иному идея первичности материи и вторичности духа привести не могла, не может и не сможет. Но почему же все это стало транслироваться сравнительно широко (но не слишком широко, что тоже важно) именно сейчас?

Причина кроется в том, что та самая категория номенклатурных "белых людей", которая из кресел генералов КГБ и членов ЦК КПСС пересела в кресла в разных советах директоров, всегда не очень боялась Церкви, но побаивалась Православия. Церковь для них была социальным институтом. И у них "были такие приборы", посредством которых эти институты окучивались регулярно и эффективно – точнее, так казалось окучивающим. Но вот в самой православной религиозности для них всегда была некая тайна, причем не "просто" тайна, а еще и таинственная сила. С которой порой приходилось считаться. (Тут можно вспомнить и сталинскую политику 1943-48 гг., и некоторые брежневские послабления после хрущевских гонений, и т.д., и т.п.).

Некоторые опасения по отношению к этой силе (а через это – уважение к РПЦ МП) добавляло то, что количество русских людей, идентифицирующих себя с Православием, до недавнего времени неуклонно росло. И, как и положено представителям соответствующей школы, циники-технократы с чекистской родословной слегка побаивались: а ну как количество перейдет в качество? А ну как "таких приборов", посредством которых все это можно будет забороть, просто нет? Не то чтобы очень страшно – но все-таки.

Но, к облегчению "белых людей" с красными корнями, эта перспектива начала постепенно таять. Именно в последние годы (по сути, вскоре после интронизации Патриарха Кирилла) реальное влияние РПЦ МП на умы и сердца широких кругов населения начало катастрофически снижаться. Более того, появилось столь тревожное для всякой церковной структуры явление, как стихийный антиклерикализм, идущий снизу. Антицерковные импульсы, исходящие от властей или либеральной интеллигенции, традиционно оторванной от России, не были большой проблемой, пока спиной ощущалась поддержка широких слоев населения. Но сейчас спиной ощущается уже нечто противоположное. "Обустройство" РПЦ МП по принципу плохого копирования и без того отвратного кремлевского "топ-менеджмента", все большее уподобление Чистого переулка еще одной госкорпорации породили качественно новый антиклерикализм: антиклерикализм российского малочисленного и несостоявшегося (да другого-то и нет) среднего класса и антиклерикализм российских интеллектуалов.

А эта штука серьезная. Во многом потому, что она определенно свидетельствует: ресурс "воцерковления" по патриархийным схемам, когда упор делается на строительство храмов, спонсоров и дружбу с властью, в значительной степени исчерпан. Пик практически достигнут. И что же на этом пике имеется? Реально, не более 5 % воцерковленного населения (причем с учетом всех юрисдикций, а нет только РПЦ МП). Дальше надеяться на рост трудно (а вот "отлив" уже идет весьма заметный).
В этой ситуации в глазах упомянутых "белых людей" в "этой стране" РПЦ МП становится всего лишь неудачным бизнес-проектом. А Тайна… Тайна не реализовалась, так что "можно считать", что ее и нет. И скрывать эту точку зрения особого смысла также не имеется. И, кстати, "низовой" антиклерикализм можно будет, в случае нужды, использовать как дополнительный инструмент контроля над Московской патриархией. А раз так, то было бы неплохо этот низовой антиклерикализм и слегка подкормить: подкормить информационно и идейно.

Таким образом, как сейчас стало принято говорить, появляется новый тренд. Который г-н Невзоров, у которого на такие темы действительно чутье, уже оседлывает.

Что же касается собственно Православия и православной Церкви, то все имеющиеся симптомы очень серьезны, и недвусмысленно указывают на то, что второго Крещения Руси пока что не случилось, а вот второй всплеск атеизма весьма возможен. Мы живем во многом в языческой стране, и процесс ее поганизации активизируется. А Московская патриархия, увы, действует по классической схеме: тушит пожар керосином. Кто виноват и что делать – тема для отдельного разговора. Времена предстоят, скорее всего, интересные и, мягко говоря, неоднозначные.

И "старый наемник" из "старой чекистской семьи", вдруг нутром почувствовавший эти перемены, – это своего рода знамение времени. 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]