Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-03-2004 22:23
 
"Водочные выборы" и маленькая русская Вера. Демократия в заложниках у российского алкоголизма

"Блюет напившийся, склонился ивой,

Пенятся кружки, пену пепля.

На кружках надпись: "Раки и пиво

завода имени Бебеля"...

...Еще б "водченку Энгельса",

И под Лассаля блины.

И Маркс не придумал бы лучшей доли -

Что вы, товарищи, бе-белены

объелись что ли?"

...

Эти строки из стихотворения Владимира Маяковского, высмеивающего бытовавшую уже в советское время традицию "ко всему прилеплять фамилию вождя", оказываются актуальны и поныне. Во время предвыборной кампании кандидата в депутаты Ярославской областной думы и муниципалитета по избирательному округу № 7 некоей Веры Никольской в Ярославле был обнаружен новый алкогольный брэнд - водка "За Веру!", на этикетке которой изображена потенциальная народная избранница и помещена нравоучительная надпись: "Человек не может жить без веры, рушатся критерии и меры всех основ людского бытия".

Подобный предвыборный ход привел даже к судебному разбирательству, которое затеял конкурент Никольской - Александр Белый, потребовавший снять кандидатуру своей находчивой соперницы с выборов. Как утверждали ее оппоненты в суде, для потенциальных избирателей политтехнологи, обслуживавшие Никольскую, устраивали даже специальное чаепитие, на котором им разливали водку и давали по бутылке с портретом Никольской с собой. Предлагалось не только выпить "за Веру", но и за нее проголосовать.

Появление водки "За Веру!" вызвало критический отклик и в церковной среде, со стороны православных верующих. С соответствующим заявлением выступил настоятель Воскресенского собора священник Вениамин Лихоманов, отметивший, что "водка не должна называться церковными именами, праздниками, призывами за веру. Она может быть Хлебная, Московская, Ярославская, но использовать такие призывы не стоит".

Появление "алкогольного ресурса" в предвыборной агитации заставляет вспомнить "славное прошлое" советской водки и посмотреть, насколько оно соотносится с сегодняшним "алкогольным настоящим" государства, стремящегося быть оплотом православия в мире...

Не секрет, что под конец "нашего великого советского прошлого" водка в России стала своеобразной "СКВ" ("свободно конвертируемой валютой"), за которую можно было купить если не все, то очень многое. Более того, без водки невозможно было обойтись в "сфере услуг": починка телевизора, рубка дров, транспортные услуги, пахотные работы - за все это полагалось, как минимум, "поставить шкалик". Всеобщего водочного эквивалента хватило и на то, чтобы "освободить" одиноких благочестивых жительниц российской глубинки от предметов церковного искусства, имеющих хоть какую-либо маломальскую стоимость. Прежде чем оказаться в частных коллекциях на Западе, многие иконы первоначально выменивались именно на "универсальный напиток"...

Однако рыночные отношения уменьшили конвертируемость водки в России. Государство почти утратило монополию на водку, а "алкогоре-покупатели" в условиях открытой и свободной торговли быстро пораспродали то, что имело хоть какую-то цену. Да, стоимость водки в России приуменьшилась, но при этом ее недобрая слава осталась прежней. Кроме того, "зеленый змий" получил и неожиданное "религиозное измерение". Вину за "повальный алкоголизм русского народа" сегодня любят возлагать на православие "иноверцы", в особенности мусульмане. Неоориенталистские группы тоже не отстают от них. В этой связи характерно "религиоведческое объяснение" основательницы "Сахаджа-Йоги" Нирмалы Дэви Шри Матаджи: "Православие приняли на Руси потому, что другие религии пить не разрешали".

В этой связи реакция православного священника на алкогольный брэнд ничуть не удивляет. Ведь предвыборная игра на том, что, по сути, является кровоточащей раной на теле России, да еще в сочетании с высокими нравоучительными словами о вере как раз и задевает чувства верующих, причем не только православных. Представляется, что церковный резонанс на "водочные выборы" в "золотом кольце" России мог бы быть и более значительным.

То, что население не самого удаленного города России способно "клюнуть" на такую алкогольно-политическую приманку, ставит вопрос о том, нуждается ли оно вообще в таких демократических правах как участие в свободных выборах. Проблема не в запрете на использование водки в предвыборной кампании, а в самой правоспособности значительной части населения страны, которая неспособна отвечать за свое электоральное поведение. Если за "водочную валюту" можно теперь купить место в политике, то неполадки нужно искать в самом механизме купли-продажи.

 Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru" 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]