Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-07-2002 21:08
 
84 года Non-Stop

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были зверски убиты последний Император Всероссийский Николай II ("гражданин Романов", как называли его тогда убийцы и как и сейчас любят называть иные из ненавистников его памяти), его супруга Александра Федоровна, дети и слуги. Оборвались несколько жизней. Оборвалась история Российской Империи. Оборвалась и покатилась история человечества к совсем уже близким границам "нового эона", в котором сперва "земля и вся дела на ней сгорят", а затем придут "новое небо" и "новая земля"…

Последнее мнение разделяют не все. Даже не все православные. Даже не все из тех, кто почитает память Царя-Мученика во святых. Для многих сегодняшние воспоминания — это воспоминания только о мученической кончине от безбожников доброго христианина, не лишенного недостатков (обычный список этих недостатков неизменные фарисейские - "слабовольный", "верил Распутину", "курил"…). Большинство из таких новых, "сентиментальных" почитателей царской семьи, более всего интересующихся вопросом "подлинности" так называемых "екатеринбургских останков", сравнительно недавно еще говорило о царе цитатами из знаменитого опуса про "23 ступени вниз" и бегало после лекций смотреть в кинотеатрах климовскую "Агонию". Почитание, точнее — некоторое почтительное уважение по отношению к убиенному царю, это способ немного заглушить голос скребущей совести, отделаться хотя бы малостью от участия в духовном цареубийстве.

Другая, освященная многими десятилетиями, традиция почитания последнего Царя — традиция, кульминационным пунктом которой была канонизация его во главе сонма Новомучеников Российских на Соборе Зарубежной Церкви в 1981 году под ругательства из-за железного занавеса и насмешки "либеральной" эмигрантской общественности, лишена поверхностного сентиментализма и пронизана историософскими ветрами. Мир от самого грехопадения катится по наклонной плоскости в пропасть. Эту мысль должен усвоить каждый христианин на первом же уроке катехизиса. Христос давал и дает человеку возможность соскочить с этого обреченного поезда, иногда не одному, а вдвоем, втроем, вдесятером, большой группой людей. "Соскочить" — то есть спастись от конечной гибели и спасти хоть кого-то вокруг себя. Но соскакивающий на полном ходу ушибает колени, ломает ребра и, иной раз, прошибает себе голову. Скольким людям попытка "выпрыгнуть" из своего "ветхого человека" стоила жизни, и временной и вечной. И вот, для того, чтобы соскакивающие не переломали себе при падении все, что только поддается перелому, Христос-Царь даровал миру иного, земного, царя, который грубой физической силой будет тормозить поезд, кто не даст тому разогнаться до "ускорения свободного падения", — катехона Удерживающего.

Удерживающий не должен быть ни духовно прекрасен, ни свят, ни искушен в богословии, ни даже всегда твердо привержен истинной православной кафолической вере. Он должен перед Богом и перед человеком хорошо выполнять одну работу — держать и не пущать. Держать мир в пределах приличий, не дозволяя разлиться по нему осатанению, и не пущать клячу истории перейти на галоп и загнать себя, бессильно свалившись у последней черты в лапы "человека греха, сына погибели".

Переняв служение "удерживающего" от Рима и Византии, русские князья, цари и императоры несли его с достоинством — обеспечили государству достаточно широкие границы, чтобы держать в них было не тесно и достаточную территориальную массивность, чтобы разогнать эту тушу было нелегко, и чтобы она, в свою очередь, не давала разогнаться остальному миру слишком быстро. Мир чувствовал, что Россия "мешает". Мешает не какими-то активными и агрессивными действиями, а самим фактом своего существования. Россия держит мир в том состоянии из которого он хотел бы выйти и на тех скоростях, которые ему, наевшемуся уже американских консервов и начиненному электробатарейками, уже казались детскими и смешными. Мешала Россия — её убрали, убрали и её царя, одного из лучших царей, который когда либо возлагал на себя бармы Удерживающего — искренне верующего и простого, чуждого гордыни и агрессивности, и при всем при том способного удержать пошедший в разнос отнюдь не при нем и отнюдь не по его воле государственный механизм в течении долгих 23 лет.

Удерживающего не стало. Уставший караул не ушел, правда, сам, а бы насильственно сменен. Сперва его заставили отречься (ибо дальнейшее сопротивление было бесполезно и только стерло бы в порошок то, что оставалось еще от России), а затем уничтожили "со чады". И мир понесся в режиме нонстоп, так что история ушедшего столетия занимала в курсах истории столько же места, сколько предыдущие пятнадцать. Уже мало кто сомневается, что этот галоп к смерти и к погибели — только одни думали, что это смерть от радиационного излучения "на последнем берегу", другие, заигравшись в "Цивилизацию" представляли себе катастрофу как "GlobalWarming", третьи, считающие, что все будет "как написано" оказались в меньшинстве записанном в опасные юродивые (а многие приняли на себя эту маску и впрямь стали подвинувшимися на Конце Света безумцами).

Того, кто его cдерживал ускорение более нет, он погребен то ли в Петропавловском соборе, то ли где-то под Екатеринбургом (даже эта растерянность так много говорит о дне сегодняшнем) нет и преемников. Некоторые православные веруют, правда, пророчеству о "самом последнем царе", который будет править Россией перед концом, но и горячие проповедники этого пророчества неизменно ставят все это в условное наклонение: "если…".

А пока что — колесо вращается быстрей.

На фото - фреска, изображающая Царя-мученика Николая, написанная в Жиче (Сербия) в 1930-х годах, по решению св. Николая (Велимировича) и сохранившаяся в годы коммунистических гонений. Лик, изображенный на фреске, был чудесным образом явлен русскому изографу Колесникову, расписывавшему храм.

© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]