Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29-05-2003 18:49
 
Правило связи. Иудейская ортодоксия вновь ребром ставит вопрос об отношении иудаизма к христианству

Проблемой сохранения своих религиозных традиций и самоидентификации озабочены сегодня практически все "традиционные конфессии", по крайней мере, те, чья история насчитывает одну или две тысячи лет. Весьма отчетливо тенденция к поиску самоидентификации в современном мире через возрождение ортодоксии прослеживается в современном иудаизме. Хотя, очевидно, хотя это не исключает и других, вполне центробежных тенденций.

Состоявшееся несколько лет назад разделение российского иудаизма на хасидскую Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) и на более либеральный Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР) уже показало, что ревность об ортодоксии и для сегодняшних иудеев – не пустой звук. В желании лидера КЕРООР Адольфа Шаевича создать, по сути, третье российское иудаистское объединение - Федерацию ортодоксального иудаизма в России (ФОИР) - нельзя не увидеть тот же "вектор ортодоксии", какие бы подспудные причины не сопутствовали этому начинанию. Об этом прямо говорят слова Шаевича об общности с хасидами и о расхождении с реформистами, с которыми сегодня сотрудничает КЕРООР, прогнозы, допускающие сближение ФОИР и ФЕОР, наконец, не совсем случайное, на наш взгляд, сходство их аббревиатур.

Возможно, что подобные тенденции в российском иудаизме стимулируются из-за рубежа. Ведь большинство израильских хасидов воспринимают нынешний российский иудейский реформизм как дань советскому прошлому, которую можно терпеть лишь до поры до времени – как переходное средство для возвращения евреев диаспоры на историческую родину. Поэтому порыв российских иудеев к ортодоксии, кроме чисто религиозных мотивов, можно объяснить естественным желанием интеграции с международным "иудаистским центром".

Однако, можно предположить, что "хасидизация" российского иудаизма все равно не принесет тех результатов, о которых думают российские поборники иудаистской ортодоксии. Ведь недоверие между родившимися в Израиле коренными сабрами-иудаистами и приезжающими "сефардами", "ашкенази" и другими категориями "бывших евреев", если и уменьшается, то чрезвычайно медленно – хотя бы из-за того, что активно продолжаются сами миграционные процессы, репатрианты продолжают приезжать, несмотря на всю политическую напряженность в Земле обетованной.

Вместе с тем, изменения в российском иудаизме являются показателем более масштабных процессов, имеющих международный характер. Те, кому интересны взаимоотношения между иудаизмом и христианством, могли заметить определенное смягчение позиции официального иудаизма в отношении к христианству – главным образом, к Основателю христианства, Иисусу Христу. Об этом говорят последние еврейские энциклопедии (британская и русская), в которых о Христе рассказывается без какой-либо враждебности. На этот же факт указывают симпатизирующие христианству российские иудеи, тот же раввин Адольф Шаевич.

Однако просматривающийся в иудаизме "вектор ортодоксии", по мере своего превращения в "генеральную линию", может свести на нет иудео-христианский диалог. Об этом заставляют задуматься, в частности, слова посла Израиля в РФ Аркадия Мил-Мана, напомнившего 27 мая на съезде раввинов в Москве о том, что "Еврей неотделим от своей религии – это забывают многие евреи и неевреи, организации и неорганизации. Если мы нарушим это правило связи еврейского народа с нашей религией – мы прекратим существование как народ".

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]