Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
19-05-2003 18:48
 
«Пятипроцентное светское». В Казахстане решается судьба «светского государства азиатского типа»

Республика Казахстан, тихая степная страна, некогда окраина СССР, внезапно стала местом борьбы "традиционных конфессий" за доминирование. Можно даже сказать, что в Казахстане решается судьба так называемого "светского государства азиатского типа". Основных претендентов на государственно-религиозный статус три: исконный ислам, РПЦ МП и католики.

В былые времена Казахстан не был особенно славен конфессиональными достопримечательностями. Запылившиеся остатки "государственного" ислама казахов-степняков интересовали в основном разных "хранителей древностей", да и те занимались этим делом в основном в порядке ссылки. Впоследствии, когда хозяйственный механизм набрал обороты, Казахстан покрылся плотной сетью лагпунктов и спецзон, так что былые "хранители" только случайно вспоминали тот "факультет ненужных вещей", в котором религия играла еще некую роль.

Но времена меняются. Гиганты мировой конфессиональной сцены, РПЦ МП и Ватикан, вступили в борьбу за статус "самой мощной" христианской конфессии Казахстана. Тут сразу возникает множество соображений. Во-первых, католичество православию в Казахстане уже потому не конкурент, что стараниями И.В. Джугаева (он же – Джугашвили, он же – Коба, он же – Сталин) количество русских, украинцев и других, как нынче говорят, "православных по рождению" в этой республике увеличилось "в разы". Однако тщанием того же исторического персонажа в те же места отправились этнические немцы, поляки, крымские татары, чеченцы, да мало ли еще кто. Тем самым "вождь народов" сделал из Казахстана одно из самых полиэтничных государств будущего СНГ. С другой стороны, Казахстан, в отличие от своих куда более "русофобских" соседей, традиционно тяготел к России, что не может не отражаться в области конфессиональной. В-третьих, оказавшись независимым государством, Казахстан встал перед проблей определения национально-конфессиональной идентичности, и эта проблема (как почти везде в постсоветской Средней Азии) была решена на основе национальной консолдации с некоторым подавлением "неавтохтонного элемента" и возвращением к религии отцов как к носительнице народной нравственности. Такие и подобные решения неизбежно были приняты почти во всех среднеазиатских республиках бывшего СССР. Например, Сапармурат Туркменбаши заявил как-то: "У нас все религии сохранились: и ислам наш, традиционная религия туркмен, и православие (благостный жест в сторону митр. Владимира (Икима)). Но и от атеизма мы не отказываемся – пусть все живут в мире!"

Наконец, в-четвертых, Римско-Католическая Церковь, весьма недовольная своим нынешним положением в России - прежде всего, стремительной конфессионализацией внутренней политики РФ, - тем не менее реализует модель "Церкви меньшинства в поликонфессиональном государстве". С точки зрения католиков можно реконструировать ситуацию таким образом: в советское время РПЦ МП и РКЦ находились в более или менее равной ситуации – как гонимые, но условно терпимые религиозные корпорации. В ельцинской России и православные, и католики стремились занять достойное место в государстве и освободиться от пут советской системы. В путинской России РПЦ МП превращается в господствующую Церковь, а РКЦ становится гонимой (из-за постсоветского антизападничества в большей степени, чем в императорской России) конфессией. Этот процесс перехода к конфессиональному государству для католического наблюдателя происходит ценой отказа от экуменизма и языка "Церквей-сестер". Так что создание епархий и канонических структур РКЦ в РФ и в Казахстане можно рассматривать скорее как следствие ухудшения отношений "сестер", а не как его причину.

Но и Казахстан – не Россия. Арифметическое большинство в нем все-таки составляют "мусульмане по рождению". Сложность соотношения конфессий и отсутствие среди них одной четко "официальной" делает религиозную обстановку в стране очень непрочной и уязвимой. Позиция казахской государственной власти подчеркнуто нейтральная – всех регистрируем, но пусть решает народ. В этой "мутной воде" можно и новые епархии учредить, и митрополичий округ создать – вода от этого не прояснится. Проблема тут не в "плохом небратском" поведении "католической стороны" или в "имперских рефлексах" стороны православной, а в той конфессиональной обстановке, в которой большинство народа призывает не продавать водку в Рамадан только потому, что распространился "алкоголизм". Социальная религия советского типа прочно утвердилась в душах и умах современных людей на пространстве СНГ, так что борьба между высокопоставленными представителями старых "трансцендентных" конфессий не есть борьба за души людей, не есть борьба "против духов злобы поднебесной", а просто борьба… "против начальств и властей" за распределение сфер влияния в мире.

Решение католической Церкви, которое заявление ОВЦС МП клеймит как "серьезный удар по всему комплексу православно-католических отношений", по сути не является ни ударом, ни даже агрессивным действием в сторону РПЦ МП. Никакого "комплекса" давно уже нет, а дипломатические формулы эти служат для выражения недовольства слишком активной конкурентной активностью "миноритарной конфесии".

Социологи говорят, что лишь 5 % казахстанцев считает, что живет в светском государстве, но степень и характер конфессионализации определить затрудняется. То ли мусульманско-атеистическое, то ли мусульманско-православное, то ли вообще "за нравственность и против алкоголизма"…


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]