Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-05-2003 18:45
 
Немного о ереси и о священной «непримиримости»

Как сказал Спиноза, "определить значит ограничить". Святые отцы христианской древности называли свои соборные "о-пределения" (от слова "предел") именно так -- "орос" ("ограничение, граница"). С современной популистской точки зрения, чтобы набрать в Православие побольше народу, необходимо устанавливать как можно меньше ограничений. Так нет же - традиционалистское сознание понаставило всяких "границ"-оросов и не пускает в Церковь тех, кто не хочет им подчиняться. Получается, что святые отцы были людьми, мягко говоря, весьма "немирного устроения".

Это особенно наглядно в истории соборов, и в частности - в истории Вселенских соборов. Почему в Церкви не могут мирно протекать богословские дискуссии? Современные богословские споры "внутри Церкви" порой выходят далеко за рамки тех "микроскопических проблем", из-за которых собирались древние соборы. Откуда такое упорство святых отцов в стремлении отделить от Церкви всех несогласных со всеми нюансами "кафолической веры"? Не лучше ли "покрывать молчанием и любовью" спорные богословские темы, не загоняя сознание всех членов Церкви в рамки чеканных догматических формулировок?

Отсутствие определения по тому или иному догматическому вопросу не означает отсутствия или непознаваемости истины в этом вопросе. Более того, оно не означает неважности этой истины для спасения. Отсюда и стремление эти истины разъяснить. А поскольку всегда находятся люди, не желающие принимать Истину (Истину с большой буквы), то поэтому всегда найдутся и те, кто не примет этого разъяснения, даже если оно будет верным. Поэтому и возникают все эти догматические споры, соборы, анафематствования и прочие удовольствия активной церковной жизни.

Остановимся вкратце на таком непопулярном в современном церковном сообществе понятии как "ересь". Сначала ересь похожа на муть в стакане воды. Разделить невозможно. Это и есть церковная организация в состоянии хаоса, когда нельзя по внешним признакам достоверно определить, кто еретик, а кто нет (нельзя путать с ересью простое невежество или ошибочные богословские мнения или бездумное повторение обывательских штампов). Но тут вносится коагулянт - и муть выпадает на дно в виде осадка, а жидкость в стакане вновь прозрачна. Коагулянтом являются соборные решения или какие-то их эквиваленты.

Соборные решения - коагулянт, потому что они прямо ставят перед каждым членом Церкви вопрос: ты "за" или "против"? Продолжать отворачиваться от этой проблемы после такой прямой постановки вопроса практически невозможно. При этом, правда, кое-где православные могли не принимать даже Вселенские соборы в течение столетий, не переставая от этого быть православными. Но это было связано со слабостью коммуникаций в средневековом мире, когда, например, в некоторых регионах православные Вселенские соборы могли быть известны только в еретических интерпретациях. Но для XX века это едва ли актуально, и все труднее становится притворяться португальской бабушкой, на знающей о том, что происходит в церковном мире.

Иные люди говорят, что у них кончилась спокойная жизнь, когда они узнали о разделении в православном мире. Это не только психологический эффект, но и вполне онтологический. Бог (и об этом говорится в Евангелиях) по-разному спрашивает с тех, кто не узнал, потому что не мог узнать, и кто не узнал, хотя ему говорили. Христос говорит это о Себе, потому что Он Сам был тем "оросом", который принес "разделение"; "не мир, но меч"...

И.Г.Л., "Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]