Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-05-2003 18:11
 
Объединение Русской Церкви не состоялось. В Париже

Сейчас, после избрания нового предстоятеля русской архиепископии Константинопольского патриархата в Западной Европе (ее еще называют "евлогианской"), можно почти наверняка утверждать, что новый "мирный план" Патриарха Алексия II по ликвидации расколов в Русской Церкви "не прошел". Архиепископом, причем с подавляющим перевесом голосов, стал фламандец Гавриил (де Вейльдер), которого поддерживают противники объединения архиепископии с Москвой.

Очевидно, что в Московской патриархии делали ставку на другого кандидата – этнически почти русского епископа Михаила (Стороженко). Однако, русских эмигрантов, ориентирующихся на ценности "первой волны" с их непременной мечтой "рано или поздно вернуться в возрожденную Россию", в архиепископии остались считанные единицы. Большинство участников выборов нового главы "евлогиан" продемонстрировало весьма трезвый и прагматичный подход к проблемам "юрисдикционной политики", выразив свое недоверие гегемонистской Москве.

Раскол между "евлогианами" и "карловчанами" (еще одним независимым от Москвы каноническим православным объединением Русского Зарубежья, к которому обратил свой призыв к единству Патриарх Алексий II) обычно понимался как раскол между "либералами" и "консерваторами". Действительно, поначалу костяк "евлогиан" составили парижские эмигранты, среди которых было гораздо больше приверженцев идеалов Февральской революции, чем монархистов. Довольно смелые богословские поиски "парижской школы" контрастировали с "охранительным богословием" РПЦЗ ("карловчан"). Русская Зарубежная Церковь, полностью разорвавшая общение с Московской патриархией и устами многих своих авторитетных иерархов заявившая о "безблагодатности" "советской церкви", была, казалось бы, безнадежно далека от объединения с Москвой. Однако, как говорится, история рассудила иначе. Сейчас именно РПЦЗ, "карловчане", ближе к объединению с "матерью-церковью", чем их либеральные оппоненты и собратья-"евлогиане".

Кажущийся парадокс этот объясняется просто. Риторика патриаршего послания действительно ориентирована на ценности эмиграции "первой волны" -- идеализацию "исторической родины", непоколебимую веру в ее неизбежное духовное возрождение, увлечение национально-церковной атрибутикой: золотыми куполами, матрешками, балалайками, колокольным звоном, блинами, куличами, храмом Христа Спасителя, наконец. Консерватизм РПЦЗ носил по преимуществу не церковно-канонический, а национально-политический характер, хотя политические идеи на некоторых этапах истории Русской Зарубежной Церкви порождали и собственно церковный, богословский, консерватизм. Однако этот консерватизм, замешанный все-таки на любви к родине и вере в ее возрождение, не выдержал испытания золотыми куполами и колокольным звоном "воскресающей Святой Руси". Очарованные внешним благолепием церковной жизни в России русские эмигранты-"карловчане" охотно закрывают глаза на "отдельные недостатки церковной жизни на родине" и не мыслят своего будущего вне единства с Московской патриархией.

Либеральные "евлогиане", среди которых этнические русские уже и не составляют большинства, оценивают ситуацию более рационально и прагматично, задавая себе вопрос: "А что, собственно, мы потерям и приобретем, объединившись с Москвой?" Они вспоминают печальный опыт такого объединения конца 40-х – начала 50-х годов прошлого века, а также свежий пример соседней Сурожской епархии РПЦ МП, которую чуть было не расколол новый епископ, назначенный из Москвы. Нынешнее каноническое положение вполне устраивает "евлогиан" -- они находятся под величественным омофором Вселенского Патриарха, который, впрочем, на них не давит, позволяя абсолютно самостоятельно избирать себе епископов и даже предстоятеля. Сами "евлогиане" считают свою архиепископию единственной частью Русской Церкви, которая живет по нормам Собора 1917-18 гг. Действительно, поменять эти соборные нормы на "вертикальный" Устав РПЦ МП 2000 года едва ли кто захочет добровольно…


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]