Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-11-2009 17:54
 
Необязательное добро, или Правда тихого оппонента. В чем религиозность философии Григория Померанца – лауреата премии Бьернсона-2009?

Норвежскую премию Бьернсона получают обыкновенно миротворцы. На сей раз эту премию получил российский философ Григорий Померанц, писавший о Мандельштаме и Сталине, Достоевском и дзен-буддизме, "Троице" Рублева и судьбах русской интеллигенции. При таком разнообразии интересов, в чем же состоит собственно религиозное измерение философско-эссеистической деятельности Померанца, и есть ли оно вообще?

Нам кажется, что такое измерение есть. И оно вовсе не в тех заявлениях философа, где он выступает за взаимопонимание между религиями с едва ли ни "суперэкуменических" позиций, но уж точно не с конфессиональных. Попытки Г. Померанца и З. Миркиной, также получившей в этому году премию Бьернсона, выступить на ниве религиоведения едва ли можно засчитывать им в прямой актив, ибо из философа и тем более религиозного мыслителя обычно выходит неважный историк религии. Слишком высоко мыслит и слишком глубоко копает. Рассуждения Г. Померанца о "Троице" или о статьях Антония Сурожского ценны как философская рефлексия, но их не удается встроить в традицию, не удается использовать как стройматериал при строительстве академического здания научного религиоведения.

Социально-политические концепции, высказанные Померанцем в разных его эссе, можно с некоторым усилием свести в понятие "духовный демократизм". Дело в том, что они никак не входят в матрицу обычного "либерализма", ибо Померанц все время пытается уйти от однозначности и дуальных противопоставлений. В частности, он принципиальный противник сталинизма, однако его отношение к социал-демократической традиции также совсем не однозначно. И в этом смысле его полемика с Солженицыным, который считал социал-демократию едва ли ни виновницей революции, обличает в нем наследника русской народно-демократической линии.

Вообще говоря, Померанц – явление литературное не в меньшей степени, чем философское. Философия его не академическая, а литературная. Ведь литература в русской традиции XVIII-XIX вв. заменила философию, стала выражением совести. Русская интеллигенция – дитя русской литературы.

А что же собственно религия? Безусловно, Померанца религия как таковая живо интересует, и как философ он – религиозен. Но такая философская религиозность уже старомодна, она уже давно разошлась по конфессиональным нишам. От того, что голос религиозного философа, стоящего над фактическими конфессиональными разделениями и молчанием исторических религий, мало слышен, он не становится неважным. Важность его - в свидетельстве о существовании некоей главной тональности, в которой обертоны не звучат.

Эту тональность я бы определили как мистическую нравственность. Мистичность тут – в источнике откровения, который для Померанца находится, безусловно, внутри человеческой души. В этом, я думаю, и состоит секрет его творческого и философского тандема с З.А. Миркиной. Сам по себе Померанц социален и даже политичен, но прежде всего он – нравственный философ. Миркина же – мистик или, если угодно, мистико-поэтический писатель.

В результате такого синтеза у Померанца вырисовывается определенная многополюсная система религиозно-этических воззрений, которая неизбежно приходит в конфликт с двухполярными построениями, подобными солженицынским. Ценность последнего – в ясности, но его недостаток в схематизме. Для Солженицына советская власть – безусловный сатанизм, а для Померанца сатанизм – это дух, который есть как в советском тоталитаризме, так и в тоталитаризме его оппонентов. Это и есть та пресловутая "пена на губах ангела" - невозможно представить себе (согласно Померанцу) трансцендентальную истину однополярной. Для Померанца истина многополярна в силу своей трансцендентности. Строго говоря, такой подход идет вразрез с традиционным религиозным пониманием истины. Религиозная истина в ее традиционном смысле (христианском, исламском или иудаистском) очень монистична. Монизм этот, впрочем, нехарактерен для буддизма, который, особенно в его дзенской форме, в наибольшей степени отдаляется от религии и встает на философские рельсы. Философия тем и отличается от религиозной мысли, что ее границы не определены четко, да и нет в ней такого понятия как "догмат". В этом отчасти и скрыт секрет религиозной философии Померанца. Отказываясь вставать под знамена догмы и даже критикуя неизбежное следствие догмы – борьбу за нее, Померанц выгадывает себе поле для выражения необязательной нравственной истины. Она "необязательна", ибо не требует жесткого и насильственного отстаивания и мученичества. Оставив религиозный монизм, Померанц может действовать на просторе нравственной философии, где роль интуитивного повышается в разы. Философская нравственность всегда динамична, а религиозная этика - ригидна и статична. Но это и обеспечивало ее универсальность. Беда ее в том, что в таком виде она уже не работает в современном обществе.

И вот здесь мы подходим к тому вопросу, который так смутил В.Г. Бондаренко: почем Померанцу дают премию, хотя его политические взгляды у многих вызывают протест. Действительно, протест они вызывают. Как и собственно религиозный адогматизм, который у многих ассоциируется с пресловутым суперэкуменизмом. Но тут дело в другом. Любой человек, имеющий взгляды, вызывает протест. Протест вызывают взгляды Эволы и Элиаде, Хабермаса и Лотмана, Пятигорского и Мамардашвили. В этом ряду вполне можно поставить и нынешнего лауреата. Пытаясь вырваться из ловушки культурного тоталитаризма, философ начинает изобретать собственный культурный код. Если он при этом попадает в резонанс с тем, что в прежние времена именовали "чаяниями эпохи", он велик. Пусть не той последней Величиной, но все же величиной.

Померанц нашел универсальный и риторически тонкий ход, который читается интеллигенцией, воспитанной на русской литературной традиции. И нравственная позиция, выраженная на этом коде, есть позиция вместе и религиозная. Пусть имплицитно, пусть интуитивно, но это так.

Алексей Муравьев,

для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]