Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-05-2009 17:24
 
Предложение президента. Слова Александра Лукашенко о встрече Папы и Патриарха делом не станут, но высветят узкие места религиозно-внешнеполитических проблем бывшего СССР

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI и пригласил его в Беларусь для встречи с предстоятелем крупнейшей по количеству последователей православной Церкви мира - Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Эта встреча, думается, оказалась эффективной только с точки зрения пиар-поддержки сегодняшнего курса белорусского президента на сближение с Евросоюзом. Кстати, совсем скоро пройдет и другая значимая акция подобного рода: Лукашенко приглашен 7 мая на саммит "восточного партнерства", где будут обсуждаться вопросы сотрудничества и взаимопомощи ЕС и шести бывших советских республик.

Думается, однако, что слишком далеко в своем "европейском прорыве" белорусский "батька" не уйдет. Как прагматичный политик, он прекрасно понимает, что стране, географически, исторически и экономически теснейшим образом связанной с Европой, сегодня просто невозможно стоять в одном ряду с государствами типа Мьянмы или Северной Кореи. Поэтому европейская эволюция белорусского режима вполне реальна, но в пределах, далеко не уходящих от трубы с дешевыми для этой страны российскими углеводородами.

Повторим еще раз – с точки зрения знаковости события, встреча с Папой и предложение саммита РПЦ МП и Католической Церкви очень даже удачны. Всем продемонстрировано на очень понятном уровне, что Беларусь с Европой! И особенно удачно это выглядит на фоне амбивалентной внешней политики России, которая сегодня с Европой, завтра с исламским миром, а послезавтра сама по себе.

Вот только воплотиться в жизнь инициативе встречи Папа Бенедикт-Патриарх Кирилл явно не суждено, и это четко дал понять ответственный сотрудник ОВЦС МП протоиерей Антоний Ильин. По одной простой причине – слишком уж запутанный узел проблем во всех смыслах накручен в отношениях между Католической Церковью и РПЦ МП на просторах восточноевропейской равнины, пока что не позволяющий провести не только межцерковный саммит, но даже начать постоянный систематический диалог.

Вот уже двадцать лет Московская патриархия активно и последовательно упрекает Рим в миссионерской и прозелитической деятельности на своей "канонической территории". Неприкосновенность этой "канонической территории" – принципиальная позиция РПЦ МП, выработанная, кстати, нынешним Патриархом в его бытность шефом церковной дипломатии. Поскольку Республика Беларусь, в отличие от многих других регионов бывшего Союза, во всех смыслах – и географическом, и культурно-экклезиологическом – представляет собой "каноническую территорию" РПЦ МП, то согласие на такую встречу будет означать, что Данилов монастырь поступается одним из своих главных принципов. Ведь тогда церковная Москва должна будет прямо и четко ответить на вопрос: признает ли она законным создание еще в 1991 году на своей "канонической территории", в Беларуси, полноценной структуры Католической Церкви в виде Минско-Могилевского архидиоцеза, и допускает ли возможным приезд туда римского первосвященника. При том что на территории России создание таких же структур в 2002 году было крайне негативно воспринято РПЦ МП. То есть Московский патриархат попадает в ловушку собственных двойных стандартов, в которую его привело стремление упорно и прямолинейно держаться за такой противоречивый принцип как "каноническая территория".

Возникший в эпоху христианской империи как определяющий географические границы церковной юрисдикции на уровне епархий и государств, принцип "канонической территории" на современном этапе был изначально обречен стать неработающим, в силу того, что перемещения и контакты носителей различных культур и религий вышли на качественно иной уровень, чем были тогда, когда формировались каноны и вИдение межцерковных взаимоотношений в Русской Церкви. Все смешалось на планете Земля (Россия, напомню, находится на этой планете), и сегодня в России имеются сотни тысяч католиков, причем – не заезжих иностранцев, а своих природных россиян. Россия в этом смысле может считаться не в меньшей степени "канонической территорией" Католической Церкви, чем Израиль, в котором проживают тысячи последователей РПЦ МП, - "канонической территорией" последней. Перейдя в наши дни из плоскости географической в плоскость в большей мере социально-культурную, понятие "каноническая территория" по определению больше не может и не должно использоваться в тех отношениях, которые сложились у Католической Церкви и РПЦ МП.

Вышеупомянутый чиновник ОВЦС МП о. Антоний Ильин заявил, что встреча между Папой и Патриархом возможна только как финальный аккорд межцерковного диалога. Но о чем вести такой диалог? Очевидно, по важным и животрепещущим вопросам прозелитизма и унии, ибо только их решение обеспечит диалог и просто нормальные отношения между двумя Церквами. Но позвольте, по этому вопросу более чем достаточно высказано обеими Церквами на протяжении 90-х годов. Католическая Церковь еще в Баламанде в июне 1993 года зафиксировала свою позицию по вопросу унии. Уния, по ее мнению, более не может использоваться как форма церковного единства при том что сохраняется статус-кво существующих католических Церквей восточного обряда. Православные Церкви тогда не признали Баламандское соглашение, но в одном из относительно недавних интервью нынешний Патриарх Кирилл признал право Украинской Униатской Церкви на существование. Остается вопрос о прозелитизме и "канонической территории". Католическая Церковь уже высказалась по этому вопросу, указав, что кроме историко-культурной традиции есть еще и личный выбор человека. В православных кругах с этим тоже неофициально вроде соглашаются, хотя, по-прежнему, продолжают опираться на странный языческий принцип, что любой русский – обязательно православный. Для полноценного диалога сегодня нужен на высшем уровне если и не полный отказ от принципа прозелитизма на "канонической территории", то кардинальный компромисс по этому вопросу. Предложение же вести дальнейший диалог и завершить его встречей Папы и Патриарха в сегодняшних условиях означает не диалог, а очередную серию протокольных, ни к чему не ведущих встреч.

Итак, шансов на то, что Московский патриархат наступит на горло собственной песне о "канонической территории", практически нет. Но это будет означать и невозможность диалога с католиками, о котором Патриарх Кирилл много и хорошо говорил, в том числе и после своего избрания на престол. Впрочем, есть шансы на другое – что после такой знаковой встречи с Папой белорусский "батька" перестанет у себя "кошмарить" Католическую Церковь, в частности, по проблеме миссионерства и зарубежных священников. И то прок…

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]