Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-10-2008 19:49
 
Спрятаться негде. Грузинскому православию не повезло с национальными политиками и с братскими православными народами

Конфликтная ситуация вокруг "канонических территорий" Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в Абхазии и Южной Осетии складывается совсем не в пользу грузин. Территории признанных практически только Россией республик фактически находятся вне досягаемости грузинского духовенства. А если на этих землях и остались грузинские священнослужители, то они явно не смогут вести никакой активной деятельности – им не позволят этого сделать местные жители – православные братья абхазы и осетины. Церковная ситуация в Абхазии и Южной Осетии разная, однако для грузин она во обоих случаях остается плачевной. Позиция же Русской Православной Церкви Московского патриархата позволяет придти к парадоксальному выводу, что ни в одной из республик ни русская, ни грузинская Церкви не будут и не смогут открыто действовать.

Внешне кажется, что руководство РПЦ МП заняло корректную и добрососедскую позицию в отношениях с Патриархом Илией II, когда отказалось на октябрьском заседании Синода принимать Абхазскую и Аланскую епархии под свое крыло. Секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявлял о необходимости найти некое временно решение проблемы окормления верующих в этих республиках. Один из вариантов – делать это с помощью духовенства Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ МП, тем более что в помощь главе этой епархии архиепископу Феофану (Ашуркову) был назначен в помощь викарный епископ Роман (Лукин), а священники-осетины из Северной Осетии с радостью помогли бы своим соплеменникам. Одновременно с этим российские делегации с участием архиереев и священников РПЦ МП одна за другой привозят гуманитарную помощь в Южную Осетию. Более того, председателем Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии является митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин).

Однако все дело в том, что Грузинская Церковь с такой постановкой вопроса не согласна. Мало того, Католикос Илия II пересказывает слова президента Саакашвили о мятежных территориях. На форуме мира в Тбилиси 10 октября грузинский Патриарх заявил: "Абхазия и Цхинвальский регион – территории Грузии. Грузия не допустит их потери и сделает всё, чтобы наш народ был един". Илия подчеркнул: "У меня была не одна встреча с представителями Московского патриархата, и я неоднократно говорил, что грузинский народ никогда не смирится с тем, что его исторические территории – Абхазия и Цхинвальский регион будут существовать за пределами грузинских границ. Это должны знать все".

Жесткость высказываний Католикоса сопровождается заявлениями о том, что только Грузинская Православная Церковь должна быть в Абхазии и Южной Осетии. Руководитель пресс-центра Патриархии Грузии отец Давид Шарашенидзе, который приветствовал решения Синода РПЦ МП, тут же и похоронил всякую возможность договориться, хотя обе стороны до сих пор делают вид, что диалог еще возможен. Шарашенидзе сказал трудно представимую вещь: "Предположительно, на встрече с представителями РПЦ мы выдвинем предложение об оказании пастырской помощи представителями ГПЦ при условии обеспечения безопасности с российской стороны". Это значит, российские миротворцы должны охранять от неминуемого растерзания грузинских священников и церковнослужителей, которые, скорее всего, войдут в грузинские села Южной Осетии, где грузин уже не осталось вовсе. Более абсурдную ситуацию сложно себе представить, учитывая еще и настроения грузинского Католикоса и то, что укрепление грузинских приходов – это закладка новой бомбы под конфликт, когда объектами ненависти рано или поздно станут приходы ГПЦ. Они неизбежно будут восприниматься общинами "грузинских националистов и шпионов".

Пример мирной политики ГПЦ, приведенный тем же Шарашенидзе, производит слабое впечатление. Это было во время ведения боевых действий в Цхинвальском регионе, когда туда прибыл Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. "Наши священнослужители вывозили из зоны конфликта, куда никто другой не имел доступа, тела погибших. Перевозили также раненых и доставляли гуманитарную помощь", - отметил представитель ГПЦ. Но и в Абхазии, и в Южной Осетии скажут другое – что Грузинская Церковь всегда поддерживала политику своих властей, когда они пытались силой усмирить абхазов и осетин – Илия II благословлял и Звиада Гамсахурдию и, сейчас, Михаила Саакашвили. Осетины постоянно вспоминают указ Илии II об анафематствовании всякого, кто убьет грузина, хотя грузины поправляют, что это неправильный перевод и что на самом деле Католикос заявлял, что "каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом народа". Об этом, к примеру, заявил студент Зураб Шавлидзе во время дискуссии о будущем российско-грузинских отношений, организованной 9 октября в МГИМО. Но перевод, предложенный грузинским студентом, делает указ Католикоса 1992 года, изданный в разгар конфликта, вообще бессмысленным. Как известно, "бьют не по паспорту", и судить стоит по тому, как на практике были поняты и применялись воззвания предстоятеля ГПЦ.

Радикальное отличие ситуаций в Абхазии и в Южной Осетии в том, что в последней действует Церковь Южной Осетии – Аланская епархия во главе с епископом Георгием (Пухатэ), которая относится к старостильному Синоду противостоящих Истинно-православной Церкви Греции. По словам самого же епископа Георгия, начиная с 1991 года, РПЦ МП отвергала все просьбы принять юго-осетин в свое лоно. Приходов РПЦ МП в Южной Осетии нет. Из представителей ГПЦ остался в селе Никози митрополит Исайя, но как таковой паствы у него уже фактически нет.

В отличие от Южной Осетии, православные абхазы были более дипломатичны и сумели наладить и жизнь своей епархии, и полуофициальные отношения с РПЦ МП. Грузинское руководство Сухумо-Абхазской епархии, в частности, митрополит Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Э. А. Шеварднадзе на площади у здания Совмина Абхазии приветствовали захват города Сухуми грузинами. Следующий глава епархии архиепископ Даниил (Датуашвили) после освобождения абхазами Сухуми в сентябре 1993 года бежал в Грузию. Теперь он окормляет верующих своей епархии в изгнании на территории Грузии. В конце 1993 года отец Виссарион Аплиаа был избран оставшимися священниками настоятелем кафедрального собора Сухуми и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и РПЦ МП. В 1998 году было провозглашено создание Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии, управляющим которой стал священник Виссарион Аплиаа. В 1994 году был открыт Новоафонский монастырь (номинально считается подворьем Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон (Вселенский патриархат), но фактически является представительством РПЦ МП), в 2001 – году Команский монастырь. С 2002 года функционирует Новоафонское духовное училище. Грузины не раз критиковали Московскую патриархию за то, что абхазы обучаются в церковных школах в Росси, а отец Василий Аплиаа даже был награжден Патриархом Алексием II орденом РПЦ МП преподобного Сергия Радонежского III-й степени в 2002 году (О вмешательстве Московской патриархии в дела Цхум-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви). Все это уже давно грузины списывали на лукавство главы ОВЦС МП митрополита Кирилла и двойные стандарты Москвы.

Естественно, что абхазы, обладая бóльшими связями и влиянием, чем юго-осетины, более активно заговорили о своей церковной принадлежности. Священник Василий Аплиаа в интервью "Порталу-Credo.Ru" отметил: "Сегодня вопрос так не стоит – об автокефальной Православной Абхазской Церкви. Вопрос стоит о восстановлении национальной самоуправляемой Церкви в составе Московского патриархата". Отец Василий решительно продемонстрировал всему миру, что будет, если грузинское духовенство останется на территории республики (и если оно будет без охраны российских миротворцев). Аплиаа потребовал от грузинских монахов из монастыря св. Георгия и монахинь из монастыря св. Нины в деревне Аджара в верховьях Кодорского ущелья либо присоединиться к Абхазской Церкви, либо покинуть монастыри (12 августа абхазы освободили эту часть ущелья от грузинских военных). Грубо, но со стороны отца Василия это наиболее реалистичная модель мирного разрешения церковных отношений разных Церквей.

Безусловно, в Грузинской патриархии осознают, что если позволить Московской патриархии создавать временные приходы в Абхазии и Южной Осетии, то события будут развиваться в соответствии с "лукавством митрополита Кирилла". С другой стороны, обострения ситуации не произойдет, так как РПЦ МП сама дала гарантии неприкосновенности канонических территорий ГПЦ. А это означает, что в ближайшие годы в признанных РФ республиках будет сохраняться status quo. То есть ни РПЦ МП, ни грузины не будут толком заниматься церковной жизнью в Абхазии и Южной Осетии. Правда, русское духовенство находится в куда более выгодной ситуации – оно может присутствовать в качестве гостей, в роли военных священников, членов комиссий делегаций, привозить гуманитарную помощь. И, возможно, в Южной Осетии появятся осетины, которые будут менее гордыми и более лояльными Московской патриархии, чем нынешний глава Аланской епархии.

Кроме того, российское духовенство, особенно патриотически настроенное, с очень большим сомнением, если не сказать хуже, относится к позиции Католикоса Илии II по поводу "авантюры Саакашвили". Общую позицию патриотов выразил в конце сентября в интервью газете "Известия" наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов): "Конкретные люди, в том числе и самые высшие иерархи Церкви, могут ошибаться, и история порой рассказывает нам об этих печальных ошибках. Сегодня мы в России можем не соглашаться с заявлениями Предстоятеля Грузинской Церкви, с его оценкой ситуации в этом конфликте".

Ничто не остановит русское православие в его помощи абхазам и осетинам, а каждый грузинский священник будет как красная тряпка в Абхазии и Южной Осетии - и спрятаться ему будет негде.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]