Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-05-2008 19:00
 
Митрополит "колбасной эмиграции". Избранный первоиерархом РПЦЗ МП архиепископ Иларион позиционирует свою Церковь на политическом рынке неожиданным образом

Новоизбранный первоиерарх той части Русской Зарубежной Церкви, которая ровно год назад окончательно вошла в РПЦ МП, архиепископ Иларион (Капрал), дал интервью "Комсомольской правде". Это его единственное "программное" интервью "большим СМИ" в России — то есть единственная возможность обратиться не только к узкоцерковным кругам. И если интерес журналиста к митрополиту был, как свойственно этой газете, интересом не столько государственным, сколько общественным, то избранный митрополит, хотя и вынужденный отвечать на вопросы журналиста, постарался использовать свой небольшой шанс сказать своему новому не только церковному, но и государственному начальству о том, что он может ему предложить.

Кремлевская администрация, скорее всего, не нуждается в этих заверениях митрополита, так как не сомневается ни в нем лично, ни в РПЦЗ МП, где теперь уже все работает в автоматическом режиме и не очень зависит от личности формального главы структуры. Поэтому выборы первоиерарха РПЦЗ МП лениво освещаются российскими СМИ как событие весьма третьеразрядное. Но, видимо, это нужно самому избранному митрополиту Илариону — заверить власти, что он все правильно понимает.

Он и действительно все правильно понимает.

Государственно-значимое содержание сосредоточено, в основном, в конце интервью, где журналист задает обычные для нашего общества вопросы о судьбе и смысле новейшей эмиграции из России, об "утечке мозгов". Журналиста, как многих в российском обществе, интересуют моральные аспекты проблемы. Ему, вроде, претит "колбасная эмиграция", но он не решается сделать вывод о том, что "колбасных эмигрантов" следует вовсе отвергнуть и забыть… Тут как раз такой случай, когда человеку русской культуры впору идти за советом к священнику. Но он получает ответ не священника, а политика. Разговор достигает кульминации в самом конце интервью:

"- То есть, произойдет естественный отбор: патриоты вернутся, а других вроде как и не жалко…

- Главное, чтобы русские за границей не теряли чувства родины, не забывали язык и развивали здесь свои лучшие русские моральные качества. Этого я бы хотел пожелать не только эмигрантам российским, но и всем другим россиянам, которые никуда эмигрировать не собираются. Да хранит Россию Господь!"

Как видим, никакого ответа на вопрос о моральных аспектах "колбасной эмиграции" журналист так и не получил. Зато избранный митрополит закончил говорить на том тезисе, который прагматически для России гораздо более важен, чем эмоциональные вопросы журналиста.

Конечно, русская эмиграция неоднородна, и ее четвертая волна, самая большая на сегодня, не всегда обладает такими моральными качествами, чтобы России нужно было испытывать чувство покинутости из-за отбытия этих людей. Принимаемые сейчас правительством РФ программы по возвращению "сверхквалифицированных специалистов" — это совсем другое дело, и на толще нашей "колбасной эмиграции" оно никак не скажется. Те люди, которые уехали за границу в 90-е из-за отсутствия в России возможностей для работы по специальности, — это принципиально иначе устроенные люди, нежели те, кто уехал тогда же, но просто в поисках комфорта. Ученых и специалистов в Россию лучше, если и не вернуть, то создать им условия для жизни на две страны одновременно. Но возвращать "колбасную эмиграцию" — идея совершенно дикая. На таких эмигрантов России можно либо просто махнуть рукой, либо…

И вот тут начинается то, чего не понял журналист, но что прекрасно поняли в Зарубежной Церкви в 90-е годы: их можно утилизировать. И если России хватит сил этим заниматься (под красивым лозунгом "консолидации русского мира"), то Зарубежная Церковь может тут очень сильно помочь. Это давало бы ей реальные шансы "остаться на плаву", а в более отдаленном будущем — кто знает! — вновь заручиться поддержкой сильных мира сего, утраченной РПЦЗ после окончания Холодной войны. А поддержка влиятельных политических кругов для церковной организации "мирового православия" всегда пропорциональна ее чисто церковной самостоятельности, то есть, в случае РПЦЗ, — ее фактической независимости от Московского Патриарха.

Будущее администрации РПЦЗ МП решающим образом зависит только от одного фактора: докажет ли она свою эксклюзивную полезность Кремлю. Полезность, в данном случае, — это такие навыки помощи в реальных политико-экономических делах, которыми не обладает Московская патриархия.

Поле деятельности тут может быть только одно: русская (скажем точнее – русскоязычная) эмиграция. Да, здесь у РПЦЗ МП возникает жесткая конкуренция со структурами Московского патриархата, но здесь у нее есть хороший задел, который позволяет надеяться на выигрыш в этом соревновании с собственным московским начальством.

Задача работы с "колбасной эмиграцией", как дал понять в интервью избранный митрополит Иларион, состоит вовсе не в том, чтобы давать моральные оценки ее "гнилому" патриотизму. Если Кремль хочет ее как-то использовать, то нужно принимать ее такой, как есть. Церковь может помочь ей в тяжелом процессе адаптации на чужбине, а тогда эмиграция, пусть и не становясь религиозной всерьез, привыкнет смотреть на Церковь как на естественный центр притяжения. Мы знаем, что в Австралии, в епархии архиепископа Илариона, это давно уже так и происходит.

Церковь, а через нее, при наличии политической воли, и российское руководство, получает действенный механизм влияния как на самих эмигрантов, так и на воспитание их детей. Это создает уникальную возможность воспитать русскую уже не "эмиграцию", а настоящую диаспору, подобную китайской или армянской. То есть такую диаспору, которая будет не только не оппозицией к российскому руководству, но, напротив, будет позиционировать себя как продолжение российского государства.

И в таком деле среднестатистические моральные качества "колбасной эмиграции" — это не беда. Если это и беда, то, скорее, для принявшей ее страны, а не для российского руководства. Ну, а уж к детям "эмигрантов" эта проблема и вовсе не будет иметь отношения.

Поэтому избранный митрополит Иларион тысячу раз прав. Он предложил свои услуги именно там, где они нужны.

Но что же сказать корреспонденту, который пытался поговорить с новым главой РПЦЗ МП о морали и о религии? — Что он – по простоте душевной - обратился не совсем по адресу.

Журналист задал один из постоянно слышащихся в России вопросов: "Сейчас вот иные радуются, что вроде как появилось много верующих. В храмах всегда полно молодежи, но, на мой взгляд, в большинстве своем это все фальшивоверующие. Студенты перед экзаменом идут в церковь, а если бы не экзамен, они бы охотней пошли пиво пить… Зачем нам такая вера?" - "Чтоб обратить людей к истинной вере, нужна очень большая и трудная работа", - просто и четко отвечает избранный митрополит.

Так Иларион откровенно признал, что такая вера, какая доминирует в "мировом православии" и всячески им оберегается, - не истинная. Чуть менее откровенно, в других местах того же интервью, он дал понять и то, что РПЦЗ МП "большой и трудной работой" по насаждению "истинной веры" заниматься не собирается. Но зато она будет помогать эмигрантам в их бытовых проблемах, зато она будет поддерживать субкультуру "русского клуба" в зарубежной среде (именно поэтому новому митрополиту так важно, чтобы прихожанки не перестали носить в церкви юбки: в национальном клубе очень важен национальный костюм)...

Вопросы журналиста проникнуты еще старой доброй, но сыгравшей злую шутку со многими российскими верующими "верой в РПЦЗ" как носительницу церковных идеалов. Журналист как будто устал от серого официоза ньюсмейкеров РПЦ МП и захотел сделать глоток свежего воздуха. Совсем свежего не получилось. Но то, что получилось, — тоже неплохо.

РПЦЗ МП нужна нынешнему российскому руководству. При этом, чем меньше в РПЦЗ МП будет собственно религии, тем, с точки зрения руководства, лучше — ибо тем лучше она будет приспособлена к по-настоящему актуальным для нее задачам. А эти задачи сводятся к одной: помочь превратить русскую эмиграцию в социально устойчивую систему русской диаспоры, которая стала бы таким же продолжением российской государственной машины, каким китайская диаспора стала по отношению к Китаю с его КПК или армянская — к Армении.

И здесь РПЦЗ МП имеет шанс доказать полезность своего существования, по многим статьям даже выиграв соревнование с не в меру амбициозными Даниловым монастырем и Чистым переулком.

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]