Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-04-2008 16:00
 
Хлебные войны на Пейсах. Накануне главного еврейского праздника, во время которого положено питаться опресноками, израильский суд неожиданно разрешил квасной хлеб

Израиль как известно, государство светское. Однако усилиями религиозных партий, непременно участвовавших во всех израильских правительствах, некоторые религиозные ограничения стали частью государственного законодательства.

Примером подобного законодательства может служить "Закон о празднике опресноков и запрете квасного", принятый Кнессетом в 1976 году. В соответствии с этим законом все семь дней праздника Пейсах еврейским торговцам запрещено публично выставлять хамец  (хлеб, приготовленный с помощью закваски, квасного теста) для продажи или потребления .

С формальной точки зрения, этот закон не является религиозным, поскольку решительно не соответствует традиционному еврейскому законодательству. Согласно Библии, в Пейсах евреям категорически запрещено есть квасное, а также - держать его в своих владениях (Исход 12:15 и 13:7). Закон же государственный не ограничивает ни того, ни другого, а лишь запрещает владельцу магазина или ресторана выставить на прилавок хлеб, макароны или, скажем, пиво. Однако поскольку продать товар, не показывая его покупателю, крайне сложно, на практике закон толковался как запрет на торговлю.

В результате в предпасхальные дни, когда религиозные евреи очищали свои дома от квасного, их менее набожные соседи занимались прямо противоположным делом - забивали морозильные камеры хлебом и хлебобулочными изделиями, дабы их хватило на все семь дней праздника. Однако в последние годы ситуация начала меняться. Все больше и больше торговцев, невзирая на закон, стало открыто торговать квасным всю пасхальную неделю. Правда, министерство торговли учредило специальную пасхальную инспекцию, штрафовавшую магазины, продающие хлеб или пиво. Но доходы от продажи существенно превосходили суммы штрафов, так что большинство торговцев относилось к ним как к необременительном допналогу.

Однако в этом году ситуация неожиданно изменилось, после того, как четверо иерусалимских бизнесменов, оштрафованных пасхальной инспекцией, решили пойти на принцип. Торговцы обратились в суд с требованием отменить выписанные штрафы как незаконные - и неожиданно для всех выирали дело. Судья Тамар Бар-Ашер Цабан постановила, что запрет, о котором говорится в законе, относится к "открытым местам большого скопления людей". Что же до магазинов, пекарен и ресторанов, то они "открытыми местами" считаться не могут, а потому запрет демонстрировать квасное на них не распространяется.

Реакция религиозных политиков оказалась быстрой, единодушной и предсказуемой. Звулон Орлев, представляющиой в Кнессете Национально-религиозную партию, заявил, что постановление иерусалимского суда подрывает еврейских характер государства. Его коллега Эли Коэн из Шаса пошел еще дальше, заявив, что решение судьи Цабан - это "пистолет, приставленный к виску еврейского государства", а потому он и его партия сделают все, чтобы не допустить разрушения "еврейской идентичности Израиля".

Оперативнее других действовал депутат Моше Гафни от ультра-ортодоксальной партии "Еврейство Торы". Несмотря на парламентские каникулы, он подготовил и подал законопроект, полностью запрещающий торговлю хамцом в течение всей пасхальной недели. Гафни также собрал подписи сорока депутатов, что позволило собрать для обсуждения проблемы внеочередное заседание Кнессета. Депутат от "Еврейства Торы" Авраам Равиц просил спикера Кнессета, чтобы закон был поставлен на голосование в тот же день, причем сразу в трех чтениях.

Однако из канцелярии спикера Кнессета Далии Ицик заявили, что принятие законопроекта сразу в трех чтениях без предварительной экспертизы и обсуждения на комиссиях было бы полным нарушением всех парламентских процедур. Так что кавалерийская контратака религиозных законодателей на сей раз закончилась ничем.

Другие религиозные политики попытались действовать судебным порядком, в частности, через юридического советника правительства Мени Мазуза. Но и здесь их также ждала неудача: как заявил Мазуз, государство не собирается опротестовывать решение иерусалимского суда, поскольку считает данное толкование закона полностью соответствующим его смыслу.

Религиозные активисты, однако, не собираются складывать оружие. По информации, просочившейся в прессу, радикальные ультра-ортодоксальные группы планируют массовые акции протеста против продажи квасного в Пейсах. Кроме того, владельцы нескольких некошерных ресторанов и магазинов получили письма с плохо скрываемыми угрозами, в которых, в частности, говорится: "С болью и трепетом мы узнали, что Вы, возможно, планитуете торговать в Пейсах квасным. Мы не сомневаемся, что святотатство, особенно в Святом городе, будет очень сурово наказано, причем вся ответственность падет только на вас". Разумеется, нельзя исключить, что, говоря о "наказании", раввины имели в виду вмешательство Провидения. Однако израильтяне хорошо помнят, чьими руками Провидение действовало в начале 90-х, когда по стране прокатилась волна поджогов "свиных" магазинов.

Не собираются прекращать борьбу и религиозные законодатели. Лидер Шаса Эли Ишай даже пообещал, что все необходимые поправки к закону будут приняты уже к следующему Пейсаху.

С большой долей вероятности свое обещание Ишай сдержит - при нынешней политической констелляции религиозные партии легко наберут в Кнессете нужное число голосов. Однако, к большому сожалению, на "еврейский характер" государства этот факт никак не повлияет, поскольку "разруха не в клозетах, а в головах".

Те, кто решил торговать квасным хлебом на Пейсах, поступают так отнюдь не из желания оскорбить чувства верующих или еврейские традиции, но прежде всего - в силу банального закона спроса и предложения. В Израиле всегда были люди, для которых запрет на квасное, равно как и другие предписания иудаизма, не значат решительно ничего. До недавнего времени эти "воинствующие безбожники" находились в явном меньшинстве, большинство же "обывателей" в той или иной степени придерживалось еврейских диетарных традиций. Однако в последние годы эта группа стала достаточно быстро расти, во-первых, за счет эмиграции из бывшего Союза, а во-вторых, в силу того, что дети и внуки "традиционных" евреев все чаще делают выбор в пользу секулярного образа жизни. Поэтому торговать в Пейсах квасным стало достаточно выгодным делом, даже с учетом инспекций и штрафов.

Прекратить некошерную пасхальную торговлю можно только одним способом. Для этого требуется убедить светских израильтян жить в соответствии с еврейской традицией. Пока же этого не произошло, любое законодательство будет ничем иным, как неуклюжей и малополезной попыткой лечить симптомы, вместо того, чтобы заниматься самой болезнью. В лучшем случае это "сведет задачу к предыдущей", вынудив светских израильтян снова вернуться к морозильникам, забитым хлебом. В худшем же - вызовет дополнительное и справедливое раздражение против "этих религиозных", пытающихся диктовать всем, что, где и когда им есть.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]