Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-12-2002 20:58
 
Безопасность замедленного действия

Если чем и удивил полный текст скандально известного проекта "Доклада рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации" (так и представляешь себе это название написанным по-немецки, в одно слово), так это своей бюрократической тривиальностью, которые менее всего можно было бы предположить после поднявшегося вокруг документа шума. В проекте доклада "О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации" нет никакого внятного "тащить и не пущать" — более всего там смутных попыток хотя бы смутно разобраться в смутной ситуации, при полной смутности текущей государственной политики и смутно нащупать какую-то несмутную политику.

В итоге документ вызывает опасения не столько тем, что дышит угрозами и убийством по отношению к неугодным конфессиям, сколько исходящим от некоторых его положений ощущением халатности и легкомыслия в постановке проблем и формулировании выводов, когда принципиальные решения подвергаются воздействию случайных факторов. Появление в качестве ведущих угроз России не "мусульманских террористов", а католиков и протестантов получает довольно банальное объяснение в совпадении лоббистских интересов влиятельных групп. Одна группа, ориентированная на РПЦ МП, естественно была заинтересована в фиксации в документах касающихся национальной безопасности положений о необходимости охраны естественной духовной монополии, которой, понятное дело, угрожают скорее не мусульмане, а католики, протестанты и сектанты. С другой стороны, от рабочей группы под председательством муфтия Ахмада Кадырова трудно было ожидать документ, в котором "исламская угроза" выйдет на первое место, и в которой не будет предпринята попытка оправдания ислама как конфессии, с перекладыванием вины на экстремистов. Равнодействующая этих лоббистских интересов и породила странную аномалию с превращением католического влияния в списочную "угрозу №1" для национальной безопасности России. Проблема в том, что подобные лоббстские соображения повлияли на столь серьезный документ — но это вопрос более бюрократический.

Справедливости ради нужно сказать, что из "антикатолической" части доклада не следует никаких "адресных" антикаолических оргвыводов (при том, что в целом рекомендательная часть доклада выглядит довольно жесткой — что, без адресных указаний, открывает путь одновременно и возможности произвола и возможности банального неисполнения), в то время как из "мусульманской" части, объемистой и хорошо проработанной следует определенная программа дальнейшей работы с исламом в России.

"…Способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского духовенства, добиваться объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом. Содействовать созданию координационного совета, в состав которого входили бы муфтии Российской Федерации…

…Осуществить комплекс мер по разоблачению идеологии религиозного экстремизма. Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России. Общественным и религиозным институтам, средствам массовой информации в приоритетном порядке распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий. Разъяснять глубокое различие между ваххабизмом и исламом, традиционным для России…

…Содействовать выработке унифицированных образовательных стандарты для всех мусульманских религиозных учебных заведений, что даст возможность создания единого образовательного пространства. Оказать содействие духовным управлениям мусульман в формировании единой системы исламского образования в России, поддержать инициативу мусульманских организаций по созданию Совета ректоров исламских учебных заведений, а также Совета улемов России…

…Проработать вопрос об учреждении российского исламского университета с образованием при нем научно-методического центра по выработке единых образовательных программ и учебников для высших и средних мусульманских учебных заведений…

…На основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" упорядочить выдачу въездных виз иностранным религиозным деятелям, въезжающим в страну с целью осуществления профессиональной миссионерской (благотворительной) деятельности, особенно из стран, где наиболее широко распространены радикальные течения ислама…"

Другими словами — на государственном уровне поставлена задача формирования единого и организованного "российского ислама", так сказать — "Российской Мусульманской Церкви", формированием жестко институционализированного организационного и интеллектуального пространства для российского ислама, в котором на распространение экстремистских доктрин будут существовать жесткие системные ограничения.

План спорный, если не сказать рискованный. Ислам в России находится в положении "полувнешней" религии. С одной стороны — ей трудно отказать в традиционности, поскольку исповедующие ислам народы очень давно уже живут там где живут, и мусульманами являются не первое столетие (хотя, для справедливости, надо заметить, что на пространстве Северной Евразии ислам — более молодая религия, нежели христианство, и более-менее массовая исламизация "традиционно-мусульманских" народов России относится к XIV, если не позднее веку). С другой стороны — жизненные центры ислама, его древние духовные и культурные центры, высокая культура мусульманства находятся сильно южнее российских рубежей и российские мусульмане молятся лицом к Мекке, а не к Москве. Никакого единого пространства "российского ислама" поэтому не существует, и ислам в России имеет характер скорее этно-конфессиональной среды, а не этно-конфессиональной структуры. Поэтому российская власть имела и имеет возможность в значительной степени игнорировать фактор ислама в управлении "мусульманскими регионами", ислам может восприниматься как культурный фон народа, а не как система, требующая к себе особого отношения в рамках "единого правового поля" России.

Идея вывести российский ислам из этого "полувнешнего состояния", так сказать полностью нейтрализовать его, и сделать его реальностью, а не абстрактной социологической категорией. Несомненно, ваххабитское влияние в результате таких мер будет отчасти ослаблено, однако на месте раздробленного и нескоординированного, условного исламского сообщества современной России, не имеющего никакого реального политического влияния, возникнет сплоченная, имеющая единые координационные структуры, общероссийские образовательные стандарты, преодолевшая "узконациональную ориентированность" единая мусульманская община России.

Трудно представить себе, что эту общину удастся настолько "секуляризовать", что она откажется от многих фундаментальных требований ислама к общественной и частной жизни и то же самое "дело о хиджабе" из частной проблемы в одной из республик, превратится в столкновение российского государства, устроенного на определенных светски-европейски-условно христианских принципах, и единого мусульманского лобби, которое будет добиваться признания хотя бы сепаратного, а возможно и государственного признания хотя бы основных прав мусульман. Другими словами, этноконфессиональная система современной России, которая уже много столетий устроена по принципу "русские и все остальные" приобретет совершенно другую конфигурацию: "русские, мусульмане и все остальные", то есть такую конфигурацию в которой любой потенциальный противник, желающий подорвать национальную безопасность России, нанесет удар по разлому между русской и мусульманской этноконфессиональными общинами. Последствия такого удара "непредсказуемы" только по одной причине — тут нечего предсказывать, все очевидно,

Мы далеки от того, чтобы заподозрить высоких чиновников в сознательной диверсии против национальной безопасности… Речь совсем о другом, — торопливость и увлечение лоббированием частных конфессиональных интересов, в сочетании с увлечением построением простых "властных вертикалей" ведут к таким ошибкам и просчетам в системах обеспечения национальной безопасности страны, заглаживать которые придется столетиями… Но мыслить столетиями, или, хотя бы десятилетиями — это, увы, не в привычке нынешней российской бюрократии, которая по прежнему чувствует себя во властных коридорах "калифом на час".


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]