Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-02-2007 19:48
 
РПЦЗ(Л): признаки жизни после 17 мая. После объединения РПЦЗ(Л) и РПЦ МП в русском зарубежье появится и "линия фронта", и штаб "партизанского движения"

Финальные аккорды в развивающемся на наших глазах процессе самоликвидации РПЦЗ(Л) уже настолько приблизились (до подписания Акта о капитуляции осталось 100 дней), что пора переносить основное внимание к проблеме "жизни после жизни" — то есть к проблеме выживания остатков РПЦЗ(Л) после ее самоликвидации. Кому-то покажется, что предмета для разговора тут нет: "Все умерли". Но это не так.

Подписание Акта о капитуляции, назначенное на 17 мая 2007 года, будет означать, на военном языке, начало оккупационного режима для зарубежных приходов РПЦЗ(Л). Нужно внимательно рассмотреть, что это означает, – преодолевая естественные барьеры, аналогичные тем, что возникают при необходимости посмотреть на изуродованные в автокатастрофе останки близкого человека. Нужно не закрывать глаза и не падать в обморок, а посмотреть холодным взглядом врача-реаниматолога и попытаться обнаружить признаки жизни. Тем более, что и заранее можно сказать, что признаки жизни в РПЦЗ(Л) останутся после 17 мая.

Заранее предупреждаю, что я не буду рассматривать догматические и канонические аспекты бытия РПЦЗ(Л), так как для меня признание Синода Митрополита Лавра давно"по ту сторону добра и зла". Речь пойдет лишь о перспективах выхода остатков РПЦЗ(Л) из комы и перспективах регенерации жизненно важных органов этой организации.

До недавнего времени основные задачи истинно-православного мира в отношении к РПЦЗ(Л) сосредотачивались на стимулировании выхода из подчинения Синоду Митрополита Лавра возможно большего числа приходов. До 17 мая осталось еще достаточно времени, чтобы многое сделать. Но акценты пора уже переносить. Теперь чуть подробнее обо всем по порядку.

1. Альтернативы Синоду РПЦЗ(Л)

События последних месяцев показали, что за пределами Синода РПЦЗ(Л) ее консервативные приходы могут найти только греческие юрисдикции и РИПЦ.

Влияние греческих юрисдикций, фактически, определяется качеством епископата в соответствующем регионе. Клирики и паства РПЦЗ(Л) – это люди адогматичные и обладающие смутным каноническим сознанием, даже если они твердо настроены не идти в РПЦ МП. Они, как правило, не способны разобраться ни в догматических различиях, ни в канонических спорах между греческими старостильниками, а просто идут к тем епископам, которым они доверяют лично. Этим предопределяется выбор, сделанный "зарубежниками" в пользу "Хризостомовского" Синода в Северной Америке и в пользу "Синода противостоящих" митрополита Киприана в Великобритании.

В Великобритании, где позиции РПЦЗ были и традиционно не так уж сильны, переход главного монастыря епархии в "Синод протовостоящих" означает фактический развал прежней епархии РПЦЗ(Л), от которой теперь мало что осталось за пределами кафедрального собора в Лондоне. А епархию эту, между прочим, возглавляет главный куратор "объединительного процесса" в РПЦЗ(Л) архиепископ Марк (Арндт), который с самого начала обещал своим партнерам по переговорам в Москве преподнести Зарубежную Церковь в максимально консолидированном виде.

В Северной Америке переходы в "Хризостомовский" Синод еще только начинаются, но этот процесс неизбежно получит развитие, особенно после 17 мая.

Но, как бы то ни было, основная часть "зарубежников", не согласных с подчинением Московской патриархии, ни в какие греческие Синоды не пойдет. Слишком для многих в РПЦЗ принципиально не одно только сохранение русских богослужебных традиций, вполне возможное и в любом из греческих Синодов, но и принадлежность к "исторической" Российской Церкви. Для наиболее радикально настроенных из их числа сейчас предлагается другая альтернатива — РИПЦ, то есть "лазаревская ветвь" РПЦЗ(В), получившая в свое время спорное самоуправление по факсу от Митрополита Виталия.

Надо отдать должное администрации РИПЦ. Впервые в истории русских юрисдикций вместо привычного в своей грубой силе и "простого, как мычание" призыва "идите к нам!" она подготовила для приходов, покидающих Синод Митрополита Лавра, по-настоящему серьезное и концептуально выверенное предложение. Она сделала по отношению к этим приходам приблизительно то, что должен был сделать, но не сделал, Синод РПЦЗ под председательством Митрополита Виталия по отношению к российским приходам в 1990 году.

РИПЦ предлагает консервативным приходам РПЦЗ(Л) сохранять свою собственную организацию, но, за неимением епископов, временно пользоваться епископским окормлением РИПЦ. Это решение единственно трезвое и полностью согласное с канонами. Если кто-то в среде РПЦЗ(Л) отреагировал на него чересчур удивленно, так это только от непривычности такого канонического подхода как для РПЦЗ, так и вообще для Церкви Московского государства и Петербургской империи.

Сейчас предложение РИПЦ встретило большое сочувствие в США, и можно также прогнозировать дальнейшие успехи РИПЦ в Канаде и в Австралии. Может быть, к лучшему, что вторая часть визита первоиерарха РИПЦ Архиепископа Тихона (Пасечника) в Северную Америку переносится на более позднее время: пока что он посетил США, а вскоре специально посетит Канаду. Это более дифференцированная, а, следовательно, более эффективная работа. Но нельзя не сожалеть о том, что в планах Архиепископа Тихона пока что нет визита в Южную Америку, где в сторону РИПЦ направлены симпатии очень многих. Желательно, чтобы он все же успел посетить до 17 мая хотя бы одну Аргентину.

2. Альтернатива Митрополиту Лавру внутри РПЦЗ(Л)

Если даже внешняя по отношению к РПЦЗ(Л) РИПЦ додумалась помочь созданию внутри самой РПЦЗ(Л) центра кристаллизации новой структуры, свободной от Митрополита Лавра и его Синода, то неудивительно, что в самой РПЦЗ(Л) такая инициатива проявилась гораздо раньше. О ее существовании дало понять еще в октябре 2006 года епархиальное собрание Одесской и Таврической епархии РПЦЗ(Л), постановившее отказаться от поминовения Митрополита Лавра, сохраняя принадлежность епархии к РПЦЗ.

Несмотря на то, что уже в декабре 2006 глава Одесской епархии епископ Агафангел (Пашковский) восстановил в своей епархии поминовение Митрополита Лавра и тем самым отказался от роли формального лидера оппозиции, центром кристаллизации будущей очищенной от "униатов" РПЦЗ провозгласило себя Общество ревнителей памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) (ОРПБМАХ), распространившее в начале января 2007 года свое Послание верным чадам РПЦЗ(Л).

Это общество предлагает создавать пока что, до наступления "момента Ч" 17 мая, подпольную структуру из объединенных приходов, которую сразу после 17 мая обязуются поддержать некие, не называемые по имени архиереи.

На первый взгляд такое предложение может показаться нелепым. Спрашивается, почему же архиереи, на которых собираются опереться в ОРПБМАХ, если они такие надежные, не заявляют о своих намерениях уже сейчас? Но не стоит слишком сильно углубляться в этот вопрос, так как в инициативе ОРПБМАХ дело вообще не в архиереях.

Это инициатива светских людей, пусть и не особенно разбирающихся в догматике и канонах, но зато разбирающихся в том, как отстаивать собственность РПЦЗ в американских и прочих судах. Зная правду церковной жизни, тут следует признать, что была бы церковная недвижимость, а архиереи приложатся – пусть даже не таким легким способом, как надеются лидеры ОРПБМАХ.

Синод Митрополита Лавра, объединяясь с РПЦ МП, вносит в Положение об РПЦЗ такие изменения, которые, по идее, имел бы право вносить только Всезарубежный Собор. Но Всезарубежный Собор этого не сделал, как не одобрил в принципе поспешного объединения с Московской патриархией. Поэтому есть все основания для того, чтобы после 17 мая доказать в американском суде нелегитимность Синода Митрополита Лавра, нарушившего волю Собора, и, следовательно, отсутствие у него права распоряжаться церковной собственностью, принадлежащей Синоду РПЦЗ. А в качестве легитимного правопреемника Синода РПЦЗ в отношении церковного имущества могут выступить даже миряне, коль скоро они докажут свою преемственность с исторической РПЦЗ.

Конечно, для тех приходов РПЦЗ(Л), имущество которых не зависит от Синода, все эти соображения не представляют особого интереса. Такие приходы могут спокойно идти к грекам или в РИПЦ. Но имеется достаточное количество и других приходов, и просто инициативных клириков и мирян. Этого может быть достаточно, чтобы после 17 мая вся церковная недвижимость РПЦЗ(Л) – главный и единственный предмет вожделений РПЦ МП – оказалась опутана сетью судебных исков.

В ближайшие месяцы, до 17 мая, деятельность ОРПБМАХ не обещает быть особенно эффективной. Но после 17 мая положение может резко измениться, причем даже без особой зависимости от той позиции, которую займет в тот момент епископ Агафангел.

Поэтому подумаем заранее, что может ожидать неприсоединившиеся части РПЦЗ(Л) после 17 мая.

3. После 17 мая: жизнь продолжается?

Остаток РПЦЗ(Л) после 17 мая будет состоять из двух частей: группы приходов, образовавших самостоятельную юрисдикцию при помощи РИПЦ, и группы приходов вокруг ОРПБМАХ.

Первая группа будет отделена от РПЦЗ(МП) Митрополита Лавра отчетливой "линией фронта", а вторая группа будет более похожа на небольшой анклав в тылу РПЦЗ(МП), превращающийся в центр "партизанского движения".

Действительно, наличие как ОРПБМАХ, так и епископа Агафангела (независимо от деталей его личной позиции на следующий день после 17 мая) создает условия для разложения той структуры, которая поначалу сохранит верность Митрополиту Лавру. Эти условия обещают быть настолько благоприятными, что могут и должны создать для оккупационного режима в РПЦЗ(МП) ситуацию, аналогичную положению американских войск в Ираке: о победе давно уже отчитались, а потери только растут, и усилий нужно тратить только все больше и больше… Именно в такой "Ирак" для РПЦ МП должна превратиться РПЦЗ(МП).

После 17 мая ОРПБМАХ и другая часть РПЦЗ под протекторатом РИПЦ могут (а, на мой взгляд, обязаны) придти хотя бы к какому-то временному компромиссному соглашению о сотрудничестве, причем сделать это, не дожидаясь Пятого Всезарубежного Собора (перспективы которого, прямо скажем, не близкие; а лично я так и вовсе не уверен, что он нужен вообще).

Если лидеры обеих церковных организаций (РПЦЗ под временным омофором РИПЦ и ОРПБМАХ) не смогут договориться между собой в ближайшие месяцы после 17 мая, то вполне возможно, что на место нынешних лидеров придут другие, которые договорятся. Дело в том, что необходимость подобной договоренности слишком витает в воздухе. Лучше бы лидеры отложили окончательный суд друг над другом на усмотрение какого-нибудь Всезарубежного, а еще лучше — Поместного Собора, а тем временем занялись бы общим для них делом.

Совместное давление извне, со стороны РПЦЗ-РИПЦ, и изнутри, со стороны ОРПБМАХ, поможет вывести из-под "оккупации" максимум приходов, но будет гораздо лучше, если эти действия будут согласованными. И всего лучше будет, если РПЦЗ-РИПЦ и ОРПБМАХ образуют хотя бы временную, но единую церковную организацию.

Для достижения согласованности действий достаточно простого церковно-политического прагматизма. Для создания единой церковной организации необходимо еще нечто собственно религиозное: нужно хотя бы краем глаза посмотреть на свое прошлое так, чтобы увидеть в нем пусть гипотетические поводы для покаяния.

Игумен Григорий,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]