Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-02-2007 19:41
 
Дела cоветские. Совет митрополии РПСЦ все более "замораживает" ситуацию, тогда как надо ее разрешать

Нынешний Совет митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), хотя и проходит впервые за многие годы в обстановке строгой секретности, все же позволяет сделать некоторые прогнозы развития этой Церкви в новых условиях. Во-первых, становится фактом все возрастающая информационная закрытость, замкнутость, которая, видимо, в глазах предстоятеля РПСЦ Митрополита Корнилия и его ближайшего окружения ассоциируется с эффективностью. Не секрет, что эта тенденция позаимствована руководством Рогожского у "главенствующей конфессии" – РПЦ МП, в которой пресловутая "келейность" стала нормой при принятии решений как на епархиальном, так и на общесинодальном уровне. Похожий тип управления характерен и для другого поповского согласия в русском древлеправославии – для Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ). Боязнь публичной политики и двойное мышление характерны, впрочем, не только для религиозных конфессий. Закрытие политической сферы – общая тенденция, которую можно с полным правом назвать антидемократической.

Между тем, именно для старообрядцев была всегда характерна своеобразная "народная демократия", основы соборности весьма высоко ставились в их среде. Нынешние же события говорят в пользу все большего распространения "советской" системы управления с ее "закрытыми процессами" и "закрытыми партсобраниями". Можно вспомнить, что каналом трансляции подобного стиля в поморском староверии, например, был небезызвестный поморский наставник Иван Миролюбов, в бытность которого главой Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) и фактическим руководителем всего латвийского поморского согласия появились "закрытые" заседания, вход на которые жестко контролировался. Таким образом необходимый кворум всегда набирался. Тот же стиль заметен в деятельности и другого выпускника духовных семинарий Московской патриархии, Патриарха РДЦ Александра (Калинина). Вопрос только один – насколько эффективна такая модель в старообрядчестве? Кажется, что она создает еще один полюс напряженности между клиром и миром, а ведь именно для староверия такое деление нехарактерно. Деление Церкви на "учащую" и "учимую" - в высшей степени сомнительная инновация латинских богословов, привившаяся в государственной Церкви, но нехарактерная для византийской и русской. Вообще говоря, тип и методы руководства Митрополита и его окружения, хотя и играют некую роль в жизни РПСЦ, но далеко не решающую. Гораздо большую роль играет взаимодействие групп и всевозможные личные связи старообрядцев России между собою.

На Совете Митрополии был поднят и вопрос о нарушении прав старообрядцев на свою собственность, прежде всего, иконы и храмы, отнятые советской властью и периодически передаваемые РПЦ МП. Положение РПСЦ в этом вопросе за время, прошедшее с прошлого Совета Митрополии, не особенно изменилось. Спорная собственность по-прежнему находится не в церковных руках, а в государственных кругах имеется явная тенденция к "заминанию" вопросов о нарушении прав староверов. РПЦ МП заняла довольно циничную позицию в отношении РПСЦ – она принимает из рук музейщиков старообрядческие иконы, но при этом делает вид, что "сохраняются добрые отношения".

В такой ситуации можно было бы поставить вопрос о внешнем суде, о третейском суждении по факту нарушений. Однако любое обращение старообрядцев к каким либо внероссийским органам защиты прав человека для старообрядцев крайне нежелательно. Если иностранные религиозные объединения, будучи чуждыми русской традиции, еще могут апеллировать в Брюссель, то староверы этого не делают. Во-первых, за почти 300 лет притеснений в императорской России, а затем и в СССР, они привыкли решать проблемы иным путем. Устанавливаются неформальные контакты разного рода, некоторые чиновники помогают старообрядцем словом и делом. Во-вторых, эффект от такого обращения в международные структуры для современной России будет крайне невелик. Можно прогнозировать и раздражение всех властных уровней, если им начнут из-за границы указывать, кого признавать и что кому отдавать. Все же надо признать, что у нас в России, если и действует, то обычное право, а права человека пока остаются чем-то столь же абстрактным, сколь и невыраженным.

По остальным вопросам трудно ждать каких-то решений от Совета Митрополии РПСЦ в этом году. Управляющий делами протоиерей Евгений Чунин остается на своем месте, так что и здесь резких поворотов не будет. Во внешней церковной политике наметилось затишье. Проблемы с Браильской митрополией так и не разрешены, миролюбивая линия Митрополита Корнилия не дает особенных плодов, а со стороны румынских старообрядцев слышны только претензии. После последнего заседания Комиссии по диалогу с РДЦ на Рогожском вновь послышались сомнения в законности "новозыбковской" иерархии. И хотя Митрополит Корнилий и по этому вопросу занимает примирительную позицию, конструктивного прорыва в диалоге двух главных согласий старообрядческого поповства в ближайшее время ждать не приходится.

Кажется, что если и будет активизация церковных событий на старообрядческом направлении, то она будет в ближайшее время связана в РПСЦ с поставлениями новых епископов и созданием новых информационных структур. Проекты такого рода активно обсуждаются в старообрядческой среде.

Сергей Лаптев,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]