Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-12-2002 19:45
 
Убей меня нежно

Разговоры о пересмотре базовой нормы российской Конституции, предусматривающей отделение Церкви от государства, возникают то там, то тут не то чтобы очень часто, но и не настолько редко, чтобы забыть о них. Говорит, как правило, не государство, не его чиновники, а те, кто от него отделены. Отделены от финансовых потоков федерального центра, отделены от "вертушек", "мигалок" "иммунитета" и прочих атрибутов "спецконтингента". Иными словами, провинциальный епископат РПЦ МП. Остальные конфессии, ввиду отсутствия исторических прецедентов на территории современной России, на роль "титульной религии" претендовать не решаются, а некоторые из них даже охотно "делегируют" свои права на представление "интересов традиционных конфессий" той же РПЦ МП.

Вот и на этот раз посыл саратовского владыки довольно безыскусен – нужны деньги на семинарию, на строительство собора – второго ХХС. Ради этого он готов оказать государству любую поддержку. Заявление легло "в строку" - всю прошлую неделю в госорганах и прессе спорили о правах коренных народов, не желающих пользоваться кириллицей, о шовинизме и т.п.

Иерархи уровнем повыше в объятья государства не стремятся. Оно и понятно - жить без оберпрокуроров им спокойнее, да и представления о финансовых потоках у них куда полнее. Результат слияния может оказаться не в пользу Церкви. В Румынии Церковь от государства не отделена – и для неё это означает донорство в пользу казны. Патриарх там – один из министров, а не "номер пять" в протокольном списке президентской "табели о рангах". Да и по поводу церковной политики мнение Румынской патриархии всегда совпадает с мнением государства (а не наоборот).

Освятить все стороны современной российской жизни, в частности - беспросветной коррупции чиновников, церковной "санкцией" равносильно самоубийству православной Церкви в отдельно взятой стране. Презрение и ненависть к духовенству, которые уж нет-нет, да проскальзывают в "обывательских разговорчиках", разрастутся до невиданных ранее масштабов. Приходят на память выводы неофрейдиста Эрика Фромма из книги "Бегство от свободы". Описывая внутренний мир Лютера, Кальвина и их последователей, Фромм отмечал ничем неизмеримую ненависть, возникавшую у простых людей и "среднего класса" к верхушке католического духовенства, сроставшейся с алчной до власти крупной буржуазией. Отторжение было столь велико, что привело к созданию нового исповедания, где богословские соображения были, по Фромму, вторичны, а психологический климат первичен.

Область свободы совести всегда является весьма чутким показателем того, насколько далеко может заходить бегство от свободы как индивида, так и всего общества.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]