Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-10-2006 18:55
 
"Идоменей" по-берлински. Почему опера не может быть мишенью джихада

Как справедливо было замечено в одном из комментариев по поводу снятия с репертуара в Берлинском оперном театре оперы Моцарта "Идоменей, царь критский", мусульмане, чьего гнева так опасались, в связи с демонстрацией по ходу действия головы пророка Мухаммада, в оперу ходят не часто, да и не в массовом порядке. Шариат, в принципе, запрещает использование инструментальной музыки и довольно неодобрительно относится к драматическому искусству в том виде, в каком оно существует на Западе. Кроме того, оперу приходят все-таки слушать, а не смотреть, и, вполне возможно, межрелигиозная встреча в виде мешка с головами основателей мировых религий, не привлекла бы пристального внимания общества, в том числе и мусульманского.

Многие утверждают, что таким образом постановке хотели сделать рекламу. С этим трудно согласиться. Вряд ли в год Моцарта нуждается в особой рекламе его оперный шедевр, написанный в 1781 году и имевший огромный успех. Именно благодаря "Идоменею…" композитор освободился от тяготившей его опеки епископа Зальцбургского и уехал в Вену, где начался подлинный расцвет его творчества.

Снятие оперы с репертуара представляет собой на удивление гармоничный сплав недальновидности и глупости, демонстрирующий, что у ведомственных служб безопасности (а именно по рекомендации службы безопасности берлинского театра была снята постановка) во всем мире очень схожий менталитет. Зато теперь во всем мире, в том числе и исламском, знают, что эти "кяфиры" издеваются над пророком в своих операх. Узнают, причем и те люди, которые никогда не были в опере и даже не знают, что это такое. Им не до оперы – они джихад ведут. Но зато теперь они будут очень точно знать еще одну цель для бомбовых и иных ударов.

В этой связи понятна реакция на это событие, оценивающее снятие оперы как ошибку и демонстрацию возможности поступиться принципами культурной жизни, существующей на Западе, ради даже не межрелигиозной толерантности, а неправильно понятой угрозы собственной безопасности. Даже председатель объединения турецких общин Германии Кенан Колат, комментируя отмену постановки, заявил: "Я могу понять мотивы такого решения, но не разделяю их".

Самое интересное, что злополучный момент с головами в мешке никак не связан с изначальным сюжетным смыслом оперы. Незатейливый текст на античную тематику производства XVII столетия повествует о любви Идаманта, сына критского царя Идоменея, к пленной троянке Илии. Это с болезненной ревностью воспринимает критянка Электра, также претендующая на сердце Идаманта. Вдобавок ко всему царь Идоменей едва не погиб в кораблекрушении, и его спасло только обещание принести в жертву богу морей Посейдону своего сына Идаманта. Последнему предлагают бежать с Крита на корабле. Во время плавания из бушующего моря появляется чудовище способное уничтожить все живое, но Идамант побеждает и его. Идоменей в отчаянии, поскольку обещание, данное Посейдону, необходимо обязательно выполнить. Но грозный бог смилостивился, все остаются в живых, а Идамант женится на троянке Илии. Несколько не повезло только отверженной Электре — в финале ей пришлось заколоться…

Вот такая мелодрама из античной жизни, в которой, согласно законам жанра, действуют вместе люди и так похожие на них боги. Никакого драматичного противостояния мира дольнего и мира горнего. Мало того – сюжет с головами оказывается при подробном рассмотрении всего лишь иллюстративной режиссерской штучкой постановщика Ганса Нойфельса, не имеющей, повторим еще раз, ни малейшего отношения к сюжету оперы.

Итак, все происшедшее — это просто буря в стакане воды, еще менее опасная и менее связанная с реальной жизнью, чем морская стихия, разыгравшаяся по ходу действия оперы. И в этой буре следует видеть не оскорбление Мухаммада (равно как Христа и Будды), а просто не замечать очевидный провал неудачного и неуместного режиссерского кунштюка. Но в то же время в этом инциденте есть, как и во всех подобных случаях, свой урок.

Та европейская культура, которую принято называть классической, формировалась в те времена, когда религиозные цивилизации были глубоко разделены друг с другом и, естественно, никакого образа иной религии, кроме искаженного, а часто и заданного, быть не могло. Впрочем, и восток здесь не исключение. Любой мало-мальски продвинутый представитель иудаизма и христианства, прочитав Коран, скажет, что он преподносит совершенно неадекватно образ его религии. Но в наше время, когда мир так драматически взаимосвязан и когда искусство, в том числе и высокое, как говорится, принадлежит народу, надо быть крайне осторожным в подаче религиозных и околорелигиозных сюжетов. По крайней мере, не подавать их в однозначно в негативном или высмеивающем контексте.

… В классической мольеровской комедии "Мещанин во дворянстве" есть довольно обширный пассаж, где Журдена пародийно, в понимании того времени, обращают в ислам. Надо сказать, что многие моменты в нем могут показаться оскорбительными для практикующего мусульманина. Так что, будем снимать с репертуара? Или будем объяснять, что все это было написано до нас, в совсем другом XVIII веке?

Иван Нелюбов,
для "Портала–
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]