Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

В. С. Вертоградов, профессор Московской Духовной Академии. Православная Церковь в Галиции в древнейший Русский период Заключение


 Заключение

Оканчивая свою работу, мы не можем не сказать несколько заключительных слов после всего того, что нами пережито и вынесено из обозрения этой родной нам страны. Наше внимание приковано теперь к той исключительной религиозности галичан, которой обусловливалось течение церковной жизни в рассмотренный период. Вся Червонная Русь вдоль и поперек облита слезами русского народа, который до последней капли крови всегда отстаивал свою веру.

В то самое время, когда вера христианская, благодатною силою своею привлекая сердца людей, быстро распространялась между обитателями Галицкой Руси, враги мира беспрестанно терзали ее опустошительными войнами, имевшими вредное влияние и на состояние юной Церкви Галицкой. Уже в 1000 г. для Галиции, как и для всей России, начался период бедствий от внутренних междоусобий, бывших следствием разделения Руси на уделы, которых немало пришлось и на долю Галиции. Так, по смерти Владимира Святого первая междоусобная война между русскими князьями Ярославом Новгородским и Святополком Киевским произошла на землях Галицко-Волынских. Война эта была пагубна особенно тем, что открыла путь в эту страну польскому королю Болеславу Великому, который, победив Ярослава, "седяше в Киеве, а воинство его по градом окольным многия насилия людем творяху". Потом на обратном пути в Польшу он взял много городов Червенских, Волынских, оставленных беззащитными жителями. Эти завоевания сопровождаемы были также различными насилиями, даже разграблением храмов и хулою на православную веру [144]. Среди внутренних, почти беспрерывных междоусобий Галицко-Волынскую область посетили новые бедствия, и новые христиане должны были понести бремя искушений тяжких и продолжительных. С одной стороны, везде свирепствовали голод, болезнь и мор [145]; с другой — орды половцев, стекаясь со всех сторон, грабили, предавали огню беззащитные селения и умерщвляли жителей [146].

В 1099 г. Коломан, венгерский король, предполагая покорить своей власти Галицко-Волынскую Русь, думал ввести здесь и римско-католическую веру. Для этого взял с собой и епископов, которые готовы были обращать жителей в свою веру [147]. К счастью христиан галицко-волынских, предположения Коломана не сбылись, и православные жители ее избавились еще на некоторое время от влияния римских епископов [148]. Около 1136 г. Болеслав в отмщение за опустошение Вислицы (города Сандомирского воеводства) вконец разорил и опустошил Галицко-Волынскую область, причем много претерпели православные церкви г. Владимира и других близких к нему мест [149]. В XIII в. Галицко-Волынская область не переставала терпеть бедствия от опустошений со стороны половцев и поляков. В 1202 г. мужественный Роман Галицкий победил половцев и доставил радость многим христианам, освободив значительное число пленных из неволи [150].

С середины XIII в. начались новые бедствия для Галицкой Руси под игом татар. Батый, завоевав Восточную Русь, обратил свое оружие на Запад. Все истреблено было огнем и мечом. "Не бе на Володымыре не остал живый, — замечает волынский летописец, — церковь Святыя Богородицы исполнена трупья, иныя церкви наполнени быша трупья и телес мертвых. Даниил скорбяше и моляшеся Богу о отчине своей" [151]. Впрочем, покорив своей власти Галицко-Волынскую область, татарские ханы не изменили ее законов и поставлений и, пока оставались язычниками, они не касались православной веры.

Но не так тягостны были для галицкого народа бедствия войны, внутренние междоусобицы князей и бояр и даже ярмо татарское, как мучительны были посягательства на его духовную природу, жестокие насилия над его религиозными убеждениями. Мы уже видели, какие напоры римско-католического мира пришлось с мужеством достойным удивления выдержать галицко-русскому населению в рассмотренный период. Видели, что Галицкая Русь жила одинаковою с остальными юго-западными русскими областями церковноисторической жизнью, одинаково боролась с полонизмом за свою национальность и вероисповедание Греко-Восточной Церкви. История этого края, раскрытая, как священная книга, как завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего, указывает его исконно русскую, так сказать, природу, его древнюю и тесную связь с Русской землей.


[144]Густынская летопись, с. 263, 4, 5 и далее.
[145]Ипат. летопись, с. 278.
[146]Карамзин Н. М. Цит. соч., т. II, с. 95, 96.
[147]Там же, с. 125.
[148]Там же, с. 123—125.
[149]Ипат. летопись, с. 17, 100, 146 и другие.
[150]Мацеевский. История первобытной христианской Церкви у славян, с. 147.
[151]Ипат. летопись, с. 179; срав.: Карамзин Н. М. Цит. соч., т. IV, с. 14, 15.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования