Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

В. С. Вертоградов, профессор Московской Духовной Академии. Православная Церковь в Галиции в древнейший Русский период Глава 5


 Глава  V
Митрополия в Галиции. Причины возникновения и краткая история ее существования

История митрополии вообще, запечатленная на страницах исторического прошлого нашего отечества, фактически свидетельствует о важном значении митрополичьих центров, в которых должны были сосредоточиваться все нити церковной и политической жизни, и красноречиво указывает на то нравственное влияние, какое оказывали всегда митрополиты на народ своей области, возвышая национальное значение князя и заставляя тем самым народ видеть в нем опору благоденствия и защиту от врагов внутренних и внешних. Чем выше был авторитет митрополита, чем сильнее и шире было его влияние на паству, тем более вырастал в глазах общества и авторитет князя. И, наоборот, с упадком власти митрополита или в ее объеме, или в силе естественно должен был тускнеть и ореол политического значения и государственной силы союзного с митрополитом князя.

Сознавая и понимая всю выгоду от такого содействия митрополита, Галицкие князья не могли, конечно, не желать иметь у себя такого духовного помощника в своем княжестве.

Надо заметить, что вопрос об открытии отдельной, самостоятельной Галицкой митрополии тесно связан с вопросом развивавшейся в то время гражданской обособленности юго-западного края, а потому одну из главнейших причин искания Галицией самостоятельной митрополии мы должны усматривать в чисто политических интересах княжества. Галицкие князья, уяснившие теоретически всю выгоду от их церковной самостоятельности, не только естественно, но прямо необходимо должны были домогаться последней. И вот в самом конце XIII и начале XIV в. мы видим настойчивые попытки со стороны Галицких князей учредить у себя особую митрополию, вопреки, быть может, народному недовольству. Что, действительно, стремление к политической обособленности Юго-Западной Руси было одной из главнейших причин искания Галицией церковной самостоятельности, то это показывает, по словам Н. Тихомирова, и конечный результат всех делавшихся попыток к церковному обособлению Галиции, кончившихся , как известно, формальным отделением ее вместе с Киевом и Литвой от Москвы в 1458 г. [141]

Главным виновником поставления отдельного митрополита для Галицкой Руси были прежде всего и больше всего Галицкие князья. Константинопольские же патриархи были только, по словам Н. Тихомирова, так или иначе послушным орудием, которым Галицкие владетели пользовались более или менее успешно [142].

В 1347 г. определением императора Иоанна Кантакузина и преемника Константинопольского патриарха Иоанна Калеки — патриарха Исидора Галицкая митрополия была закрыта и опять возвращена в ведение митрополита Киевского Феогноста.

Из всего, что мы узнали о судьбе Галицкой митрополии в первой половине XIV в., с достаточною ясностью открывается, что ее существование в рассматриваемую эпоху было в высшей степени неустойчиво. Учрежденная в 1303 г., она держалась не дольше 1308 г., когда св. Петр удалился из Галицко-Волынской земли в Суздальскую и сделался митрополитом всея Руси. Затем настает непродолжительное митрополичье служение в Галиче некоего Гавриила, известного только по имени и по грамоте короля Казимира. Наконец, о последнем — Феодоре можно с полною достоверностью сказать, что он оставался митрополитом не больше каких-нибудь четырех или пяти лет. Все это заставляет признать значительную долю исторической истины в словах хрисовула Иоанна Кантакузина о прежних судьбах закрываемой им Галицкой митрополии: "И в прежние времена (значит, не в первый раз при Феодоре) замышляема была такая новость (возведение Галича в митрополию), но она падала и разрушалась в самом начале". Тот же император в своей грамоте к Димитрию Любарту говорит о прежних, неоднократных и неудачных попытках обратить Галицкую епископию в митрополию как о деле, хорошо известном самому адресату. А в Андрониковой росписи архиерейских кафедр, после закрытия в 1347 г. Галицкой митрополии, сделано о ней такое замечание: "Галицкий архиерей часто удостаивался митрополичьей чести, но теперь, благодаря властной настойчивости русского митрополита, опять низведен на степень епископа" [143].


[141]Тихомиров Н. Галицкая митрополия. СПб., 1896, с. 22.
[142]Тихомиров Я. Цит. соч., с. 27.
[143]Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в., с. 16, 17.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования