Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

В. С. Вертоградов, профессор Московской Духовной Академии. Православная Церковь в Галиции в древнейший Русский период. Предисловие


 Предисловие

Прежде чем приступить к изложению истории Православной Церкви в Галиции в древнейший Русский период, мы считаем необходимым сделать несколько предварительных замечаний.
Историческая наука в лице неутомимых своих тружеников успела уже дать оценку многих различных сторон Русского государства и Церкви, указать смысл и оправдание отдельных событий в ту или иную эпоху церковно-гражданской истории, а также установить понимание мысли и жизни русских людей и их национального самосознания, внеся в это понимание философскую целостность и единство. Реальными показателями такой работы мысли являются капитальные труды и многочисленные монографии в области церковно-гражданской истории, где различными авторами с различных точек зрения дано рациональное объяснение течения исторической жизни как в целом, так и в отдельных частях его. Но все-таки коллективная работа историков церковных и гражданских не захватила в круг своего научного достояния многих интересных областей и сторон русской жизни. Проложив основные пути и указав средства для научной разработки какой-либо области истории, историческая наука спокойно завещала дальнейшее исследование ее своим достойным преемникам. К числу таких неразработанных и малоисследованных вопросов русской церковной истории, мы смело можем сказать, принадлежит и интересующий нас теперь вопрос Православной Церкви Галицкой Руси в ее Русский период.

История Галиции естественным образом разделяется на три главных периода: первый — от начала христианства в Галицкой Руси до завоевания ее польским королем Казимиром Великим (1340), второй — период владычества над Галицией Польши (1340—1772) и третий — период пребывания Галицкой Руси под властью Австрии (с 1772). Нам представляется проследить историю Православной Церкви в Галичине именно в первый (Русский) период ее существования.

Берущемуся писать историю церковных или гражданских событий какой-либо эпохи необходимо бывает прежде всего решить вопрос о том, откуда начинать ему свою историю. В поисках такого исходного пункта ученые-исследователи нередко встречают значительные затруднения и с трудом находят верную точку. Для нас же этот пункт работы не составил, однако, затруднения, так как начало Червонорусской истории полагается на одном лишь месте летописи под 981 годом: "Иде Володимер к ляхам и зая: грады их — Перемышль, Червен и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью" (Ипат. летопись, с. 54).

Поставив это сообщение начальной летописи исходным пунктом своего изложения, мы, естественно, не могли не определить территории этой области, а отсюда уже и проследить все изменения границ Галиции в данный период. Ценным пособием в этом случае нам послужило исследование А. В. Лонгинова "Червенские города" (Варшава, 1885). Для определения границ земель Галицкой и Волынской от середины IX до середины XIII в. мы пользовались учебным атласом, изданным под редакцией профессора Е. Замысловского.

Что же касается определения племен и народностей, обитавших на территории Галицкой Руси, то главными источниками здесь нам явились прежде всего Ипатьевская летопись, а затем труд Шафарина "Славянские древности", т. I—III. Пособиями служили журнальные статьи и ученые монографии. Территориальное определение границ Галицкой Руси и обозрение племен, населявших указанную территорию, составило нам, таким образом, согласно намеченному плану, содержание первой главы.

Вторая глава, где мы главным образом старались описать первоначальную историю христианства в Галиции и доказать то положение, что христианство было принято галичанами в форме греко-восточного исповедания, разделена на четыре отдела. При таком делении мы руководствовались тою основною мыслью, что обозрение церквей, святынь, монастырей и православных епархий Галицкой Руси даст нам более возможности проследить внутренний рост Галицкой Церкви и внешние ее успехи в деле обращения и распространения православной христианской веры.

Большой интерес в истории Православной Галицкой Церкви данного периода составляет римско-католическая пропаганда и борьба с нею поборников Православия и коренных поселенцев Галицкой Руси. Сознавая и оценивая всю важность упомянутых событий в истории Православия Галицкой Руси, мы изложили данный вопрос в отдельной, третьей главе и уделили ему достаточно внимания. У А. С. Петрушевича, в его книге "Историческое известие о церкви святого Пантелеймона близ города Галича" (Львов, 1881), мы нашли латинский текст папских булл изучаемой эпохи, посылаемых папами галицким князьям с целью присоединения Галицкой Церкви к римскому престолу. Более важные буллы нами дословно переведены; из некоторых же мы приводим только содержание главных мыслей, согласно общей конструкции своего изложения.

Изображая далее, в четвертой главе, внутреннее состояние Православной Галицкой Церкви, мы часто встречали глухое молчание в имеющихся у нас под руками источниках. Многие, действительно, стороны внутренней жизни Галицкой Церкви, касающиеся, пожалуй, более частного характера жизни Церкви, нам пришлось оставить без освещения. Что же касается основных сторон внутренней жизни Церкви, как, например, иерархии, управления, недвижимых имуществ, средств содержания церквей, монастырей и духовенства, состояния духовного просвещения и христианской веры и нравственности в Галиции, мы, по силе возможности, изложили на основании имеющихся источников.

Вопрос о Галицкой митрополии, который занял наше внимание в последней, пятой главе, является вопросом, достаточно уже разработанным. Мы имеем прекрасное исследование Н. Тихомирова "Галицкая митрополия" (СПб., 1896) и ученую монографию профессора Московского университета А. С. Павлова "О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века" (Москва, 1894). Мы старались быть в изложении этого вопроса, по возможности, краткими и воспроизвели эту любопытную историю как заключительный аккорд внутренней жизни Православной Галицкой Церкви.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования