Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Рав Шломо Ганцфрид. Кицур Шул-хан Арух (продолжение: главы 152, 163, 166). [иудаизм]


Глава 152. Запрет уединения и других видов близости с женщинами

1. Запрещено уединяться с любой женщиной, даже совсем молодой или совсем старой, еврейкой или нееврейкой, родственницей или не родственницей, кроме отца, которому разрешается уединяться с дочерью, и матери, которой разрешается уединяться с сыном, и мужа, которому разрешается уединяться с женой, даже если она находится в состоянии ниды. (Если же невеста — нида, см. ниже, глава 157.)

2. Если жена находится в той же комнате, мужу можно уединяться с ней и с другой женщиной, поскольку жена сторожит его. Однако еврейке не следует уединяться с неевреем, даже если его жена находится там же; даже если в комнате присутствуют несколько неевреев со своими женами, не следует еврейке уединяться с ними.

3. Одной женщине разрешается уединяться с двумя кошерными мужчинами, если они находятся в городе и днем. Однако в поле, а ночью также и в городе можно уединяться только с тремя кошерными мужчинами. С развратными же никогда не следует уединяться, даже если их несколько, кроме как в случае, когда их жены находятся вместе с ними.

Одному мужчине запрещено уединяться с двумя женщинами, если же их три или больше, некоторые разрешают это, если он не занимается производством или торговлей вещами, предназначенными специально для женщин. Некоторые же запрещают это в любом случае.

4. Если муж женщины находится в этом же городе, с ней можно уединяться, ничего не опасаясь, поскольку она трепещет перед своим мужем.

5. Если вход в дом открыт на улицу, в этом доме не запрещено уединяться весь день и в начале ночи — все время, пока по улице ходят люди. А если данный мужчина хорошо знаком с данной женщиной, например, если она росла вместе с ним или если она — его родственница, или если муж ее предупредил ее, чтобы она не уединялась именно с этим мужчиной, — этой женщине запрещено уединяться с этим мужчиной, даже если муж ее в городе, и даже в доме, вход которого открыт на улицу.

6. С девочкой младше трех лет уединяться разрешается. И также с мальчиком моложе девяти лет женщине уединяться разрешается.

7. Неженатому не следует преподавать в школе детям, поскольку матери детей приходят за ними в школу, и оказывается, что этот человек уединяется с женщинами. И не обязательно, чтобы жена преподавателя все время находилась в школе, достаточно, чтобы она была в этом же городе, даже у себя дома, а он может преподавать в школе. Женщине же не следует преподавать в школе, даже если ее муж здесь же, в городе, кроме как в случае, когда он живет вместе с ней в этом же самом доме — из-за того, что иногда детей приводят отцы.

8. Необходимо человеку отдаляться от женщин, насколько это возможно. Запрещено подавать женщине знаки руками или ногами или подмигивать ей глазами; запрещено смеяться вместе с ней, вести себя рядом с ней легкомысленно или любоваться ее красотой; запрещено вдыхать запах благовоний, предназначенных специально для женщин1, тем более в случае, если она держит их в руках или они висят на ней; запрещено смотреть на крашеные одежды женщины, с которой этот человек знаком, даже если эти одежды не на ней, поскольку это может привести его к плохим размышлениям о ней.

Если человек встречает женщину на улице, не следует идти за ней, а следует прибавить шагу, чтобы она осталась в стороне или позади. И не следует проходить перед входом в жилище развратной женщины даже на расстоянии четырех ама. Если же человек смотрит даже на мизинец женщины, желая получить от этого удовольствие, — его преступление весьма тяжко. И запрещено слушать голос поющей женщины или рассматривать ее волосы.

9. Не осведомляются о здоровье никакой женщины. Даже через мужа запрещено передавать ей привет. И поэтому, когда человек пишет письмо товарищу, запрещено ему написать в этом письме: "Привет твоей супруге"*. Но можно спросить ее мужа или другого человека, как она поживает. И также можно написать в письме товарищу: "Сообщи мне, как поживает твоя супруга".

10. Если человек обнимает или целует даже одну из своих родственниц, не получая от этого никакого удовольствия, оннарушает запрет, поскольку запрещено все, что приближено к разврату; только отцу разрешается обнимать и целовать свою дочь, а матери — своего сына.

11. Не следует проявлять по отношению даже к собственной жене нежные чувства, например, искать у нее в голове и т.д. при других, чтобы у видящего это не возникло плохих размышлений.

12. Запрещено человеку жить в доме своего тестя, кроме как в случае, когда у него есть отдельная комната, в которой он спит.

13. Много написали уже великие мудрецы Израиля благословенной памяти в своих святых книгах и в моральных поучениях об отвратительном обычае, принятом в некоторых местах, где живут люди, не имеющие никакого отношения к Торе и трепету перед Небесами, когда жених с невестой обнимаются и целуются, и также когда юноши и девушки танцуют вместе. Поскольку, кроме очень важного запреты ниды, — а ведь все девушки, вообще говоря, находятся в состоянии ниды, а в отношении этого запрета нет никакой разницы между незамужней женщиной и мужней женой, и всякий, кто из-за нежной привязанности касается ниды, должен быть бит палками — кроме этого, делающие это натравливают сами на себя свое злое начало и приводят себя к сознательному вызыванию у себя эрекции и к напрасному семяизвержению, Б-же упаси. И несомненно, всякий, в чьей власти запретить это, должен приложить все силы к тому, чтобы это сделать. И уж, по крайней мере, всякий, в чьем сердце есть трепет перед Небесами, должен властвовать в своем доме и наставлять членов своей семьи, чтобы они отдалялись от этой гадости. И всякий, кто может запретить и не запрещает, Б-же упаси, — он сам будет пойман в сети именно этого преступления. А всякий, кто спас других от греха, — он спас собственную душу и заслужил себе благо.

14. На женщину, на которой человек хочет жениться, можно и следует посмотреть, чтобы понять, нравится ли она ему, но не следует смотреть на нее развратным взглядом. И сказано об этом так: "Завет заключил я с моими глазами, и разве буду я смотреть на девушку?"

15. Если мужчина развелся с женой после свадьбы, ей не следует жить с ним в одном дворе. Если же он — коген или дажеесли он простой еврей, но его жена вышла замуж за другого и он также с ней развелся, и также если муж развелся со своей женой из-за того, что она запрещена ему, — во всех этих случаях они должны отдаляться друг от друга еще сильнее, и им не следует жить даже в одном переулке, если этот переулок оканчивается тупиком. Если же этот переулок соединяет две улицы и много народу проходят по нему от одной улицы к другой — они могут вместе жить в этом переулке. Если же человек развелся с женой, а она вышла замуж и сейчас живет со своим вторым мужем — в этом случае они должны отдалиться друг от друга еще дальше и не имеют права жить даже в одном квартале. И во всех этих случаях, когда им необходимо отдалиться друг от друга, мужчина может остаться жить, где живет, а женщина обязана переехать. Однако, если двор принадлежит ей, переехать обязан он.

16. Человеку разрешается снабжать пропитанием жену, с которой он развелся, и заповедь требует позаботиться сначала о ней, а потом — об остальных бедняках, как сказано: "...и от плоти своей не отводит своего взгляда"; только не следует ему иметь с ней дело самому, следует же посылать ей пропитание через посланника.

17. Сказал рав Бруна от имени Рава: "Всякий, кто спит в комнате, в которой живет замужняя пара, — о нем говорит Писание: "Жен народа Моего изгоняют из дома наслаждения их" (поскольку они его стесняются). И сказал рав Йосеф: "Это верно даже в случае, если жена находится в состоянии ниды".

Глава 163. Законы обрезания

1. Заповедь из Торы требует от отца обрезать своего сына или почтить и назначить своим посланником другого еврея, который обрезал бы его. И отцу следует для обрезания положить сына на колени сандаку (см. "Шеелоту-Тшувот", глава 551, параграф 3), вручить могэлю нож и стоять около него при обрезании, чтобы показать, что могель действует не сам по себе, а выполняя поручение отца. И между хитух и прия (две стадии обрезания. — Перев.) отец произносит благословение: "...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам приобщать (ребенка) к союзу Авраама, отца нашего!" И человеку следует непременно найти самых праведных и опытных могэля и сандака.

Принято не назначать сандаком человека, который уже был сандаком у этого же отца при обрезании другого его сына.

Если человек уже почтил своим выбором одного могэля, ему запрещается теперь передумать и почтить другого, как сказано: "Остаток Израиля не будет делать несправедливости и не будет говорить лживо". Если же человек почтил своим выбором одного могэля, а тот уехал из города, и отец, боясь, что тот не вернется вовремя, почтил своим выбором другого, а первый вернулся — обрезание должен делать первый.

2. Принято, чтобы все, присутствующие при обрезании, стояли, как сказано: "И стоял весь народ при заключении Завета..." — кроме сандака, который держит ребенка; он же сидит. После того как отец произнес благословение: "...и повелевший нам приобщать..." и все ответили: "Амен!"*, — все произносят: "Так же, как приобщился (этот ребенок) к союзу обрезания, пусть приобщится он к Торе, и к хуле, и к добрым делам 3. Могель должен знать законы обрезания (разъясняемые в "Йорэ Дэа"); и он обязан выяснить, здоров ли ребенок. И также акушерку следует предупредить, что, если она увидит у ребенка признаки болезни, чтобы она сообщила об этом.

4. И нужно очень остерегаться делать обрезание ребенку, относительно которого есть основания опасаться, что он болен, поскольку опасность для жизни полностьюотменяет обязанность делать обрезание: его ведь можно сделать и после, а умершего еврея нельзя будет вернуть никогда. (И см. "Йорэ Дэа", главы 262 и 263, где сказано, когда можно обрезать ребенка, который был болен и выздоровел.)

Как только ребенку становится можно делать обрезание, запрещено откладывать выполнение этой заповеди по каким бы то ни было причинам — чтобы сделать событие более радостным и т.д., а следует делать обрезание немедленно, как только это становится возможным, однако не в Шаббат и не в Йом-Тов, как разъясняется в "Йорэ Дэа", глава 266.

5. Если два сына женщины умерли от обрезания, которое, по-видимому, слишком ослабило их, — не обрезают ее третьего сына, пока он не вырастет и не окрепнет. И также если у женщины умер один сын из-за обрезания, и то же самое случилось с ее сестрой, тогда даже остальные сестры этих женщин не должны обрезать своих сыновей, пока те не вырастут и не окрепнут.

6. Если ребенок родился в сумерки или чуть раньше, следует спросить раввина, в какой день обрезать его.

7. Если ребенок умер до обрезания (произошло ли это в первые восемь дней его жизни или после этого) — его обрезают возле могилы, чтобы убрать его позор и не хоронить его необрезанным, поскольку для него это унизительно. И не произносят благословения на обрезание, однако дают ребенку имя, чтобы Небеса смилостивились над ним и дали ему жизнь в день Воскресения мертвых и чтобы у него был разум, который позволит ему узнать отца и мать. (Если же он умер в Йом-Тов — см. ниже, глава 200, параграфы 8 и 9.)

Если же ребенка забыли обрезать и похоронили необрезанным, то, если вспомнили об этом немедленно, пока еще нет оснований опасаться, что в могиле он разложился, необходимо раскрыть могилу и обрезать его; если же об этом вспомнили только через несколько дней после его смерти, раскрывать могилу не следует ("Нода бе-Йегуда>>, вторая часть, глава 164).

8. В день обрезания принято устраивать трапезу, поскольку все заповеди, которые евреи приняли с радостью (как заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью; и сказано в Писании: "Радуюсь я слову Твоему...", и объясняют мудрецы нашиблагословенной памяти, что в этом стихе речь идет о радости обрезания. И если человек в состоянии устроить достойную трапезу, но жадничает и предлагает только кофе, сладости и т.д. — он поступает нехорошо.

Если человека пригласили на трапезу по поводу обрезания и он знает, что там соберутся достойные люди, — он обязан пойти.

Еще принято устраивать трапезу из разных фруктов и напитков в ночь Шаббата, предшествующего обрезанию, — и эта трапеза также называется заповеданной.

Еще принято, чтобы в последнюю ночь перед обрезанием люди собирались в доме, где живет этот ребенок, занимались там изучением Торы и устраивали небольшую трапезу — и эта трапеза не является заповеданной, так как устраивается только по обычаю.

Глава 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

1. Сказано в Писании: "Не гадайте и не высчитывайте времена". Что значит "гадать"? Если человек думает так: "Поскольку у меня изо рта выпал хлеб...", или: "Поскольку у меня из рук выпал посох...", или: "Мой сын позвал меня сзади...", "Ворон закричал...", "Олень перебежал мне дорогу...", "Змея появилась справа от меня...", "Лисица появилась слева от меня..." — "...из-за этого я не отправлюсь в путь, поскольку мне не будет удачи". И также слушать пение птиц и говорить: "Будет то-то, а того-то не случится", "Хорошо бы сделать то-то, а того-то делать не стоит". И также если человека просят вернуть долг, а он говорит: "Пожалуйста, оставь меня, ведь сейчас утро, а я не хочу начинать день с выплаты". И также если он говорит: "Ведь сейчас исход Шаб-бата" или: "Сейчас Рош-Ходеш". И также если человек говорит: "Этого петуха надо зарезать, поскольку он кричал вечером" или "Нужно зарезать эту курицу, поскольку она кричала по-петушиному", — все это и все подобные вещи запрещены. И тот, кто делает что-либо из этого, нарушает запрет из Торы. Некоторые говорят, что если он не объясняет, почему именно должны зарезать этого петуха или курицу, а говорит просто: "Зарежьте эту курицу или этого петуха", — то в этом случае разрешается их зарезать. И принято полагаться на это разрешение.

2. Сказано в Талмуде: "Дом, ребенок и женщина — хотя это не гадание, это знак". Имеется в виду что если человек построил дом, или у него родился ребенок, или он женился, то, если после этого ему три раза подряд что-то удалось или, наоборот, не удалось, это для него знак на будущее, и он может сказать, например: "Этот дом принес мне удачу". И также разрешается спросить ребенка, какой стих он сейчас изучает, и полагаться на это, решая, что и как следует сделать, поскольку это в какой-то степени пророчество. Некоторые говорят, что разрешается придумать себе знак на основе того, что случится в будущем, как сделал Элиэзер, раб Авраама, или Йегона-тан, сын Шауля; некоторые же запрещают это. Человек же, живущий бесхитростно иполагающийся на Б-га — милость Его будет окружать его.

3. Что значит "высчитывать времена"? Этим занимается человек, который определяет подходящие времена, то есть смотрит на положение звезд и говорит: "Такой-то день хорош, а такой-то плох, в такой-то день следует сделать то-то, а такой-то год или такой-то месяц не подходит для того-то". К обычаю же жениться только в дни, когда луна прибавляется, не относится запрет гадать и высчитывать времена, поскольку это делают только ради доброго знака, точно так же, как помазание царя на царство устраивают около реки, чтобы это было знаком того, что царство его будет продолжаться вечно, как течет вода, также с свадьбу устраивают в дни прибавления луны для доброго знака: в это время луна становится полнее. Но тем не менее откладывать свадьбу ради этого не следует и тем более не следует ради этого устраивать свадьбу слишком рано, пока невеста находится еще в состоянии ниды.

И также принято начинать занятия Торой в Рош-Ходеш. И некоторые оправдывают также обычай, по которому этого не начинают в понедельник и среду.

4. Слово "меонэн", которое мы перевели как "высчитывающий времена", мудрецы наши благословенной памяти переводят еще и по-другому, производя это слово от корня "айн" — "глаз" и говорят так: "Что такое "меонэн"? Это человек, который отводит глаза". То есть речь идет о человеке, который как бы закрывает людям глаза, то есть обманывает их так, что им кажется, что он сделал нечто сверхъестественное, — а на самом деле он ничего такого не сделал, а просто ловкостью рук и уловками обманул их. И те шуты, которые занимаются такими вещами на свадьбах, нарушают запрет из Торы; те же, кто велят им так сделать, нарушают запрет: "...перед слепым не ставь претыкания". И поэтому тот, кто в состоянии воспрепятствовать этому, обязан это сделать, и уж тем более запрещено смотреть на них. Если же это делает нееврей, посмотреть на это разрешается.

5. Запрещено обращаться к колдунам. Это можно сделать только в случае смертельной опасности, или если он заболел из-за колдовства или каких-то злых сил, разрешается ему излечиться с помощью колдуна-нееврея.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования