Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". 1974–1986 годы. ВТОРАЯ ВОЛНА РАЗДЕЛЕНИЙ


1974–1986 годы. Вторая волна разделений

Синод архиепископа Авксентия со своей стороны стремился устранить возможные препятствия к единению. С этой целью им была выпущена Энциклика от 5 июня 1974 года, которой подтверждалась Энциклика прежнего флоринитского Синода от 26 мая 1950 года о безблагодатности таинств новостильников и необходимости принимать их через миропомазание. При этом Синод, заботясь о том, "чтобы не полагать претыкания братьям" (т.е. матфеевцам) не остановился даже перед разделением, которое эта Энциклика принесла самим флоринитам, ибо ее отказывался подписывать митрополит Петр Асторийский, экзарх Синода в Америке, которого, по годичном ожидании и увещании подписать ее (а она была готова к изданию еще 4 апреля 1973 года), пришлось исключить из состава Синода на том же его заседании.

В этом же 1974 году от административного подчинения Синоду отошел митрополит Хризостом Солунский (Киюсис), а вслед за ним митрополиты Акакий Диавлейский и Гавриил Кикладский, не выставив никаких вероучительных причин, а лишь по недовольству некоторыми административными погрешностями Архиепископа, главным образом хиротониями, которые он зачастую совершал без согласия всех членов Синода при помощи одного-двух архиереев. Митрополит Хризостом впоследствии вернулся в Синод, но ненадолго, и в 1978 году отделился опять, а в 1979 году оффициально написал в Синод: "мы порываем с вами духовное общение". Синод продолжал увещевать его воссоединиться (в т.ч. и оффициальными посланиями) вплоть до 1980 года, а затем запретил в священнослужении, объявив "падшим с престола Солунской церкви", а на его место канонически избрал викарного епископа Ставропольского Евфимия. Хризостом запрещению не подчинился, создав разделение и раскол не только в пределах Солунской митрополии, но и по всей Македонии.

Другой, более масштабный раскол также случился в 1979 году, когда перешедший в 1977 году от матфеевцев митрополит Каллист Коринфский вместе с митрополитом Антонием Мегаридским неожиданно, без ведома Архиепископа и Синода, рукоположили восемь новых "епископов" – Каллиопия, Каллиника Ахайского, Матфея, Максима, Каллиника Додеканисского, Меркурия, Германа и Киприана. Эти "звезды православия", "мужи апостольские и святоотеческие" (их собственные эпитеты, коими они охарактеризовали себя в своей Энциклике от14 / 27 февраля 1979 года) реорганизовали основанную прежде архим. Каллиопием Яннакопулосом (одним из новопосвященных) "Религиозную организацию "Греческая Церковь Истинно-Православных Христиан" (традиционное название старостильников всегда было "Церковь ИПХ Греции"), составили свой "Синод" и "низложили" Архиепископа.

Затем они стали пытаться установить оффициальные отношения с РПЦЗ (Синод которой после неудачной попытки воссоединить флоринитов и матфеевцев постановил в 1975 году прекратить сослужение с греческими архиереями до тех пор, пока они не объединятся, по-прежнему разрешая, впрочем, мирянам участвовать в таинствах), но не преуспели. Зато они установили общение с румынскими старостильниками, а также основали новую епархию на о.Сардиния во главе с неким бывшим капуцинским монахом, бывшим затем священником в Московской Патриархии, а после епископом у несториан. Когда он обратился к "каллистовцам", они его крестили и рукоположили во все степени, назвав Иоанном, митрополитом Сардинским, экзархом Италии.

Но вернемся к событиям в Греции, последовавшим за беззаконными хиротониями.

Архиепископ, в свою очередь, неудачно отреагировал на этот выпад, рукоположив сразу 10 новых епископов, дабы его Синод численно превосходил раскольнический и дабы иметь возможность созвать канонически правомочный Синодальный Суд из 12 членов. Это необоснованное церковными потребностями увеличение числа епископов привело к распре 1983–85 годов, когда одна часть Синода сгруппировалась вокруг Архиепископа, а другая – вокруг второго по старшинству иерарха, митрополита Геронтия Пирейского.

Тем временем, "каллистовцы", не сохранив у себя ни паствы, ни внутреннего единства, сперва распались на несколько частей, а затем один за другим были приняты через покаяние, частью Архиепископом, частью митрополитом Геронтием, и т.о. снова оказались в каноническом Синоде (за исключением тех из них, кто успел умереть, – самого Каллиста, который, порвав со всеми, оканчивал свою жизнь в совершенном одиночестве, и Киприана, который вместе с Иоанном Сардийским совершил новые хиротонии и создал свой "Синод Противостоящих" с отличной от прочих старостильников экклезиологией). Однако они и тут не успокоились, и вытащили на свет пресловутое "дело Цакоса", составив следственную комиссию из Каллиопия Пентапольского и Каллиника Ахайского, которые сумели убедить большую часть архиереев в виновности архиепископа Авксентия (чему тот поспособствовал и сам, отказавшись являться на заседания суда под тем предлогом, что это дело рук бунтовщиков) и добиться низложения последнего.

Поскольку 18 архиереев, составлявших теперь Синод, в совсем недавнем прошлом принадлежали к враждующим партиям, то было решено для соблюдения нейтралитета пригласить на Архиепископство митрополита Хризостома Киюсиса, как не принадлежавшего ни к одной из сторон, в надежде, что он будет служить объединяющим всех центром. Надежды эти, однако, не оправдались, ибо Хризостом с самого начала полностью встал на сторону каллистовцев, составив из них свою "партию" в Синоде (или же скорее, выражаясь словами июньской 1996 года Синодальной Энциклики, "оказался блокирован ими в полном смысле этого слова"[1]), отталкивая от себя "исконно-синодальных" архиереев под разными предлогами.


[1] Ορθόδοξον Πατερικόν Σάλπισμα(Ο.Π.Σ.) № 1, 1996, стр. 2.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования