Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". 1949–1954 годы. УЖЕСТОЧЕНИЕ ГОНЕНИЙ


1949–1954 годы. Ужесточение гонений

Вообще, гонениям старостильники начали подвергаться с самого начала движения. Их церкви закрывались властями, иерархов и духовенство ссылали (митрополит Хризостом трижды, в 1937, 1938 и 1940 годах, представал перед гражданским судом, но бывал признаваем невиновным). Собрания верных разгонялись полицией, причем случались даже смертельные случаи. Так, первомученицей старостильного движения стала молодая женщина Екатерина Рутти, получившая смертельную рану во время такого разгона и скончавшаяся 15 ноября 1927 года. А 20 июля 1944 года коммунисты-партизаны зарезали иеромонаха-подвижника о.Иосифа Антониу.

Но эти и подобные им гонения не были централизованными, а являлись, скорее, делом рук местных властей, подстрекаемых наиболее "ревностными" новостильными архиереями. По сравнению с ними, гонение 1949–54 годов было наиболее организованным.

Оно было связано с личностью архиепископа Спиридона Влахоса, возглавившего государственную Церковь в 1949 году и немедленно потребовавшего от всех своих епископов детальных сведений о старостильном духовенстве, приходах и монастырях на территории их епархий, чтобы начать против них массовую кампанию. Старостильникам был закрыт доступ к богословскому образованию.

"Наконец, – пишет епископ Амвросий, – 3 января 1951 года по требованию Св.Синода государственной Церкви Советом Министров был выпущен следующий декрет:

"…определено, чтобы:

старостильное духовенство, не имеющее канонического рукоположения от канонических епископов нашей Православной Церкви и носящее духовное платье, должно быть лишаемо оного;

монахов и монахинь, следующих старому стилю, арестовывать и заключать в монастыри, а тех, кто носит монашеское платье неканонично, – лишать оного и преследовать в судебном порядке;

церкви, нелегально захваченные старостильниками, должны быть возвращены оффициальной Церкви, так же, как и монастыри, которыми они владеют незаконно и неустойчиво;

исполнение вышеуказанного поручено Министерствам Общественного Порядка, Юстиции, Религии и Образования".

Сей план был немедленно приведен в действие. В скором времени подвал Архиепископии в Афинах заполнился рясами истинно-православного духовенства. Батюшек приводили туда, брили, стригли, зачастую били и вышвыривали на улицу в мiрском платье. Многие подвергались этой процедуре неоднократно, тогда как других арестовывали и ссылали. Так было по всей Греции. Один престарелый священник, о.Платон, был до смерти избит полицией в Патрах и затем наскоро похоронен, чтобы скрыть преступление. Все церкви в Афинах были опечатаны и сосуды из них изъяты, а несколько церквей в других частях Греции – даже осквернены… Скоро ни один истинно-православный священник не мог ходить открыто, и даже монахи и монахини не были защищены от этих нечестивых нападок… К сожалению, здесь не хватит места, чтобы описать всю героическую борьбу старостильников в это время, многотысячные демонстрации на площадях Афин, катакомбные богослужения и т.д., яже суть слава нашей Церкви"[1].

Этих гонений не пережил епископ Герман, который, находясь под домашним арестом, умер от горя 24 марта 1951 года. По личному приказу Спиридона полиция не допустила внести его тело в Церковь, а также какому-либо священнику отпевать его. Он был похоронен верными, многих из которых арестовали на кладбище.

"Митрополит Хризостом в возрасте 81 года, – продолжает далее епископ Амвросий, – был арестован в 1951 году и, после повторных попыток заставить его переменить свои взгляды,[2] был сослан в монастырь Св.Иоанна на Лесбосе, расположенный на удаленном 800-метровом утесе, где ему пришлось пробыть больше года. Монахи относились к нему сочувственно, но условия были слишком тяжелыми для дряхлого, престарелого человека. Митрополит, однако, постоянно выражал свою радость о том, что был удостоен пострадать за веру, и свое удовлетворение твердым стоянием верных перед лицом гонения. Это трудное для него время оставило нам ясное доказательство его святости: полицейский офицер, приставленный стеречь его, заглянул однажды вечером в келью архиерея и, к своему изумлению, увидел его стоящим на молитве в окружении ослепительного небесного света…"[3] Освобожден митрополит Хризостом был в июне 1952 года.

К сожалению, младшие епископы снова не понесли тяготы гонения, и в ноябре 1952 года сложили с себя пастырские обязанности "вплоть до окончательного разрешения календарного вопроса Всеправославным Собором", а в феврале 1954 года они опять вернулись архиереями в государственную Церковь. Так митрополит Хризостом остался снова один и, не имея другого епископа, уже при всем желании не мог рукоположить себе преемника до своей смерти.


[1] Chrysostomos, Auxentios and Ambrose,p.25–26.

[2] Т.е. выраженные в последних Посланиях. Замечательно, что об этом пишет "киприановский" архиерей, а значит, не разделяющий лично этих взглядов. Также о непреклонности митр. Хризостома свидетельствует и сам гонитель Спиридон Влахос, который 14 февраля 1952 г. говорил: "…Имейте в виду, что… митр.Флоринский Хризостом Кавуридис провозглашает нашу церковь раскольнической и считает, что таинства нашей церкви недействительны, и велит приступающих к ним наших христиан миропомазывать. Мы испробовали все мирные средства, но столкнулись с упрямством и дурным расположением с их стороны" (Αρχιμ. Θ. Στράγκα, Ιστορία Εκκλησίας Ελλάδος, т.4, стр.2665, цит. по Акакий, стр.38–39).

[3] Там же, стр.26–27.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования