Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". 1937–43 годы. ПЕРВАЯ ВОЛНА РАЗДЕЛЕНИЙ


1937–43 годы. Первая волна разделений

Вскоре, однако, Синод этот распался по нижеследующей причине. В июне 1937 года митрополиты Герман и Хризостом, будучи спрошены о том, являются ли таинства новостильной Церкви действительными, ответили положительно, заявив при этом, что до своего осуждения Всеправославным или Великим Поместным Собором оная Церковь является "раскольнической потенциально (en dunamei), а не актуально (energei)". Правда, митрополит Хризостом ограничивал это признание благодатности совершаемых у новостильников таинств тем условием, чтобы их клирики при этом не нарушали в другом церковных преданий, а также оговаривал необходимость для истинно-православных не иметь с ними молитвенного общения. Тем не менее, епископы Герман и Матфей усмотрели в этих заявлениях (поскольку они расходились с Синодальной декларацией 1935 года), отрицание по существу основания старостильного движения, и отложились от двух митрополитов. При этом епископ Матфей написал послание, адресованное "бывшему митрополиту Димитриадскому Герману, до сих пор состоявшему председателем Священного Синода", как если бы последний был уже осужден и низложен.

1943 год принес новые разделения. Во-первых, митрополит Герман Димитриадский захотел воссоединиться с государственной Церковью, о чем и подал соответствующее прошение, которое хотя и не было удовлетворено, но вынудило митрополита Хризостома прервать с ним общение. В следующем году митрополит Герман умер и был погребен новостильниками. И во-вторых, епископы Герман и Матфей также разделились между собой. Итак, истинно-православные оказались разделены на три фракции с единственным архиереем каждая.

Эти разделения значительно ослабили ИПЦ, влияние которой в конце 30-х годов было столь значительным, что государственная Церковь предполагала было, боясь конкуренции, вернуться на старый стиль, но в 1937 году этот вопрос отпал.

"В результате этих разделений, – пишут американские авторы, – последователи митрополита Хризостома Флоринского (которых было подавляющее большинство) стали называться "флоринитами", а те, кто следовал за епископом Матфеем, –"матфеевцами". Рассматривая это разделение между традиционными православными, нужно помнить о том, что в новостильном греческом Синоде были епископы как такие, которые поддерживали их и могли быть привлечены терпением и мягкостью, как в действительности и случилось в 1944 году, когда два митрополита – Христофор Христианопольский (бывший Мегаридский) и Поликарп Диавлейский – вернулись к истинно-православным; так и такие, которые были безжалостными гонителями, епископы, которые не останавливались даже перед физическим насилием и святотатством, и чьи действия требовали суровых мер. Это различие влияло на традиционных православных таким образом, что они примыкали к той или иной партии в зависимости от того, как они ощущали эти противоречивые обстоятельства".[1]

Митрополит Хризостом хотя и продолжал называть новостильников скорее потенциальными, нежели действительными раскольниками, и даже заявил в ноябре 1945 года в интервью одной афинской газете, что он не будет более рукополагать епископов (нужно помнить, что в то время у него опять были два нестарых еще архиерея), но это, вопреки утверждениям матфеевцев, вовсе не означало стремления к своего рода "унии" с новостильниками. Напротив, в 1946 году он издал два Окружных послания от 11 марта и 12 июля, которыми запрещалось совершение каких-либо богослужений и треб для новостильников или совместно с ними. В первом из них он писал: "Мы прервали всякое церковное общение сархиереями-новаторами и с их церковью, чего всяко не учинили бы, если бы не смотрели на них как на раскольников, которые сами себя отделили от ствола Православия календарным новшеством".[2]


[1]TheStruggle, стр. 63; В. Мосс и о. Акакий, правда, пишут, что архиереи Поликарп и Христофор вернулись в 1945 г.

[2] Послание приходам, следующим отеческому календарю от 1 марта 1946 г., цит. по Акакий, стр. 36.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования