Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". 1935 год. ОБРЕТЕНИЕ ИЕРАРХИИ


1935 год. Первое обретение иерархии

Итак, первый, "безъепископальный", период истории старостильного движения, длившийся целых 11 лет, полностью подтвердил знаменитые слова Окружного Послания Восточных патриархов 1818 года: "У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести ничего нового, потому что защитником веры является само тело Церкви, сам народ, который желает видеть свою веру вовеки неизменной и согласной с верой своих отцов".

В этом стремлении к сохранению тождественности своей веры народ отделился от всех вообще иерархов своей поместной церкви и пребывал с горсткой священников вне видимого общения также и с какими-либо иерархами за пределами ее. И Господь благословил сие стояние за веру, подтвердив это как знамениями с небесе, так и расширением движения, которое именно в этот период из весьма небольшого количества народа возросло до 800 приходов по всей Греции и пребывало при этом внутренне единым, мужественно противостоя гонениям и являя мiру святых. Естественным поэтому плодом и завершением этого периода стало обретение иерархии, с которым оно приобрело экклезиологическую полноту и завершенность. Ибо отсутствие иерархии не только угрожало прекращением со временем и священнического служения, но и удерживало многих сочувствующих движению клириков и мирян от выхода из оффициальной Церкви – столь сильно было сложившееся веками мнение о необходимости быть в видимом общении хоть с каким-нибудь епископом. Поэтому, естественно, старостильники Греции пытались найти выход из создавшегося положения. Так, они обращались к старостильникам Румынии и Александрии, но безуспешно – те тоже не имели епископов. Наконец, в октябре 1934 года обратились в Сремские Карловцы к митрополиту Антонию (Храповицкому), известному своим сопротивлением календарной реформе, прося его взять движение под свое покровительство.

Однако, прежде чем последовал какой-либо ответ на их просьбу, произошло событие, сделавшее помощь извне излишней. В мае 1935 года одиннадцать иерархов государственной Церкви согласились вернуться на старый стиль и возглавить общины истинно-православных христиан. В последний момент, правда, восемь из них пошли на попятную, и остались трое: митрополиты Герман Дими­триадский, бывший вторым по старшинству иерархом в государственной Церкви, Хризостом Закинфский и Хризостом Флоринский, впоследствии и ставший известным как отец Истинно-православной церкви (ИПЦ) Греции.

12 / 25 мая 1935 года митрополиты Герман и оба Хризостома получили приглашение от Общества истинно-православных христиан порвать общение с государственной Церковью и возглавить священную борьбу "с тем, чтобы восстановить в Церкви унаследованный от отцев календарь, вернуть святое церковное предание… и чтобы Церковь очистилась бы…"[1].

Митрополиты ответили согласием, ибо, как они сказали, "исчерпаны пределы церковной икономии", по которой они до того оставались в составе иерархии государственной церкви в надежде на ее исправление. Затем, в воскресенье, 13/26 мая, в маленькой церкви Общества в честь Успения Богородицы, за литургией, отслуженной в присутствии 25 тысяч верных, они формально провозгласили о своей принадлежности к ИПЦ. Ликование старостильников было неописуемым, торжественная процессия, прошедшая к церкви через весь город, едва не несла на руках трех архиереев. Народ чувствовал себя вполне вознагражденным за свое мужественное стояние в вере. На этой литургии была также обнародована Энциклика, содержащая заявление трех архиереев об отложении от господствующей церкви и их исповедание веры:

В Священный Синод Элладской Церкви.

Греческой иерархии известно, что мы с самого начала встали в оппозицию по отношению к ее мнению в деле приспособления церковного календаря к гражданскому.

И хотя сперва мы покорились решению большинства иерархов и ввели новый стиль в своих епархиях, сделали мы это по двум соображениям: во-первых, чтобы избежать последующего церковного раскола, и во-вторых, потому что мы всё обольщали себя надеждой, что иерархия, дабы избежать разделения среди верных, соблаговолит вернуться к старому церковному месяцеслову, жертвуя даже и личным честолюбием ради любви к верным, за коих умер Христос.

Ныне же, по прошествии десятилетия, видя, с одной стороны, что разделения в церкви не удалось избежать, и что оно возникло даже и без нас, благодаря многочисленной части православного греческого народа, оставшегося со священной ревностью верным месяцеслову, преданному нам от Отцов; и с другой, что иерархия нимало не намерена возвращаться на путь православного календаря, с коего она свернула,мы полагаем, что соображения, по которым и мы следовали новому стилю – соображения церковной икономии – исчерпаны.

Посему, исполняя долг совести и исходя из стремления к единству всех православных христиан Греции на основании календаря и православного предания, мы доводим до сведения правящего Священного Синода нижеследующее:

Поскольку правящая в Греции иерархия по инициативе и настоянию своего председателя, Его Блаженства, односторонне и неканонично ввела в церковь григорианский календарь, вопреки постановлениям СедьмиВселенских Соборов и древней практике Православной Церкви;

Поскольку правящая в Греции иерархия, введя григорианский календарь в богослужебный обиход без согласия всех православных церквей, нарушила тем самым вселенское единство Православной церкви в совершении праздников и разделила христиан на две противных календарных партии;

Поскольку правящая в Греции иерархия, посредством введения нового календаря, нарушила божественные и священные Правила определяющие то, что касается богослужения и в особенности поста свв.Апостолов, коий по временам и вовсе пропадает;

Поскольку правящая в Греции иерархия,односторонне введя новый стиль сколько бы ни настаивала на том, что будто бы ею не затронут канон, относящийся к празднованию Пасхи, и будто она празднует Пасху по старому стилю, неизбежно косвенно нарушает также и этот канон тем, что она изменила порядок годичного цикла воскресных Евангельских чтений, постов и других служб церковных, неразрывно связанных с каноном о Пасхе, установленным Первым Вселенским Собором;

Поскольку правящая в Греции иерархия своим односторонним и антиканоничным введением григорианского календаря нарушила единство, которым обладает вселенская Православная Церковь в своем богослужении, в том, что касается совершения праздников, и разделила христиан на две противных календарных партии и косвенно затронула тем самым также догмат Символа Веры о "единой Святой Соборной и Апостольской Церкви";

Поскольку правящая в Греции иерархия, без серьезных церковных оснований введшая односторонне и антиканонично григорианский календарь, сделаалась причиной соблазна христиан, а также и религиозного разделения и пререканий среди них, оставивших по причине нового стиля согласие в вере и христианскую любовь и нравственную солидарность во взаимных отношениях иобщении;

Поскольку, наконец, по всем вышеуказанным причинам, правящая в Греции иерархия отсекла и отстранила себя, согласно духу священных канонов, от всецелого тела Православия и потенциально и в сущности объявила себя раскольнической, как это показала и назначенная изучить календарный комиссия из знатоков канонического права, богословови профессоров Университета, одним из членов коей в то время был сам Его Блаженство, архиепископ Афинский, бывший профессором истории в Национальном Университете.

Посему, направляя в правящий Синод заключающийся здесь протест, заявляем, что отныне мы порываем с ним всякие отношения и церковное общение, покуда он остается на новом стиле, и принимаем на себя возглавление и церковное окормление православного греческого народа, остающегося верным отеческому юлианскому календарю. Извещая о сем правящую иерархию, и искренне надеясь, что она осознает свою величайшую ответственность перед Богом, Православной церковью и нацией, разделенной безо всякой нужды на две противных религиозных партии, и что она пересмотрит свое соответствующее решение касательно церковного календаря, и по своей собственной доброй воле подвигнется к возвращению в церкви отеческого месяцеслова, тогда как государство сохранит новый стиль согласно королевскому Декрету 1923 г., и тем самым устранит созданный соблазн и умирит церковь, остаемся, целуя вас братским лобзанием.

Афины, 15 мая 1935 г.

+ Герман Димитриадский

+ Хризостом Флоринский

+ Хризостом, митрополит Закинфский.[2]

Предвидя свой неминуемый арест, митрополиты рукоположили затем с 23 по 26 мая следующих новых епископов:правящих Германа Кикладского, Христофора Мегаридского, Поликарпа Диавлейского, которые вместе с тремя старейшими составили Священный Синод, под председательством митрополита Германа Димитриадского. Далее Священный Синод "приняв во внимание драгоценный вклад в дело священной борьбы, которую мы повели за восстановление Православия и умирения Церкви, каковой внес и продолжает вносить настоятель священного монастыря в Кератее иеромонах Матфей Карпафакис единогласно избрал его и канонически рукоположил в титулярного епископа, некогда славной епископии Вресфенской, почести ради и чтобы он по-прежнему исполнял обязанности настоятеля в своем священном и благочинном монастыре".[3]

Эти действия и заявления не остались, естественно, без ответа со стороны оффициальной церкви и государства. Все семеро архиереев были арестованы и преданы церковному суду в июне 1935 года по обвинениям в организации "незаконных сборищ" и неуважении к "законной и каноничной" церкви.

Процесс совершался в афинском кафедральном митрополичьем Благовещенском соборе, перед которым собралось множество верных, во главе с сорока священниками и шестьюдесятью монашествующими; они пели молебный канон Богородице. Эта мирная демонстрация верующих в поддержку своих пастырей была атакована полицией, пустившей в ход дубинки и брандспойты, и разогнана, причем около 100 человек получили травмы и ранения различной тяжести.

15 июня были объявлены результаты суда. Все архиереи, не исключая и новопосвященных, были низложены, причем Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Герман Кикладский подверглись ссылке в отдаленные монастыри (новостильные), Матфею Вресфенскому поболезни было дозволено пребывать безвыходно в своем монастыре, а Хризостом Закинфский, Поликарп Диавлейский и Христофор Мегаридский покаялись и вернулись в оффициальную церковь (последние два также были приняты в сущем сане – как епископы).

Так новостильная иерархия еще раз проявила свое отношение к Движению и в его лице к самой попираемой ею Истине. В ответ гонимые иерархи, использовав предоставленную им в последний раз перед отбытием в места ссылки возможность, провели заседание Синода и обратились к верным со следующими словами пастырской энциклики:

ПАСТЫРСКОЕ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПРАВОСЛАВНОМУ ГРЕЧЕСКОМУ НАРОДУ

Неправедно приговоренные раскольническим Синодом к низложению и пятилетнему заключению в монастыри и насильно схваченные правительством, которое стало карающей десницей архиепископии,… мы считаем своей пастырской обязанностью прежде своего удаления адресовать нижеследующие увещания вам, которые привержены православному отеческому месяцеслову.

Верно следуя апостольскому увещанию, стойте твердо и храните предания, имже научистеся словом или посланием, не переставайте подвизаться всеми законными и христианскими способами о усилении и триумфе нашей священной борьбы, направленной на восстановление отеческого и православного месяцеслова в церкви; только сие может восставить пошатнувшийся православный авторитет Греческой церкви и вернуть мир и единство православному греческому народу...

Принимая на себя окормление православного греческого народа, следующего православному месяцеслову наших отцов, и храня верность присяге, которою мы обязались хранить все преданное нам Семью Вселенскими Соборами, мы осуждаем всякое новшество и не можем не провозгласить раскольнической государственную церковь, принявшую папский календарь, охарактеризованный Всеправославными Соборами как новшество еретиков и как очевидное попрание божественных и священных правил церковного предания.

По этой причине мы рекомендуем всем, кто следует православному календарю, не иметь никакого духовного общения с раскольнической церковью расколослужителей, от которых благодать Всесвятаго Духа отошла по той причине, что они нарушили постановления Отцов Седьмого Вселенского Собора и Всеправославных Соборов, осудивших григорианский календарь. Что раскольническая церковь не имеет благодати и Святаго Духа, подтверждается св. Ва­силием Великим, который говорит так: "Хотя бы раскольники заблуждались в вопросах и не являющихся догматами, поскольку Глава Церкви есть Христос, согласно божественному апостолу, от Которого все члены живут и получают духовное возрастание, они отторгли себя от согласия членов Тела, и более не суть члены (того Тела) и не имеют благодати Святаго Духа. Посему кто не имеет ее, как может и передать другим?…"

Почитая сие честью, славой и радостью, по апостолу, учащему нас радоваться и похваляться своими страданиями за Христа, мы советуем вам также иметь терпение и постоянство в этих скорбях, и напастях, и бедах, и поруганиях, которым вы подвергнетесь от раскольнической церкви, и присно надеяться на Бога, Который не попустит вам искуситься паче, нежели можете понести, и Который по Своему бесконечному и неизреченному долготерпению благоизволит просветить тех, кто по неискушенности своей увлекся и последовал папскому календарю; и в конце концов да дарует Он вам торжество Православия и единство носящих Имя Христово, православного греческого народа, ради которого мы страждем ко славе Христовой, Егоже благодать и безконечная милость буди со всеми вами.

21 июня 1935 г.+Герман Димитриадский,

+ Хризостом Флоринский

+ Герман Кикладский [4]

С этими словами архиереи-исповедники отправились в ссылку, которая, впрочем, не оказалась столь продолжительной, ибо в октябре того же 1935 года новый премьер-министр Георгий Кондилис разрешил им вернуться в Афины, чтобы не компрометировать государство явными религиозными гонениями.

Вскоре по освобождении митрополит Хризостом Флоринский поехал на Восток, к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому, дабы заручиться их поддержкой и обсудить возможность созыва собора для пересмотра календарного вопроса. Но патриархи, хотя и приняли его любезно и на словах выражали свое сочувствие, на деле ничем ему не помогли. Более того, поездка эта имела даже и отрицательные последствия, т. к. греческий консул в Иерусалиме отказался поставить визу в его паспорт, когда он собрался уезжать домой в Грецию. Таким образом, митрополит Хризостом снова оказался как бы в плену, оторванный от священной борьбы и не имея даже никаких сведений о ходе ее. Протомившись так несколько месяцев, он, наконец, с явной чудесной помощью св. Великомученика Георгия, сумел без визы сесть на пароход и отплыть в Грецию. По прибытии он вместе с двумя другими митрополитами и при участии епископа Матфея Вресфенского приступил к работе Синода по устроению канонической основы движения, до тех пор управлявшегося мирянами.


[1] Акакий, стр.8, см. также Μητροπολίτου Καλλιοπίου, Τά Πάτρια, т.7, стр.31–32.

[2] Πρώην Φλωρίνης Χρυσοστόμου, Υπόμνημα απολογητικόν // ΑΠΑΝΤΑ, Έκδοσις Ι. Μονής Αγίου Νικοδήμου Ελληνικού Γορτυνίας, 1997, т.2, стр. 50-52

[3] Пастырская энциклика Матфеевского Синода от 15 сентября 1954 г., стр. 6, цит. по Акакий, стр. 10.

[4]Τά Πάτρια, τ.1, №1, 1976, стр.20–23, цит. по TheStruggle… стр.53–55.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования