Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Нектарий (Яшунский). "Краткая история священной борьбы старостильников Греции". 1925 год. ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА


1925 год. Явление креста

В первое время после перемены календаря, несмотря на неприятие ее сознанием большей части церковного народа, число тех, кто решительно порвал с оффициальной Церковью, было невелико. Среди них не было не только ни одного иерарха, но даже и священников, пока лишь через полгода двое не примкнули к истинно-православным. Впрочем, было некоторое число благочестивых священников, которые хотя и не выходя формально из оффициальной Церкви (поскольку у старостильников не было еще епископов), не подчинялись ей в календарном вопросе, служили по-старому и поддерживали старостильническое движение.

Но все же основную роль в движении (даже и после присоединения к нему многих клириков) играли миряне, которые образовали Ассоциацию Православных с целью борьбы за возвращение в церковное употребление старого стиля. Борьба эта не была "борьбой изнутри", подобной той, которую ведут ныне "консервативные" члены модернистских церквей против своего священноначалия. Хотя верные и писали петиции в Синод новостильной церкви, убеждая их вернуться к отеческому календарю, тем не менее, они вполне отделились от молитвенного общения с новшествующими. С момента появления у них духовенства истинно-православные проводили свои отдельные богослужения в частных домах и загородных часовнях, преследуемые полицейскими властями, подстрекаемыми Пападопулосом, который представлял им старостильников "контрреволюционерами".

И хотя с самого начала разделения начали совершаться различные чудеса Божии, доказывавшие правоту старостильников, но поворотным в судьбе ИПХ стал день Воздвижения Креста Господня 14 / 27 сентября 1925 года. То, что произошло тогда, привлекло в лагерь старостильников многих и сделало движение поистине народным, а изображение события, помещенное в выпущенной по поводу его Ассоциацией Православных листовке, с тех пор украшает собой большинство изданий движения и стало поистине его эмблемой.

Вот текст листовки.

ЯВЛЕНИЕ В НЕБЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА
ПО СТАРОМУ КАЛЕНДАРЮ

Примерно в полночь с 13 на 14 сентября 1925 года, над часовней Св. Иоанна Богослова в Афинах.

По точным сведениям очевидцев и большого числа полицейских чинов.

Изображение события как оно было видимо с расстояния в 200 метров к северо-востоку.

Оповещение совета православных от 14 / 27 сентября 1925.

"Ассоциация Православных", признанное общество, следующее старому месяцеслову, в котором оно утверждается, ибо считает введение григорианского календаря антирелигиозным и антиканоническим, праздновала сегодня, 14 сентября по традиционному церковному календарю, праздник Воздвижения Честнаго Креста. Ради сего праздника более двух тысяч членов Ассоциации собрались с 9 вечера накануне у загородной часовни св. Иоанна Богослова, где и служилось бдение. Естественно, это собрание верных не утаилось от глаз полицейских властей, которые пришли наблюдать за службой в 11 вечера, "ради порядка", как ониутверждали.

Какова бы, впрочем, ни была их миссия, несколько минут спустя по их прибытии, по причинам, превосходящим любой приказ человеческих властей, они были невольно вынуждены причислиться к множеству верных, которых было уже столько, что они не могли вместиться даже во дворе церкви. Было 11.30 вечера, когда прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви и на множество верных, присутствовавших за богослужением. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор. Горизонтальная линия этого Небесного Креста наклонялась вправо, а в нижней части перпендикулярной ей линии меньший крест был образуем другой меньшей горизонтальной перекладиной. Это небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало помалу.

То, что последовало за явлением этого небесного знамения, не описать человеческими словами. Едиными усты и единым сердцем все люди, присутствовавшие на всенощной, упали на колени и возопили с чувством, и начали петь и славить Господа. Полицейские власти забыли свое первоначальное намерение и вновь обрели в глубине своего сердца веру своего детства. Все место преобразилось в уголок иного мiра, чуждого этой земле. Каждого одолело невыразимое и священное чувство; все плакали. Бдение продолжалось и окончилось около 4-х утра, когда все множество народа начало возвращаться в город и рассказывать повсюду о чуде, бывшем ночью и переполнившем всех воодушевлением.

Возможно, найдутся такие, кто не поверит, кто усомнится в происшедшем; возможно, найдутся люди, мнящие себя мудрецами, которые будут стремиться объяснить виденное галлюцинацией, или опровергнуть его иными хитроумными аргументами. Однако и те, и другие доводы опрокидываются, если принять во внимание, что явившееся не было моментальным и быстро исчезнувшим видением, но явлением, видимым в течение получаса и более, которое созерцали и удивлялись ему более, нежели две тысячи человек. По счастью, среди тех, кто видел и был поражен зрением этого небесного и сияющего Креста, были также и представители полицейских властей. Посему, теперь и церковь, и государство обязаны расследовать и подтвердить происшедшее на оффициальном уровне.

Однако, помимо всего этого, мы веруем, что явление этого Небесного Креста в день праздника Воздвижения Креста по старому стилю, составляет еще одно подтверждение от Бога касательно правоверия тех, кто следует этому стилю; оно также предоставляет полезное напоминание с Небес тем, кто руководит сегодня церковными делами, чтобы они пересмотрели свои противоканоничные решения, касающиеся одностороннего введения григорианского календаря; ибо посредством сего решения они отделили себя от большей части Православия.

Совет Правления Ассоциации Православных:

Перикл Гетурис, секретарь

Константин БерлисИоанн Сидерис

Андрей ВаноридисКонстантин Коциафтопулос

Александр СимонидисХаралампий Маврояннис [1]

После этого чуда, весьма воодушевившего старостильников и поддержавшего веру в то, что Богу угодно их отделение от новшествующих, число их стало непрерывно возрастать, так что к 30-м годам Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, в которое в 1926 году была преобразована Ассоциация Православных, насчитывало около 800 отделений (т.е. приходов) по всей Греции. Увеличилось также и число священников, которое пополнилось, в том числе, и за счет присланных на помощь истинно-православным нескольких иеромонахов с Афона, где в Великий Четверток 1926 года 450-ю иеромонахами и монахами был подписан документ о создании "Священной Лиги монахов-ревнителей" для защиты Православия от календарной реформы. Среди прибывших с Афона были замечательные подвижники, такие как архимандрит Евгений (Лемонис), слепой, но прозорливый старец Иероним и духовник трех тамошних монастырей иеромонах Матфей (Карпафакис). Когда же в 1927 году греческое правительство приняло новый Закон о Святой Горе, коим деятельность Лиги была запрещена, то из числа наиболее активных ее деятелей 19 человек были изгнаны с Афона и частью заключены под стражу в монастырь на о. Лесбос, частью же оставлены свободно перемещаться по Греции. Последние также присоединились к тем, кто уже посвятил себя окормлению отделившихся верных, разъезжая для этого по всей стране. От них во многих приходах истинно-православных укоренился афонский обычай служить под праздники действительно всенощные бдения.[2]

Теперь, прежде чем мы перейдем к описанию последующих событий, давайте рассмотрим один экклезиологический вопрос, а именно – как относились друг к другу разделившиеся.

Вопрос этот чрезвычайно важен, ибо с одной стороны, как мы увидим далее, именно отношение к оффициальной церкви и совершавшимся в ней таинствам было основным принципиальным пунктом, по которому истинно-православные разделялись между собой. А с другой – он является также камнем преткновения для "борющихся изнутри", которые едины с зилотами[3] в осуждении экуменизма, но считают "фанатизм" последних противоположной крайностью, как бы оборотной его стороной. Посему, рассмотрим этот вопрос в исторической перспективе.

Как мы уже видели, Ассоциация Православных была изначально создана для борьбы за возвращение старого календаря, а не для создания иной церковной юрисдикции, что, впрочем, было естественно, если учитывать, что в ней первоначально не было ни одного духовного лица. На этой первой стадии движение еще не порывало молитвенного общения и с "борющимися изнутри". Так, организационное собрание Ассоциации благословил, отслужив водосвятный молебен и окропив собравшихся святой водой, замечательный афинский священник, о. Николай Планас,[4] который хотя до самой своей смерти в 1932 году и продолжал служить по старому стилю, все же оффициально не отделялся от Пападопулоса. Благословляя Ассоциацию, он сказал: "Все, что бы ни было неканонично установлено, – падет".[5] Папа-Николай не был одинок в своих надеждах, ибо среди "борцов изнутри" были и другие священники и даже архиереи, из которых одни писали в Синод, требуя возвращения старого стиля, другие откладывали в своих епархиях введение нового (как, например, митрополит Герман Димитриадский, перешедший на новый стиль лишь в конце 1928 года, и то будучи принужден к тому серьезными мерами правительства), третьи даже помогали отделившимся, как митрополит Хризостом Флоринский, который писал под псевдонимом "Церковник" (Εκκλησιαστικός) исповеднические статьи в оффициальный орган ИПХ "Вестник православных" (Κήρυξτών Ορθοδόξων).

Последним двоим довелось, впрочем, убедиться в тщетности этих надежд – и тогда они покинули ряды оффициальной иерархии и возглавили борьбу ИПХ; но именно таковыми надеждами они и объясняли впоследствии тот факт, что медлили с этим шагом на протяжении стольких лет.

Также и за пределами Элладской церкви были такие, кто поддерживал старо­стильников; например, митрополит Александрийского патриархата Христофор Леонтопольский, который в 1925 году опубликовал свой детальный разбор календарной реформы, каковую он недвусмысленно осуждал. Став в 1939 году патриархом, он хотя и не смог вернуть в Александрийской церкви старый стиль, но, тем не менее, продолжал оказывать моральную поддержку старостильникам Греции. Так, в 1955 году, по смерти первоиерарха ИПХ митрополита Хризостома Флоринского, патриарх Христофор отслужил по нему торжественную панихиду в своем патриаршем соборе св. Саввы в Каире, а в 1958 году ходатайствовал за гонимых старостильников перед греческим правительством, правда безуспешно.

Но это были сравнительно немногочисленные примеры отдельных личностей: оффициальное же отношение новостильной иерархии было совсем иным. Так, 24 апреля 1926 года вышла в свет Энциклика государственной церкви Греции за № 2398 / 2203, в которой говорилось о ревнителях отеческих традиций, что "они отделились от Церкви и отсекли себя от Тела Христова, навлекая на себя осуждение и отлучение, не зная или, возможно, забыв, что тот, кто не слушает Церковь – якоже язычник и мытарь (Мф.18:17)... Решения Церкви абсолютно обязательны; тот, кто не подчиняется им, более не принадлежит к ней, он лишен даров божественной благодати; он отделен и отсечен от нее и подлежит вечной муке".[6] Для сравнения стоит вспомнить, что неправославные при том признавались "сонаследниками Божиими во Христе" (Энциклика 1920 года). Но истинно-право­славным новостильные иерархи отказывали не только в "наследии Божием", но также и в земном, ибо считали, что их дети были некрещеными, что браки, совершенные старостильными священниками, были недействительными, а рожденные в них дети, стало быть, незаконнорожденными и не обладающими правами наследства.[7] Непризнание "даров божественной благодати" в священнодействиях старостильников выражалось также и в конкретных действиях: полицейские отряды, посланные по наущению иерархов, врывались в храмы, разгоняли молящихся, зачастую прерывая уже начавшиеся богослужения, снимали со священников рясы и насильно брили им бороды. Не оставались в бездействии и сами духовные лица. Так "в 1936 году новостильный митрополит Фокийский Иоаким вошел во время литургии в старостильную церковь в селении Десфини в Фокии, где все это время служил иеромонах Феона. Митрополит выхватил святую чашу из рук о. Феоны, бросил ее на пол и стал топтать ногами, пока совершенно не исковеркал. Затем он схватил о. Феону, голыми руками вырвал у него бороду, швырнул его на пол и начал бить ногами немилостивно. В скором времени о. Феона умер от нанесенных ему увечий. Несмотря на это человекоубийственное деяние митрополит Иоаким был впоследствии переведен с повышением в более значительную епархию – Димитриадскую митрополию".[8]

В то же время в отношении "сонаследников" предлагалось "взаимное уважение к практикам и обычаям различных церквей" и, конечно же, признавались их крещения, браки и даже рукоположения.

Естественно, все это способствовало переосмыслению ситуации и самими старостильниками. Когда в 1926 году Ассоциация Православных была преобразована в Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, то выражавшееся самим этим названием экклезиологическое самосознание имело уже несколько иной оттенок, равно как и цель движения, подразумевавшая уже не только борьбу с новшеством, но и собственно религиозную жизнь в положительном аспекте.

Тем не менее, старостильники пока еще не делали окончательных выводов (по крайней мере, оффициально). Подобно тому, как в листовке, посвященной явлению Креста, говорили об отделении новшествующих не от Православия, а от "большей части Православия", что можно было понимать в смысле разделения в праздновании, но еще не по существу, так и после выхода в свет Энциклики 1926 года и начала гонений, "они, – как пишут американские авторы, – продолжали подписывать воззвания в новостильный Синод Элладской церкви в 1929 и 1933 годах, подчеркивая осуждение григорианского календаря тремя Всеправославными Соборами. Они призывали к возвращению к традиционному календарю с целью избежать раскола (курсив сост.) в Элладской церкви".[9]

Крайней своей точки эта позиция достигла в 1931 году, когда Совет Правления Общества поднес Хризостому Пападопулосу прошение, чтобы он направил некоторых своих священников служить для старостильников, в обмен на возобновление поминовения его имени за богослужением. Этому, однако, воспротивились истинно-православные священники и монахи, в числе коих важную рольиграл иером. Матфей (Карпафакис). Вместе с большинством народа они воспрепятствовали осуществлению данного плана. Совет Правления был распущен и заново сформирован в другом составе. В новом Совете заместитель председателя и часть членов были духовными детьми о. Матфея, что придало последнему больше веса среди ИПХ.[10]

Сам о. Матфей в 1934 году писал: "Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, вместе с последующим им священством, упорствуют в заблуждении, злославии, расколе, хуле на Духа Святаго, ереси папистского календаря! И они уводят народ в заблуждение и становятся "иерархами-ересиархами" по слову божественных Отцов!"[11]

И подобной позиции придерживался не он один. В. Мосс в своей книге приводит следующий рассказ:

"25 октября 1925 года четыре монахини монастыря св. Пелагии на острове Тинос предстали перед церковным судом за разрыв общения с новостильниками. Суд постановил, что они должны быть сосланы, но они игнорировали этот приказ и продолжали вести миссионерскую работу среди паломников, приходивших поклониться чудотворной Тиносской иконе Матери Божией. 14 апреля 1926 года три из них были посланы на суд в Афины. Во время процесса епископ Синезий Фивский сказал одной из монахинь, игумении Евпраксии, которая, кстати, приходилась ему двоюродной сестрой: "Если вы не покаетесь и не примете решения Священного Синода относительно календаря, я лично сниму с вас рясу". – "Мне жаль, – ответила игумения, – чтородственная кровь течет в наших жилах, и что вы нарушили вашу архиерейскую присягу. Я скажу вам только одно: я предпочитаю идти в Рай в цветных одеждах, но православной, нежели быть в аду в моей рясе, но вместе с раскольниками!" Семь архиереев под председательством Хризостома Пападопулоса приговорили монахинь к лишению схимы и отлучению. Затем десять ведущих ревнительниц были изгнаны из монастыря. Но остальные продолжали свою борьбу".[12]

Таким образом, мы видим, что при самом широком спектре мнений среди старостильников насчет государственной церкви, оффициальная их позиция была весьма сдержанной и уж во всяком случае далекой от фанатизма, в котором скорее можно обвинить противную сторону. Вполне определенно отвергая и осуждая календарное новшество, старостильники сознавали, что вынесение определений касательно новшествующих принадлежит к компетенции иерархии, каковой у них в то время еще не было.


[1] The Struggle... стр.42–44.На следующий день, 28.09.1925, это "Оповещение" было опубликовано под несколько измененным названием в газете "ΣΚΡΙΠ"; см. фототипическое воспроизведение в Νάματα Πατρώας Ευσεβίας,№ 3.2000 г. изд. стр. 42–43.

[2] Всенощных в нашем понимании в Греческой Церкви нет, обычно служится вечером вечерня, а утром – утреня с литургией.

[3] "Зилот" – по-гречески означает "ревнитель". Это название, вначале прилагавшееся к афонитам, не поминающим Константинопольского патриарха, а затем перешедшее и на всех истинно-православных христиан.

[4] Несколько лет тому назад о. Николай Планас был канонизирован новостильниками.

[5] Nun Martha, Papa-Nicholas Planas, the Simple Shepherd of the Simple Sheep. Holy Transfiguration Monastery, Boston 1981, цит. по: Мосс, стр. 235.

[6]Цит. по The Struggle... стр.40–41.

[7] В Греции церковные акты крещения и венчания имеют юридическую силу в государстве. Гражданские акты старостильников были впервые признаны властями города Пирей в 1947 г. вопреки протестам оффициальной церкви. Ныне они признаются по всей Греции.

[8]Monk Spyridon, Dialogue of an Old Calendarist with a New Calendarist, Birmingham, England, цит. по The Struggle… стр. 267.

[9]The Struggle… стр. 41.

[10]Акакий, стр. 8, см. Κήρυξ τών Ορθοδόξων № 17 от 28.07.1934.

[11] Επισκόπου Ανδρέου, Ματθαίος , 1963,цит. поМосс, стр.238.

[12]Мосс, стр. 224–225; см.Μητροπολίτου Καλλιοπίου, Δεινοπαθήματα Γ.Ο.Χ., τ.1, Πειραίυς,1990, стр.30.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования