Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Мартин Бубер. Хасидские истории. М. Мосты культуры, 2006, 524 с.


В издательстве "Мосты культуры" вышли "Хасидские истории" Мартина Бубера, оригинального мыслителя, создателя важного направления современной мысли – философии диалога. Впервые на русском языке под одной обложкой собраны истории об основателях хасидизма, короткие тексты об их жизни и служении. Знакомясь с речениями и деяниями Баал Шем Това, Баруха из Меджибожа, Авраама Ангела и других цадиков, читатель погружается в неповторимую атмосферу духовных поисков, которые в чем-то близки христианству.

Тема диалога является, пожалуй, главной и в рассказах о хасидских учителях, каждый из которых вступал в свой диалог с Творцом. М. Бубер акцентирует внимание на двух вещах. На радости – чувстве, без которого не может быть подлинной веры. И на присутствии в этом мире Бога –непосредственно и опосредованно, через народ Израиля. Таким образом, ставится предел всякому индивидуализму, всякому кормлению своего "духовного пуза": личный рост возможен только в контексте духовного пути народа, Божественной Шахины.

В "Хасидских историях" немало глубоких вещей. Тут и мистика богооставленности ("люди, воистину желающие приблизиться к Богу, должны пройти через состояние упадка духовной жизни. Падение их – ради подъема. Ибо сказано, что Господь Бог погрузил Адама в глубокий сон, и Адам спал, а пробудившись, встал уже совершенным человеком"). И напряженное ожидание Мессии, то эсхатологическое сознание, которое было свойственно раннему христианству ("Ей, гряди, Господе Иисусе!") и которого так не хватает христианству современному. И, конечно, поиск святости – в самых неожиданных вещах. Так, рабби Шмелке делает для себя открытие: "Раньше я не догадывался, что Богу можно служить даже сном".

Интересны хасидские интерпретации евангельских тем и образов. Вот что, к примеру, говорит тот же рабби Шмелке о любви к ближнему: "Каждая душа – это искра, отлетевшая от единой исконной души, которая целиком присутствует во всех душах точно так же, как твоя душа целиком присутствует во всех членах твоего тела. Твоя душа может ошибиться, и тогда совершает ошибку и твоя рука, причиняя тебе страдание. Не будешь же ты бить и хлестать свою руку, потому что она не поняла, чего от нее хотели, тем самым увеличивая и без того немалую боль? То же самое – и с твоим ближним, который составляет с тобой одну душу, пусть даже он плохо к тебе относится, недостаточно тебя понимая. Если ты накажешь его за это, то причинишь боль самому себе".

В этом отрывке имплицитно содержится тот образ Церкви как тела, который очень типичен для экклезиологии апостола Павла. В то же время по нему видно, что неповторимая личность у хасидов нивелируется, оказывается размытой, понимается исключительно как часть общего. Библейские слова об образе и подобии совершенно не звучат в "историях". В этом смысле понятно, почему М. Бубер сравнивает рассказы о мудрецах с коанами, вообще в дзен-буддизмом, с Востоком.

В "Историях", помимо прозрений, немало сомнительных, с точки зрения монотеизма, мест: это и идеи о переселении душ, и магические представления, и совершенно сказочные, произвольные интерпретации Писания.

Впрочем, М. Бубера все это, похоже, не задевало: религиозное переживание для него было самоценно само по себе. И никаких ортодоксальных схем он не строил.

Более того, Мартина Бубера совершенно не интересовал современный ему хасидизм, его изыскания и построения. И это вызвало и продолжает вызывать негативную ответную реакцию. Так, на презентации "Хасидских историй" раввин Борух Горин заявил, что Бубер с таким же успехом мог заниматься индуистскими мудрецами, что его книга не имеет никакого отношения к подлинному хасидизму.

Конечно, М. Бубер оставался европейским интеллектуалом еврейского происхождения и тогда, когда писал о хасидах. И, наверное, что-то из хасидской традиции он не принял или не понял – Боруху Горину здесь, как говорится, видней. Но нельзя отрицать тот очевидный факт, что ученый открыл для многих людей целый пласт иудейской религиозной жизни. Собственно, благодаря таким людям, как Мартин Бубер, мы можем говорить об иудео-христианском космосе, о традиционных ценностях, которые и иудеям, и христианам приходится с таким трудом отстаивать перед лицом воинствующего секуляризма.

В заключении хотелось бы отметить филологический аппарат издания. Книга снабжена алфавитным указателем, глоссарием, обширным предисловием и справочным материалом.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования