Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 мая 2011, 10:05 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Берсеневский прорыв Патриарха Кирилла. Сергей Маркус о призыве главы РПЦ МП окончательно уравнять старый и новый обряды в Русской Церкви


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии Пасхи, 23 апреля 2011 г., посетил храм Святителя Николая на Берсеневке, где богослужение совершается по старым, "дониконианским" обрядам. Он отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской православной церкви. Старообрядчество, по словам Патриарха, "сохраняет связь с нашим древним преданием", и, кроме того, "есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу". "В Русской церкви всё это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд", – подчеркнул Предстоятель.

Это событие комментирует эксперт по диалогу цивилизаций, культуролог Сергей Маркус:

- Заявление Патриарха Кирилла 23 апреля 2011 года – важнейшее историческое событие как для православных верующих, так и для всей России. Столь чётко и ясно о равноправии старого обряда в сравнении с новым никогда ранее не говорил глава Московского Патриархата. С этого рубежа начнётся новый этап в жизни трагически расколовшейся в 17 веке Русской церкви – этап реального примирения и, насколько это возможно, единения. Как минимум – это заявление кладёт конец многовековой вражде и отчуждению.

Напомню, что именно Раскол 17 века Александр Солженицын назвал первой гражданской войной, которая разделила наш народ, принесла много жертв, и до сих пор кровоточит незаживающими ранами. Думаю, что скрытая цитата из Солженицына, диалог с ним присутствует в рассуждении Патриарха Кирилла на Берсеневке о необходимости преодоления расколов и разделений: "Вот на чём наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, что и привело к революции, гражданской войне, безбожию".

17 век принёс нам тяжелейший опыт межрелигиозной войны внутри одного народа, внутри одного исповедания. И до сих пор не были окончательно подведены итоги, не совершён моральный выбор в пользу полного примирения. Вот почему ныне Патриарх, стремясь к единству Церкви, впервые сформулировал богословское обоснование равноправия двух обрядов: "А что касается обрядов, то каждый из них – и новый, и старый – должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя".

Наблюдателю здесь стоит отметить несколько нюансов.

Да, ранее уже Поместным собором РПЦ МП 1971 года были отменены "клятвы" на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом "Об отмене клятв на старые обряды" выступил тогда митрополит Никодим (Ротов). Но до сих пор столь явно о равноправии не говорил никто. По сути, это пересмотр решений Собора 1667 года. Событие для Церкви революционное (если бы такое слово можно было применять без его агрессивных обертонов, лишь в смысле "новация", "прорыв", "творчество").

Патриарх Кирилл поступил как харизматик. За это его будут сильно критиковать со всех сторон: как "никониане", так и староверы. Он совершил это без прописанных процедур соборного, богословского и прочего характера. Лично и под свою ответственность. Но прорыв есть. И в нём – огромное облегчение для всего гражданского общества.

Наконец-то мир между расколовшимися с 17 века по обрядовому вопросу!

Второй нюанс. Как известно, ещё в синодальный период была сформирована Единоверческая церковь, служившая по старым книгам, но подчинявшаяся Синоду, а затем Патриарху. А недавно относительно Единоверия были также сделаны важные шаги. В 2009 году при Покровском храме в Рубцове (Москва) учреждён Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. 14 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя в день памяти св. праведного Филарета Милостивого у мощей святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, прошёл молебен по старому обряду. Его возглавлял настоятель церкви Покрова в Рубцово, секретарь Синодальной комиссии по старообрядчеству и единоверию иерей Иоанн Миролюбов. Это был молебен в рамках программы празднования 210-летия учреждения Единоверия.

Но на Берсеневке не было речи о Единоверии – там ясно заявлено о старых обрядах вне зависимости от иерархического подчинения и поминания.

Третий нюанс. Патриарх Кирилл продолжает дело своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Он возвращает РПЦ МП к её историческим истокам, при этом не требуя смены богослужебных навыков и обычаев. Это принципиально важный момент, который ранее не могли преодолеть ни та, ни другая сторона.

Значит, вывод напрашивается такой: внутри Русской церкви могут равно сосуществовать разные богослужебные традиции. Это тоже важнейшее решение. Формула проста: обряд должен вести к Богу, а его детали могут быть разными.
Четвёртый нюанс. Такой богослужебный плюрализм, вне сомнения, был в ранней Церкви, это опыт Вселенской церкви. И в данном случае, Патриарх – возвращая свою паству к истокам – прокладывает путь к тому богослужебному плюрализму, который принят в Католичестве, особенно в наши дни, когда восстановлен в правах Латинский обряд, когда службы ведутся на разных языках, с возможностью использовать местные культурно-богослужебные формы (армянские, греческие, сирийские, малабарские и т.п.). Иначе говоря, примиряясь со Старообрядчеством, РПЦ МП на деле восстанавливает вселенский статус понимания Церкви в Символе веры, как именно "Соборной, Кафолической, Вселенской".

Пятое. На первый взгляд наблюдателю могло бы показаться, что Патриарх Кирилл сделал "берсеневский прорыв" ради равновесия относительно своего активного диалога с католиками, дабы "умиротворить консерваторов". Но, думается, значение его слов шире и перспектива гораздо просторнее – это простор вселенского единства. Потому и резонанс будет не только сугубо внутрицерковный, но и общественно значимый – как для России, так и для мира.

Сергей Маркус

"ПРАВА НАРОДОВ", 25 апреля 2011 г.


    В сюжете:

23 июня 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Узкий путь. Исполнилось 40 лет снятию "клятв со старых обрядов" в РПЦ МП, но единоверие так и остается крайне маргинальным явлением
20 июня 2011, 17:00  
Единоверие остается "узким путем" в РПЦ МП, констатировали участники круглого стола в Санкт-Петербурге
08 июня 2011, 15:40  
Новосибирская единоверческая община РПЦЗ(А) не согласна с требованием епископа исправлять службу в соответствии с традициями Синодальной Церкви
03 мая 2011, 10:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Берсеневский прорыв Патриарха Кирилла. Сергей Маркус о призыве главы РПЦ МП окончательно уравнять старый и новый обряды в Русской Церкви
07 марта 2011, 14:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Игумен Кирилл (Сахаров) об откликах старообрядцев на его статьи и перипетиях своей старообрядной деятельности
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования