Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 декабря 2010, 18:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Дело рук самих утопающих. 2010 год не внес принципиальных изменений в положение русских ИПЦ, но прояснил одну важную аксиому


Бывает так, что даже правильные прогнозы не дают правильного представления о реальности. Прогнозы сбываются, а смысл угаданных заранее событий оказывается иным. Так, примерно, произошло с моим прогнозом на 2010 год по итогам 2009 года. Прогнозировались новые серьезные сдвиги в деле объединения "осколков" бывшей Зарубежной Церкви (РПЦЗ), к которым, так или иначе, причастны, за малым исключением, все Истинно-Православные Церкви (ИПЦ) русской традиции. Такие сдвиги происходили на самом деле, но я не могу начать подведение итогов 2010 года с чего-то вроде вот этой прошлогодней фразы: "Уходящий 2009 год неожиданно оказался "годом великого перелома" в деле "собирания "осколков" исторической РПЦЗ. На этом фоне все остальные итоги меркнут до такой степени, что я не вижу смысла их обсуждать в общем списке с этим единственным главным итогом".

Парадоксально, но факт: объединение разрозненных русских ИПЦ остается для них главной проблемой, но то, что конкретно происходило в рамках объединительного процесса, не стало самым важным событием в их жизни за 2010 год. Самым важным стали другие процессы, осознать значение которых необходимо как можно скорее. Это связано с изменением места ИПЦ в обществе, которое само резко изменилось во всем, что касается религии. Поэтому начнем подведение итогов 2010 года именно с этого.

Новое для ИПЦ место в обществе

Еще к началу 2010 года религиозная проблематика находилась далеко на периферии политической повестки дня. Некоторое исключение составляла Украина, но и там политически значимы были лишь те юрисдикции, которые не имеют отношения к ИПЦ. Московский патриархат в России не представлял интересного объекта для систематической критики даже в глазах оппозиции. Разумеется, и год назад присутствовало сознание того, что в России, Беларуси и Украине Януковича РПЦ МП становится частью государственной власти, но эту часть было принято считать чем-то несамостоятельным и потому неинтересным. Никто, например, не думал, будто через критику РПЦ МП можно вскрыть какие-либо реальные проблемы соответствующих политических режимов.

Впрочем, первая весточка о грядущем изменении положения дел прилетела еще в феврале 2009 года на крыльях околокремлевского движения "Наши". Тогда это движение стало пикетировать редакцию независимой "Новой газеты" за "неправильную", по его мнению, статью о покойном Патриархе Алексии. Тем самым оппозиции впервые дали заметить, что если потянуть за какой-нибудь куколь или клобук, то может выскочить чертик из табакерки. Отношение к РПЦ МП Патриарха Кирилла как к интересной, в разных отношениях, табакерке Кремля продолжало формироваться в течение всего 2009 года и начала 2010-го. Поэтому пришедшийся на середину 2010 года скандал с новым федеральным законом о передаче государственной собственности (привилегированным) религиозным организациям попал на уже хорошо подготовленную почву. К моменту принятия этого закона в окончательной редакции (ноябрь 2010 г.) ни у кого не оставалось сомнений в том, что РПЦ МП является важным экономическим и политическим звеном в существующей системе государственного управления РФ, и это при том, что оная система, мягко говоря, несовершенна. Новый закон перевел это понимание в юридический и экономический аспект: он придал РПЦ МП статус нового и привилегированного игрока на уже поделенном рынке недвижимости, причем, игрока, хорошо запомнившегося своей грубостью и агрессивностью в "лихие 90-е".

Правительство Украины пока не принимало аналогичного закона, но нынешние украинские власти уже очень многое сделали в этом направлении неформально. Молва передает заявление нынешнего премьера Азарова о том, что из Киево-Печерской лавры будут выкинуты музеи и там создадут "православный Ватикан" с резиденцией Московского (отнюдь не Киевского) Патриарха.

РПЦ МП с головой погрузилась в глубину экономической и политической борьбы. Вместо слов духовной проповеди ее лидеры пускают пузыри политической демагогии, и их бульканье стало привычным аккомпанементом любых социально значимых действий гражданской власти. Это положение РПЦ МП дает ей много светских союзников, но одновременно — и много противников. РПЦ МП не стоит над схваткой политических сил, а стала ресурсом одних политических сил в борьбе против других.

Вот это и изменило нынешнее положение ИПЦ в современном обществе — прежде всего, в Российской Федерации.

Слава Богу, ИПЦ далека от того, чтобы превратиться в один из субъектов политической борьбы — то есть от того, чтобы занять в ней одну из сторон хотя бы пассивно, как это сделала РПЦ МП, предлагая себя в услужение более сильной на данный момент партии. Слабость и малочисленность ИПЦ защитили ее от подобного искушения: как ресурс она сегодня никому неинтересна. Но она превратилась в интересный объект политических отношений, встав, таким образом, в один ряд с памятниками архитектуры, Химкинским лесом и тому подобными символическими объектами. Для ИПЦ оно так и лучше: искушений меньше, а защиты больше.

Иррациональная нетерпимость руководства РПЦ МП по отношению к истинно-православным христианам теперь, на новом уровне политизации РПЦ МП, перестала быть внутренним делом религиозных организаций, а получила общеполитическое измерение. Для тех политических сил, чьи клановые интересы связаны с РПЦ МП, истинно-православные христиане (в светском обиходе их также иногда называют "альтернативными" православными) превратились во врагов или, во всяком случае, в желанную жертву. Но для всех остальных политических сил эта борьба против истинно-православного христианства, ведущаяся в ведомственных интересах РПЦ МП, стала еще одной площадкой политического противостояния в обществе. Гражданские права истинно-православных христиан оказались одним из тестов для светской власти. Тенденция наметилась еще в 2009 году, но стала реализовываться в заметной степени только в 2010-м. Тогда волна общественного возмущения, поддержанная правозащитными организациями и Государственным департаментом США, позволила остановить попытки захватов храмов ИПЦ в Санкт-Петербурге и Владивостоке.

Для сравнения можно сказать, что еще в 2009 году подобной волны не хватило, чтобы остановить аналогичные процессы в Суздале. Сравнение это корректно не вполне, так как ситуации различались слишком по многим факторам, но все же существенности одного фактора нельзя отрицать. Этот фактор — общественное возмущение в адрес РПЦ МП и, соответственно, имидживые риски государственной власти России, когда она действует хищнически в ее интересах. Еще в 2009 году влияние этого фактора было несущественным: тогда, летом 2009 года, Медведев впервые услышал о проблеме Российской Православной Автономной Церкви в Суздале лично от Барака Обамы. Но в 2010-м безоговорочная поддержка материальных аппетитов РПЦ МП превратилась в маркер принадлежности к той коррумпированной "вертикали власти", от которой Медведев старается как-то дистанцироваться.

Итак, одно из последствий изменений в обществе вокруг ИПЦ — повышение ее социальной защищенности. Но тут же и другое последствие, отрицательное: усталость и разочарование общества в РПЦ МП как духовном лидере бьют рикошетом и по ИПЦ, то есть по бренду "православие" вообще. Многие люди, симпатизируя истинно-православным христианам на том же уровне, на котором они симпатизируют исчезающим породам животных или русским старообрядцам, совершенно не представляют надобности для себя в какой бы то ни было церковной организации. Если раньше они об этом могли хотя бы слабо задумываться, то теперь, зачастую, получается, что в ненужности этого их "окончательно убедила" РПЦ МП с фирменным прищуром своего преуспевающего руководителя. Так что с ИПЦ — как с морскими котиками: одно дело — протестовать против их жестокого промысла, а другое — самому захотеть превратиться в морского котика.

И в этом видна главная задача для ИПЦ: она может и должна представить обществу православие с человеческим лицом — а не с лицом, скажем так, морского котика: мордочка этого симпатичного животного может быть приятнее свиного рыла, но вряд ли какому-то человеку захочется примерить ее на себя.

Вообще говоря, будущее православия зависит от тех, кто уже сейчас находится внутри тех или иных церковных организаций, лишь в том отношении, что эти люди создают предварительные условия для того, чтобы потом в эти организации пришли — или не пришли — те новые люди, которые уже и определят их судьбу. И об этом российским ИПЦ сейчас напоминает светское общество. Светское общество не знает, чего оно хочет от ИПЦ, но это и не его проблема. Именно сама ИПЦ должна это понять — понять истинные духовные потребности общества — и суметь предложить то, что действительно необходимо. Условия для этого пока еще есть.

Объединительные процессы внутри ИПЦ

Поговорив о главном, скажем кратко и о процессе объединения "осколков" прежней РПЦЗ. Тут самые главные достижения, как и следовало ожидать, — в рамках "народной дипломатии", а не договоренностей епископов. Это касается даже таких юрисдикций, чьи епископы нарочито сторонятся всякого диалога, как, например, РПЦЗ(В-В) (формально возглавляемая архиепископом Владимиром (Целищевым) в США, а неформально — епископом Алексием (Пергаменцевым) в Киеве). Верующие даже таких юрисдикций пытаются встречаться с представителями других "осколков" для обсуждения их еще не столь уж давно общего прошлого. Это неизбежно скажется и на позиции епископата, даже самого упрямого. Но это когда-нибудь. А уже сейчас основные процессы затронули три других юрисдикции — РПЦЗ(А), возглавляемую Митрополитом Агафангелом (Пашковским) в Одессе, РПАЦ и РИПЦ. Эти юрисдикции еще в 2009 году были вовлечены в интенсивные переговорные процессы, которые должны были продолжаться в 2010-м.

Попытки решать дело бюрократическим путем, то есть переговорами между епископами, были начаты в октябре 2009 г., но уже весной 2010-го окончательно провалились — так и не состоялись официальные переговоры между РИПЦ и РПЦЗ(А). Было бы странно, если бы вышло иначе: это означало бы построить дом, начиная с крыши, а не с фундамента.

Договоренности между епископами, заключаемые на бумаге, — это финал, а никак не начало и — вот это очень важно понять — даже не основа межцерковного согласия. Они должны заключаться только тогда, когда весь дом будущего церковного объединения уже построен, когда де-факто его архитектура уже признана и принята церковным народом. А иначе — неизбежно народное недоверие к действиям епископата, неизбежно чье-то желание использовать это недоверие в собственных корыстных интригах, неизбежна непоследовательность и робость епископов и, как результат, — провал всех подобных официозных затей церковного объединительства.

Реалии церковной жизни ИПЦ, к счастью для православного христианства, постоянно напоминают епископам ИПЦ о том, что они для церковного народа слуги, а не хозяева. Не дело слуг заключать, не спросив хозяев, какие-то обязывающие договоры. Слуги должны знать свое место, и дело церковного народа — не давать им об этом забыть.

Поэтому все реальные успехи объединения русских ИПЦ в 2010 году были связаны с "народной дипломатией". Помимо постоянных, теперь уже не поддающихся отслеживанию горизонтальных связей — общения на уровне приходов и просто людей, — произошло два ярких события: конференция в Одессе в июле, собранная по инициативе Митрополита Агафангела с участием представителей РПАЦ, и прославление во святых основательницы Леснинской обители (ныне входящей в РИПЦ) игумении Екатерины, совершенное в Лесне (Франция) в октябре, куда были приглашены паломники из других юрисдикций (откликнулись на приглашение представители все той же РПАЦ).

В результате такого общения уровень знакомства верующих разных юрисдикций с церковной жизнью друг друга возрастает резко. Уже сейчас можно сказать, что юрисдикционная граница между РПАЦ и РИПЦ стерта для значительной части духовенства и простых верующих. Граница, окружающая РПЦЗ(А), пока что не рушится, так как среди разногласий между РПЦЗ(А) и прочими юрисдикциями-"осколками" РПЦЗ все еще остается вопрос о "киприанизме" (специфическое учение о Церкви, принятое в 1994 году на одном из Соборов еще дораскольной РПЦЗ, но потом осужденное всеми "осколками" РПЦЗ, кроме РПЦЗ(А)). Однако даже эта стена пошатнулась. В неформальных переговорах между членами РПАЦ и епископами РПЦЗ(А) выяснилось, что собственное представление о спорных догматических вопросах у этих епископов не отличается от общеправославного, но остаются лишь канонические проблемы церковного общения этой юрисдикции с "киприанитами" (старостильным греческим "Синодом противостоящих"). Впрочем, в самом "Синоде противостоящих" сейчас происходят большие внутренние изменения, которые могут привести к корректировке его догматического учения.

А пока что уроки 2010 года такие. Установление единства русских ИПЦ — дело самих истинно-православных христиан. Когда их епископы увидят, что воля церковного народа именно такова, то они ее исполнят в той части, которая зависит от них.

Епископ Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

17 января 2011, 14:00  
МНЕНИЕ: "За последний год популярность и влияние Церкви возросли, так же как и влияние лично Кирилла" - член Научного совета Московского центра Карнеги профессор АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО
12 января 2011, 18:45  
ДОКУМЕНТ: Навстречу выбору. Стенограмма круглого стола "Портала-Credo.Ru", посвященного итогам 2010 года. Часть пятая, заключительная
10 января 2011, 17:23  
ДОКУМЕНТ: Навстречу выбору. Стенограмма круглого стола "Портала-Credo.Ru", посвященного итогам 2010 года. Часть четвертая
05 января 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: 2010 год: о том, чего не было. Традиционный диалог между религиозными лидерами зашел в тупик, но диалог верующих по социальным вопросам лишь актуализируется
05 января 2011, 14:00  
МНЕНИЕ: "Я бы выделил политическое пробуждение Патриарха Кирилла в 2010 году" - член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе МАКСИМ ШЕВЧЕНКО
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования