Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 сентября 2010, 15:27 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Куда дрейфует Почаев? Священник Андрей Дудченко о крайностях духовнической практики в "оплоте православия на Западной Руси"


Духовническая практика братии Почаевской Лавры давно критикуется православным духовенством, но так и не стала предметом общецерковного обсуждения. Вместе с тем не только проходит время, но и калечатся судьбы…

Ситуация в Почаевской Лавре движется в сторону "ультраправого" раскола. Появились сообщения о том, что часть братии на почве симпатий к борьбе с ИНН и подобным вещам уже покинула обитель и ушла в один из монастырей на западной Украине. Однако часть сочувствующих осталась в лавре с разрешения духовного собора. Об этом пишет пользователь "Живого журнала" Евгений Дмитриев из Сум (edfridrih), ссылаясь на одного из насельников Свято-Духовского скита Почаевской Лавры. Однако благочинный Почаевской Лавры архимандрит Герман опровергает эту информацию. По его словам, несколько монахов около 5 лет назад уходили из Свято-Духовского скита, но в самой Лавре таких прецедентов не случалось.

Почаевская Лавра — безусловно, самое популярное место паломничества в Украине. В Киеве невозможно встретить такое количество паломников, как бывает в Почаеве в обычное воскресенье. Однако духовническая практика почаевской братии остро критикуется в блогосфере, в том числе православными священниками.

В Почаев стремятся несколько категорий верующих: (1) исповедующие народное "благочестие", недалеко ушедшее от язычества, с боязнью порчи, сглазов и пр., ищущих "вычитки" — таких людей особенно много приезжает из Молдовы, (2) зараженные "диомидовским" духом борцы с ИНН, "масонским заговором", "антихристовыми печатями", "компьютером-зверем" — кликуши, которых хватает как в России, так и в Украине, и (3) обычные верующие или еще не воцерковленные люди, слышавшие много о святынях Почаевского монастыря и стремящиеся увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням, помолиться, пережить благодатную Встречу… Случается, что вместо встречи со Христом они попадают в руки горе-духовника.

Пишет священник Андрей Сыркин из Харькова (o_andrey), побывавший в Почаеве пару дней назад: "У старосты на исповеди начали выспрашивать грехи за всю жизнь с подробностями, несмотря на то, что он сказал, что в субботу последний раз исповедовался, а кума иеромонах даже исповедовать отказался: дескать, не умеет правильно каноны читать и к причастию готовиться. При этом везде распространяются жуткие листовки с перечислениями грехов (о некоторых даже я еще не слыхал)".

Неверно представлять, что в Почаеве просто всё — ужас и кошмар. Есть и нормальные, вполне доброжелательные монахи, с этим соглашается и о.Андрей Сыркин. Таких же монахов встречал и я во время поездок в минувшие годы. Наместник лавры архиепископ Владимир (Мороз) — вполне трезвомыслящий архиерей. Но все же часто встречается иное.

Пишет Иван Константинович Наум-Курбанов, киевлянин (ioannko): "Мою супругу [священник в Почаеве] до слез довел, при чем ему сказано было, что она церковный человек, регулярно исповедующийся и живущий церковной жизнью уже 15 лет. Священник задавал вопросы, касающиеся ранней юности, когда супруга даже не была крещена. А вопрос о частоте половой близости подвергнул её в шок, и она просто отошла".

Самый популярный украинский клирик-блоггер протоиерей Александр Авдюгин (rebrik) из Ровеньков на Луганщине признаётся: "Я всегда побаиваюсь тех своих прихожан, которые в Почаев съездили". А вот признание москвички (yu_mon), пережившей исповедь в Почаеве еще 15 лет назад: "Мне молодой иеромонах такие вопросы задавал о "тонкостях" семейной жизни, с такими "терминами"...:) Я, к счастью, не робкого десятка, - спросила его прямо: батюшка, а что это такое?:))) Он сильно, помню, разгневался на меня".

Иконописец Дмитрий из Киева (bizantinum) свидетельствует, что от паломников в Почаеве требуют исповедовать ранее исповеданные грехи и заново накладывают за них епитимии, законный, но не венчанный брак вопреки Социальной доктрине РПЦ называют блудом, а если, не дай Бог, женщина пожалуется на то, что муж пьет и матерится, то это расценивается как "брак с язычником".

А вот игумену Серафиму из Словакии (serafim-61), приехавшему вместе со своими прихожанами в Почаев минувшим летом, не разрешили там служить, прихожан отогнали от исповеди, а в книжной лавке кричали, что словацкий игумен "не прaвoславный и противник Бога". Да, в Почаеве запросто можно купить литературу, не рекомендуемую к распространению в церковных лавках Издательским советом РПЦ, а также различные брошюрки об ужасах ИНН, "электронного концлагеря", о "еретике" Кураеве и пр.

Некоторые священники прямо не благословляют своим прихожанам исповедоваться в Почаевской Лавре, иные же рекомендуют не принимать епитимии, которыми щедро разбрасываются почаевские духовники. А есть и такие, кто сами возят в Почаев паломнические группы, при этом совершая исповедь для своих прихожан. Последний вариант наиболее "безопасен" в плане возможных последствий вмешательства "младостарцев".

Почаевская проблема не нова. Ситуация длится более 15 лет, и по наблюдению некоторых, лишь усугубляется. Однако ни разу эта проблема не была вынесена на открытое обсуждение в церковной печати, не стала предметом рассмотрения в общецерковном масштабе. Но если проблему замалчивать, она не исчезнет. Сколько еще судеб должно быть покалечено, сколько семей разрушено от вмешательства горе-духовников, прежде чем проблему, наконец, "заметят"?

Священник Андрей Дудченко,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 21 сентября 2010 г.


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования