Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 апреля 2010, 14:50 Распечатать

ДОКУМЕНТ: О центре Э, публикациях МК и "сертификации" православия. Выступление епископа Григория (Лурье) (РПАЦ) на Радио "Свобода", 27 марта 2010 г.


От редакции: Предлагаем Вашему вниманию ответы епископа Петроградского и Гдовского РПАЦ Григория (Лурье) на вопросы ведущего программы "С христианской точки зрения" Радио "Свобода" священника Якова Кротова, вышедшей в эфир 27 марта 2010 г. Полная стенограмма программы будет опубликована после ее размещения на сайте Радио "Свобода".

- Я попрошу владыку Григория рассказать об истории его прихода и о том, почему сейчас идет атака, волна проверок со стороны МВД.

- Я бы сказал, что идет все же атака, но не со стороны МВД, а со стороны даже не знаю кого, со стороны тех, кто устроили эту кампанию в прессе. Со стороны МВД сейчас идет вполне нормальная рутинная работа, и она не мешает нашей приходской жизни.

Все-таки скажу кратко об истории нашего прихода. Наш приход образовался в составе Зарубежной Церкви в 1997 году, когда наш приход во главе с настоятелем, вместе с новопостроенным храмом, вышел из состава Московской патриархии. После этого, в том же 1997 году, была трагическая история, когда наш настоятель был убит, и я как второй человек в приходе оказался первым. И через некоторое время, это уже был 1999 г., я был рукоположен Митрополитом Суздальским Валентином в священный сан, и после этого наш храм был открыт уже как храм Российской Православной Автономной Церкви, в качество которого он существует и поныне. И эта РПАЦ является официально зарегистрированной религиозной организацией в Российской Федерации. И наш приход является местной религиозной организацией РПАЦ, который также имеет государственную регистрацию.

Мы служим примерно на тех же основаниях, с точки зрения внешнего наблюдателя, что и любой храм Московской патриархии. Но при этом у нас на дверях висит табличка, где говорится о другой юрисдикционной принадлежности нашего храма, поэтому не идет речь ни о какой конфессиональной анонимности, уж не говоря о том, чтоесли кто-то причащается в нашем храме, то он причащается именно у нас, а не в Московской патриархии. Здесь должен быть сделан выбор. Это что касается истории нашего прихода.

В силу дальнейших обстоятельств, я был рукоположен в епископы Петроградские и Гдовские в 2008 году — тот же титул, который был у последнего признаваемого нами законного митрополита Петроградского Иосифа, который был в 1937 году расстрелян. И который в нашей Церкви почитается как святой мученик, а в Московской патриархии пока что не почитается.

А с чем связаны нынешние проблемы? Тут много разных уровней, но если говорить в общем, то у нас сейчас в государстве происходит некое изменение политической системы, которое касается также религиозной сферы. Мы все видим, что Московская патриархия (РПЦ МП — Русская Православная Церковь Московского патриархата) становится квази-государственной структурой. Конечно, она не может становиться государственной структурой de jure, а de facto происходит именно это. И естественно, что разные чиновники и вообще представители государства начинают воспринимать ее, Московской патриархии, интересы, как интересы более или менее государственные. И выстраивают свою собственную деятельность в соответствии с этим. И вот с этим связана, мне кажется, сейчас наша история.

И я бы в этой истории выделил два уровня. Первый, это уровень собственно возбуждения каких-то обвинений и деятельности в наш адрес Центра Э, разработки которого и легли в основу этих обвинений. И уровень более высокий, который связан с совершенно небывалой по своим масштабам кампанией в прессе, одних только телепрограмм было около десятка, в том числе по центральным каналам, такого просто не припомнить на религиозной почве.

Если говорить о Центре Э, то там есть общая структура этого Центра по всем регионам.

- Владыко, что такое Центр Э?

- Это особый, недавно созданный в рамках МВД департамент для противодействия экстремизму. Он имеет свою структуру какую-то, которая повторяется одинаково во всех регионах. И в этой структуре есть отдел по противостоянию религиозному экстремизму. Наряду с тем, что там есть отделы по другим видам экстремизма. А нельзя ведь сказать, что ситуация именно с религиозным экстремизмом во всех наших регионах одинакова. Понятно, что религиозный экстремизм — это ловить ваххабитов. А что делать в Санкт-Петербурге, где не хватает ваххабитов, которых к тому же еще и ФСБ, наверное, в какой-то степени ловит?

- Русская Православная Церковь Зарубежом — Церковь, созданная представителями белой эмиграции, во многом монархическая, не принимавшая экуменизм, который отличал, например, Бердяева, отца Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Льва Зандера, может быть, даже больше, которые были нацелены на экуменизм, сохраняли связь с Московской патриархией. Бердяев завещал ей свою виллу, она и по сей день принадлежит Московской патриархии. Зарубежная Церковь — это Церковь, скорее, не приемлющая либерализма и экуменизма. Насколько я понимаю, Вы, скорее, разделяете эти позиции. Так вот, ехидный вопрос: если бы Ваша Церковь пришла к власти, если бы восстановился или организовался тот идеальный порядок, который является Вашим личным идеалом и идеалом Вашего направления, по этому идеалу смогла бы существовать Московская патриархия, экуменисты, либеральные христиане, старообрядцы или в этот идеал входит представление о такой симфонии государства и Церкви, при которой инаковерующим и инославным делать нечего? То есть, не страдаете ли Вы от того, от чего бы другие пострадали, будь Вы на место Московской патрирхии?

- …. (сбой связи) могли бы устраивать в России тот государственный строй, который они бы захотели, то я думаю, что этот строй был бы светский, с последовательным отделением от государства всех вообще религиозных организаций. А религиозные организации пусть уже варятся в собственном соку, как они хотят и смогут. Поэтому в плане чисто политическом мы как раз стоим на либеральной точке зрения, что не должно государство вмешиваться в споры. Государство реально сейчас может быть только светским. А уж если оно светское, то тогда не надо никакой государственной Церкви.

(Вопрос слушателя относительно наличия крепостных у преп. Сергия Радонежского)

- Я сам сторонник, и у меня эта точка зрения выражена в книге "Русское православие между Киевом и Московой", которая вышла в 2009 г., что, несмотря на то, что в Церкви возможны разные пути монашеской жизни, правы были нестяжатели применительно к российской ситуации, а их оппоненты, в том, в чем они спорили с нестяжателями, совершили исключительно ошибки. И вся их деятельность, которая была против политики нестяжателей, пошла во вред русскому православию. Но это большая тема, и я в книге на ней остановился, а сейчас, наверное, невозможно развить.

(Ответ на обвинения в расколе и поддельных мощах, прозвучавшие от журналистки МК)

- Отец Иаков уже, по сути дела, ответил на все обвинения. Ложность мощей, которые выставлены в нашем храме, определяется Центром Э, то есть у нас милиция, да еще и по борьбе с экстремизмом, определяет подлинность мощей.

- А мощи у Вас брали на экспертизу?

- Нет, конечно, никто не брал. Они на глаз все определили. Зачем милиционерам брать мощи на экспертизу? Куда они их понесут?

(Вопрос о том, правда ли епископ Григорий (Лурье) "одевается как байкер")

- Это самое замечательное утверждение в прессе. Дело в том, что степень креатива именно этой статьи поразила всех, кто более или менее знал ситуацию. Потому что "в косухе" или "как байкер" не только я никогда в жизни не одевался, но даже около нашего храма людей в такой одежде почему-то не ходило. Так сложилось. Я бы, кстати, был не против, чтобы байкеры становились нашими прихожанами, но этого тоже не случилось. То есть, это просто какие-то "чертики" у нее в глазах. Или не у нее, а у ее информатора, я не знаю. Это просто качество журналистики показывает для тех, кто какие-то другие моменты может и не разобрать.

- А почему у Вас в храме свечи стоят дороже, если это правда?

- Да, у нас действительно свечи стоят дороже, зато основные требы, как, например, крещение, бесплатные. Потому что мы не хотели бы, чтобы нашими прихожанками становились бабушки, которым все равно в какую церковь ходить, и они ходят туда, где свечки дешевле. На самом деле, с точки зрения церковной выручки, безразлично, сколько стоят свечи, потому что люди тратят примерно одинаково на свечи. Но просто есть контингент таких бабушек, которые ходят в тот храм, где свечи дешевле. Но они ничем при этом не интересуются, кроме междусобойчика такого, а вот что надо причащаться, исповедоваться, и вообще как-то на службе стоять внимательно … это очень трудно в такой среде. А мы хотели бы наших прихожан, я позволю себе это слово, отучить ставить свечки, то есть немножко можно, а вот увлекаться этим не надо. В церкви нужно стараться слушать содержание богослужения, стараться причащаться и исповедоваться часто. Вот это действительно важно. И мы хотели бы переключить внимание наших прихожан от свечек на то, что действительно следует делать в Церкви.

- Заключили бы Вы владыку Исидора в тюрьму (который принял Флорентийскую унию)?

- Я бы его просто бы не принял в качестве митрополита, если бы от меня это зависело. Но, как я написал вот в этой книжке, про которую я уже говорил, "Русское православие между Киевом и Москвой", дело в том, что позиция великого князя была такая, чтобы подумать, принимать или не принимать унию. И там шла торговля, то есть надо было и не принимать, и принимать. То есть надо было его подержать под рукой, чтобы поторговаться с Патриархом и императором в Константинополе. Но пока там торговались, он сбежал в Тверь и там тоже еще задержался. То есть там очень много было политики. Но, на мой взгляд, конечно, унию принимать было нельзя, а митрополита Исидора надо было просто выслать из страны, не задерживая.

- Угрожает ли раскол (от РПЦ МП) безопасности страны? (ответ на реплику слушательницы)

- Что касается подлинности мощей и статьи о мошенничестве, то если что-то будет доказано относительно мощей, то тогда пожалуйста, но сейчас даже в официальных обвинениях Центра Э ничего этого не звучит, и другой программе Радио Свобода дал интервью представитель Центра Э, где он сам сказал, что относительно подлинности мощей никаких обвинений не предъявляется. Но я бы добавил к тому, что сказал он, что все-таки есть вопросы, на которые надо ответить, и мы, конечно, на них ответим.

А что касается того, что любое разделение от Московской патриархии является экстремизмом, то уважаемая собеседница сейчас высказала в простоте ту мысль, которую, конечно, постесняются высказать некоторые чиновники и работники правоохранительных органов, но которая у них созрела. Что да, сейчас можно расширить поле понимания экстремизма, которое никогда не отличалось определенностью, за счет людей, которые не имеют общения с Московской патриархией. Дальше можно думать о старообрядцах, и кто-нибудь там еще окажется. Действительно, такая точка зрения возможна, но она является абсолютно неправовой. Кроме того, конечно, я считаю, что она не здравая, и я очень надеюсь, что, несмотря на распространение сейчас среди правоохранителей и ряда чиновников этой точки зрения, здравый смысл возобладает, и в нашем государстве этой точке зрения будет дан отпор.

То есть одно дело, когда некая гражданка как понимает, так и говорит, частное лицо может иметь любые убеждения и заблуждения, но в плане государственном это очень опасная точка зрения, которая сейчас прозвучала в эфире, на мой взгляд.

- Не все части РПЦЗ объединились с РПЦ МП. Какие там произошли расколы?

- Я с удовольствием дам пояснение. Этот процесс объединения части Зарубежной Церкви с Московской патриархией пошел с начала 90-х годов, только он сначала был не очень заметным, а к концу 90-х он уже стал очень заметным, собственно после 2001 года, когда на соборе Зарубежной Церкви низложили Митрополита Виталия, первоиерарха тогдашнего, и избрали нового, но теперь уже тоже покойного Митрополита Лавра. И первое разделение на этом пути произошло в 1995 году, когда разделились Зарубежная Церковь и Российская Православная Автономная Церковь, к которой принадлежит наш приход. А после 2001 года еще образовался ряд организаций, всего их основных три, а скорее даже пять, которые между собой не имеют официально общения, а реально мы друг друга признаем. Мы считаем, что у нас одна и та же вера, у нас хорошие отношения между клириками и мирянами, и, несмотря на отсутствие пока каких-то документов соответствующих, миряне и монашествующие причащаются друг у друга.

Это Русская Истинно-Православная Церковь с центром в Омске, во главе с Архиепископом Тихоном Омским. И бывшие витальевцы, в частности, это церковь во Владивостоке, где владыка Анастасий. И сейчас самые последние, которые остались после того, как в 2007 году произошло объединение, это часть Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Одесским Агафангелом (Пашковским).

- А в цифрах Вы могли бы сказать, сколько приходов соединилось с Московской патриархией, а сколько остались вне этого процесса?

- Если брать за всю историю, то, возможно, где-то 60-70 % объединились с Московской патриархией. Дело в том, что то, что было на территории СНГ, в подавляющем большинстве, за совсем небольшим исключением, объединяться с Московской патриархией, естественно, не стало, потому что они затем и входили в свое время в Зарубежную Церковь, чтобы не быть в Московской патриархии. Это касается не только России, но и Украины, и других стран бывшего СССР. А что касается дальнего зарубежья, то таким форпостом неприсоединения к Московской патриархии стала, прежде всего, Южная Америка. А также старейший во Франции Леснинский монастырь, он в юрисдикции Архиепископа Тихона Омского. Есть, конечно, приходы и в Северной Америке — в США, в Канаде, в Австралии, в Германии и вообще в Северной Европе.

- Ваше отношение к секуляризации? Сторонник ли Вы введения в школах Закона Божьего или Основ православной культуры?

- Я сторонник секуляризации, и я категорический противник Закона Божьего в школах, потому что это способ отвадить детей от веры в Бога. Потому что то, что преподается в школе в обязательном порядке, если это идеология, тем более, если это такие интимные вещи, больше чем идеология, как вера, это, конечно, вызывает огромный вред. Но сейчас, если говорить о стадии этого эксперимента по преподаванию религии в школах, которая у нас сейчас проходит, то я вижу много поводов для сдержанного оптимизма. Потому что светская этика, по-моему, является вполне нормальным курсом, который никому не повредит, а история разных религий — она тоже, по-моему, является вполне нормальным курсом, который может развивать мировоззрение ребенка, не навязывая, в то же время никакого религиозного выбора. То есть я сторонник обоих этих предметов, в принципе.

Звонок из Краснодара:

- Как найти Ваш храм в Петербурге, чтобы причаститься?

- Легче всего найти страничку нашего храма Интернете: набрать в любом поисковике "храм святой Елизаветы в Петербурге" и там есть карта, где указаны маршруты транспорта. Это находится на углу Светлановского проспекта и улицы Академика Байкова, напротив Северного рынка еще можно сказать. Как проехать? Это близко от станций метро "Политехническая" и "Академическая".

(По поводу обвинений в отпеваниях в морге, которые делались священниками не Московской патриархии)

- В Петербурге существует общая практика, что во многих моргах действительно отпевают. Но в том морге, который находится рядом с нашим храмом, как правило, отпевал священник Московской патриархии. И только в редких случаях, относительно редких случаях, отпевал священник из нашего храма. Но там не было, вопреки тому, что говорил Центр Э, утверждений, что отпевает священник Московской патриархии. Действительно, там висела табличка, что благословлены митрополитом Иоанном в этом морге отпевания. Она висела с тех пор, как было дано это благословение. Но что отпевают именно священники Московской патриархии или что часовня Московской патриархии, в морге никогда такого не были и быть не могло, потому что она, собственно говоря, собственность морга, эта часовня. А если люди приходят, и хотят, чтобы их родственника отпел православный священник, то они, как правило, хотят православный обряд, а не то, чтобы Московский Патриарх был за всем этим за кадром, то есть такая постановка вопроса, она подменяет вопрос о православии, вопросом о юрисдикции Московской патриархии.

Сейчас Московская патриархия хочет поставить дело так, будто она дает сертификат на православие. Что если без нее, то тогда вы оказываетесь в каком-то море несертифицированного и подразумевается, что мошеннического, псевдо-православия. Но мы имеем абсолютно такие же права совершать те же самые обряды.

(Об убийстве о. Александра (Жаркова), как это изложено в статье в МК)

- В данном случае факты действительно изложены правильно, а то они часто перевираются в этой статье. Следствие ведется до сих пор. И из моих недавних разговоров с соответствующими сотрудниками МВД, не теми, которые ловят несуществующих экстремистов, а с теми, которые ловят действительно убийц, следует, что они и сейчас надеются на какое-то раскрытие этого дела.

Конечно, у нас есть какие-то гипотезы. И дело это не закрывается за сроком давности. Но если говорить на данный момент, то дело это не раскрыто.

И причины здесь, конечно, не в том, что кого-то могли убить за переход в Зарубежную Церковь. Дело в том, что отец Александр не просто перешел в Зарубежную Церковь, но он сделал так, чтобы храм не остался в Московской патриархии, где он юридически никогда и не был.

И когда стало ясно, что Московская патриархия без отца Александра, то есть новый настоятель, который там оказался, не смог осуществлять богослужения в этом храме, то храм был закрыт строителями, которые на этот момент были собственниками этого здания. И юридически на тот момент не было возможности оспорить это решение — попытались оспорить и убедились, что невозможно. То через некоторое время после этого только отец Александр был убит. Если оставаться только на правовой точке зрения, то дальше у нас знаки вопросов, я дальше ничего говорить не могу. Но, конечно, у меня есть некоторые предположения, что там происходило дальше.

- Пасха этого года для Вас отличается от предыдущих лет? Как Вы подбадриваете себя и Ваших прихожан?

- Она для меня ничем не отличается от предыдущих лет. Все эти годы мы готовились к тому, что будет какой-то штурм нашего храма. И никогда мы не чувствовали, что будет гарантия того, что мы доживем до очередной Пасхи в этом храме. И то, что такая ситуация рано или поздно возникнет, причем с возбуждением против меня уголовного дела, потому что без этого по нашим неписанным правилам никак, это не вызывало никаких сомнений. Поэтому сейчас я даже испытываю некоторое облегчение, что эта история уже вошла в определенные рамки.

Источник: "svobodanews.ru", 27 марта 2010 г.


    В сюжете:

18 мая 2010, 16:32  
Сюжет программы российского телевидения "Человек и закон" о епископе Григории (Лурье) не привел к усилению гонений на петербургский приход РПАЦ
20 апреля 2010, 12:22  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О страхе и предательстве как норме церковной жизни. Слово в Неделю Святых Жен-Мироносиц (5/18.04.2010)
14 апреля 2010, 20:00  
СЕТЕВОЙ НАВИГАТОР: Откуда нисходит огонь по НТВ, чем опасен о. Носорог и кто демонстрирует мощи майора Дымовского. Обзор православной блогосферы на Светлой седмице
10 апреля 2010, 11:00  
ENGLISH VERSION: Excerpts from the Interview of Bishop Gregory (Lourie) on Radio Liberty
06 апреля 2010, 13:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: О чем молится мистер Путин? Борьба российских спецслужб с ветряными мельницами привела к тому, что подлинные экстремисты взорвали бомбу у фундамента главного офиса ФСБ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования