Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 ноября 2008, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Против кого дружины? Незаконные православные формирования будут зачищать российские города от недовольных социальных элементов эпохи кризиса


Политическая интуиция – признанное достоинство высшего руководства Московской патриархии. Когда-то благодаря этой интуиции патриархия появилась на свет в своем нынешнем виде. В особенности большое значение эта интуиция приобретает во времена социальной напряженности, когда достигает своего пика недовольство общества социальной незащищенностью, неустроенностью, нищетой, огромной инфляцией, увольнениями тысяч людей.

Мировой финансовый кризис, который особенно ударяет по разного рода "сырьевым придаткам", создает идеальные условия для обостроения социальной напряженности. Естественно, что в ожидании брожения толп безработных и просто нищих россиян и гастарбайтеров замглавы Отдела внешних церковных связей МП протоиерей Всеволод Чаплин предложил создавать совместно с МВД православные формирования (пока точно не известна степень их вооруженности) - дружины, к которым, "по благословению", смогут примкнуть и верующие "традиционных" религий – мусульмане, буддисты и иудеи.

Большинство экспертов восприняли это предложение о. Всеволода как его очередной ярко-алый "лоскуток", из разряда тех, что не стоит рассматривать серьезно. Однако слова руководящего работника ОВЦС МП на сей раз – это отражение реальной социальной позиции патриархии, которая касается конкретных граждан. Этакий пробный камушек, брошенный в колодец, с целью проверить насколько высоко поднялся уровень народного недовольства. Это, вероятно, входит в негласные  обязанности "соловья патриархии" - зондировать общественное мнение, высказывая некие небесспорные или провокацонные предложения. Церковные иерархи так редко напрямую обращаются к гражданам (за исключением несколько искусственной пиар-работы "с рокерами"), а не к чиновникам, что инициативы о. Чаплина стоит признать революционными.

Итак, систематической работы среди низов общества представители Московской патриархии не ведут. Сложно представить себе, чтобы Церковь стала организатором социального рабочего движения, как это стало происходить в середине XIX века в католическом мире. Несмотря на всю спорность и трудности участия служителей Церкви в рабочем движении с его социалистическими идеями, это оживило миссионерскую работу и приблизило приходы к обществу, а не отделило от него. В сложные периоды господства жестокого капитализма многие на Запада и в Латинской Америки нашли реальную поддержку в Церкви. Католики по праву гордятся деятельностью святого дона Джованни Боско, его курсами для рабочих и приходами для подростков. В силу отсутствия такого рода деятелей в РПЦ МП, отсутствия и самого осознания необходимости такой деятельности в пограничные периоды истории, в рамках РПЦ МП будут появляться попы Гапоны – маргиналы с шальными идеями. Гапон живет с рабочими, живет их интересами, но его цели стихийны – то он хочет низвергнуть самодержавие, то наоборот. Как отмечал в своих воспоминаниях священник Гапон, "если бы царь принял нашу петицию, я упал бы перед ним на колени и убедил бы его при мне же написать указ об амнистии всех политзаключённых. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Общее ликование. С этого момента я – первый советник царя и фактический правитель России. Начал бы строить Царство Божие на земле". С другой стороны, в царской России, особенно на фабричных приходах, возникали конфликты между священниками и рабочими, когда рабочие прерывали проповеди в храмах, требовали справедливости, а священники угрожали полицией.

В современной России социальная позиция православных священнослужителей – идеологов РПЦ МП, таких, как, к примеру, тот же отец Всеволод Чаплин, - является смешением отдельных социальных идей, естественных для гражданского общества, и охранительных стереотипов, свойственных духовенству царской России, состоящему на службе у государства. Это значит, что официальные представители РПЦ МП хотят быть предводителями социального движения, то есть вести за собой общество, но при этом всегда готовы "позвать полицию", а еще лучше (в условиях, когда и полиции-то дееспособной нет) - организовать свои собственные дружины.

Характерно, что идея о. Всеволода Чаплина создать народные православные дружины вызвала возмущенную реакцию, даже несмотря на то, что замглавы ОВЦС МП не конкретизировал особенно свое предложение и не разъяснял, как эти дружины должны действовать и каков будет их статус. В целом критику Московского бюро по правам человека, других правозащитников, депутатов Госдумы РФ вызвало на самом деле только одно – такие дружины могут привлечь кого угодно и ради каких угодно целей, в том числе и экстремистского характера. И это совсем не оттого, что будущих молодых дружинников чему-то плохому может научить лично протоиерей Всеволод Чаплин, призвавший их бороться с уличными бандами. Все оттого, что масса рабочего люда, существующая на окраинах Москвы и области, куда ночью сам отец Всеволод вряд ли осмелится поехать, может быть направлена в любое русло. В присутствии отца Всеволода рабочие дружинники могут казаться православными, а что будет на утро – неизвестно.

Массы недовольного населения в России очень легко расстаются с верой. Историки приводят слова из воспоминаний посла Франции Мориса Палеолога, который описывал похороны павших во время революции в апреле 1917 года на Марсовом поле в Петрограде: "Великий национальный акт свершился без участия Церкви. Ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста! Одна только песня: рабочая "Марсельеза" … Всего несколько дней тому назад эти тысячи крестьян, солдат, рабочих, которых я вижу проходящими теперь передо мной, не могли пройти мимо малейшей иконы на улице без того, чтобы не остановиться, не снять фуражки и не осенить груди широким крестным знаменем. А какой контраст сегодня?" По сравнению с 1917 годом контрастов в городах только прибавилось – кто может сказать, сколько этнических и религиозных обид возникнет, когда православная группировка будет патрулировать и "охранять" людей в районе Марьино или Южном Бутово?

Между тем, отец Всеволод Чаплин совсем не утопист. Его последователи, будущие дружинники, "нашисты", думают о том же, о чем и отец Всеволод Чаплин. Возьмем самые распространенные ксенофобские идеи и сравним, например, с тем, что написано в бессмертных "Лоскутках" отца Всеволода Чаплина.

Возмущенные подростки думают, что Россия должна быть страной по большей части русской. Отец Всеволод как раз и пишет: "России вряд ли прожить без привлечения в страну новых людей. Но кого привлекать? В первую очередь, конечно, русских и русскоязычных людей из стран "ближнего зарубежья". Они готовы трудиться и жить для России – надо только создать человеческие условия. И не надо бояться привлекать людей по принципу крови, языка, культуры".

Подростки полагают, что все эти чужебесные слова "толерантность", "демократия", "права человека", "гуманизм" – пустые, придуманные политиками, на эти слова даже внимание не надо обращать. Отец Всеволод полностью поддерживает националистов. Он полагает, что демократия, многопартийная система или выборы – вообще не для России, поскольку у нее есть "соборность", сводящаяся к покорному добровольному восхищению народа властью. О. Чаплин пишет: "Государству не следует стесняться активно помогать такой интеграции – через язык, культуру и, конечно, православную веру...Конечно, насаждать веру грубой силой – не по-христиански. Но ни один христианский народ не был создан без настойчивого воспитания и проповедания, без насаждения веры, совершаемого обществом через механизмы его самоорганизации". Веротерпимость отец Всеволод считает ложной западной идеей. По его мнению, "когда "толерантность" пытаются вколоть под черепную коробку или поставить на алтарь, когда она становится синонимом релятивизма и индифферентности, – православные христиане не должны молчать, а тем более поддакивать".

Подростки полагают, что у нашей страны есть враги (может, даже только враги), и с ними надо беспощадно бороться, так как они хотят нас подчинить. Отец Всеволод пишет: "Увидев в земных делах высший смысл, мы забываем про лень, болезни и вознаграждение. Видать, не случайно Запад нас так боится. Не случайно он готов вложить огромные силы и средства, только чтобы сделать нас похожими на себя, "изменить" наше сознание".

Радикальная молодежь видит угрозу в исламе и готова с ней бороться. Отец Всеволод пишет: "Западная Европа, похоже, утратила смысл жизни и идентитет. Если это действительно так, если проснуться не поможет даже вызов ислама, то европейцам не помогут ни армия, ни полиция, ни деньги, ни паспорта с чипами. Европа останется за скобками истории. Мы подарим ее мусульманам".

"Секты" в представлении большинства населения – нечто странное и страшное, "сектантская" угроза сродни западным спецслужбам, и с этим надо бороться. Отец Всеволод, не раз выступавший против присутствия миссионеров, в том числе, и других христианских Церквей в России, пишет: "Мы обличаем сектантов за то, что они пристают к людям на улицах. И правильно делаем. Безнравственно и неприлично навязывать веру приемами типа "Эй, милый, позолоти ручку, дай погадаю".

Для молодежных группировок – пацифизм является непростительной слабостью, с которой надо бороться. Отец Всеволод пишет: "Чтобы обнаружить неправду пацифизма, надо предложить его приверженцам создать где-нибудь свое государство – без армии, без полиции, без пограничников. Через несколько дней они падут жертвой злоумышленников и волей-неволей придут к необходимости себя защищать".

Подростки презирают интеллигенцию и считают ее представителей либо западными шпионами, либо инфантилами, оторванными от жизни. Отец Всеволод не раз обвинял интеллигенцию в злостной привычке копировать западные модели: "Наша интеллигенция часто пытается сделать народ счастливым без его воли, даже вопреки его воли. Это одна из проблем, которую надо поставить перед страной".

Политкорректность по отношению к различным группам населения – глупость, которую надо игнорировать, считают представители радикальных молодежных сообществ. Отец Всеволод пишет: "Сегодня заботятся о том, как бы кто не сказал лишнего, например, о гомосексуалистах или нацменьшинствах. Завтра - через "образование" - попробуют контролировать мысли. В итоге я не думаю, что мы будем более счастливы, чем люди "мрачного" Средневековья".

Идея просвещения недоступна радикальной молодежной идеологии – надо не просвещать, а действовать, желательно силой. Отец Всеволод пишет: "Не стоит ждать, пока все люди вокруг нас станут способны к самостоятельному размышлению о смысле жизни. Боюсь, этого не случится никогда. Кому-то надо просто сказать, громко и ясно: делай так и не делай иначе. Сказать десять, сто, тысячу раз, повторив это в школе и с телеэкрана. Иначе просто не поймут". Говоря об истории России, о. Чаплин заявляет: "Нам дан урок на будущее: защищать веру, защищать ближних нужно бесстрашно и безжалостно к врагам".

Стоит отметить, что представитель Церкви нашел путь к сознанию "патриотической" молодежи, в том числе, скорее всего, и к мышлению радикально настроенных подростков. Описанные категории подросткового мышления, действительно, сближают в каком-то смысле Церковь и молодежь. Однако подростковое мышление склонно быстро, порой молниеносно меняться, как в положительную, так и в отрицательную сторону. К примеру, в рамках православных дружин эти подростковые комплексы могут стать основой для национализма, или же просто для защиты государства ото всех недовольных социальной политикой власти – в случае любого бунта безработных православная дружина (особенно если ее чуть-чуть подкормят) спасет чиновников. Остается одна надежда – на взросление подростков, что произойдет обязательно и естественным образом. Настоящая проблема заключается в другом – отказываются взрослеть идеологи подростков.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

15 декабря 2008, 15:00  
Московское "Яблоко" выступило против "православных дружин"
12 декабря 2008, 17:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Православный талибан. Православная народная дружина начала патрулировать улицы Москвы
05 декабря 2008, 11:48  
Пикет протеста против православных народных дружин прошел в центре Москвы
03 декабря 2008, 12:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: РПЦ МП предлагает создать православные народные дружины. Комментарий психотерапевта, кандидата медицинских наук Марка Сандомирского
02 декабря 2008, 13:47  
Православным нужно уделять внимание более глобальным задачам, нежели создание народных дружин, считает член президиума ООД "РИН" Фатых Гарифуллин
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования