Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 июля 2008, 18:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Рано сдавать в архив. 30 июля 1968 года состоялось позорное синодальное судилище над архиепископом-исповедником Ермогеном (Голубевым), самую активную роль на котором сыграл архиепископ Алексий (Ридигер)


Мы живем во время тяжелейшего церковного кризиса. Причин у него множество, но важно выделить основную. И она заключается, прежде всего, в том, что начиная с 1927 года, во время массовых коммунистических гонений, когда на Голгофу шли сотни и тысячи российских христиан, в то же самое время было заложено начало обесцениванию среди "лояльных" православных христиан подвигов мученичества и исповедничества. Тотальное истребление тех христиан, которые отказались поклониться коммунистическому зверю, привело к тому, что выживали наиболее гибкие, для которых основной ценностью оставалась способность к приспособлению. Поэтому столь трудно жилось в послевоенной атмосфере РПЦ МП тем подвижникам, которые, пройдя тюрьмы, лагеря и ссылки, чудом выжили, оставаясь верными заветам Христа.

На них смотрели как на белых ворон их же "собратья", их ненавидели и продолжали гнать, поскольку исповедники отказывались жить по законам мира сего. Но даже среди них архиепископ Ермоген (Голубев) вызывал изумление. Он воистину оказался чужим среди своих. Владыка Ермоген, приговоренный к расстрелу в 1931 году, едва не умерший в лагере, скитавшийся во время войны по Армении, а потом по Средней Азии, был воином Христовым. Став епископом Ташкентским и Среднеазиатским, он развернул в своей епархии небывалое в советские времена строительство храмов, не боялся столкновений с уполномоченными по делам религии, отстаивая интересы Церкви. Он был блистательным тактиком, выигравшим не одно сражение с богоборческой властью. Своей жизнью и деятельностью в Ташкенте, Омске и Калуге, где архиепископ Ермоген последовательно возглавлял епархии РПЦ МП, он делом опровергал трусливое мнение той части церковных людей, которые считали, что против нового гонения, развернувшегося в 1958 году, уже ничего нельзя сделать.

Дождавшись свержения Хрущева, архиепископ Ермоген обратился в 1965 году с письмом к Патриарху Алексию I (Симанскому) с просьбой пересмотреть дискриминационные решения так называемого Архиерейского Собора 1961 года, которые поставили священника на уровень наемника общины. Ермогена поддержали девять епископов Русской Православной Церкви Московского патриархата. Это был первый в истории Московской патриархии послевоенного советского периода протест такого масштаба. И его архиепископу Ермогену не могли простить ни богоборцы из ЦК КПСС и Совета по делам религий при Совете министров СССР, ни верные им епископы, сохранявшие неограниченную верность богоборческим властям. 30 июля 1968 года они пригласили уже ссыльного владыку Ермогена в Москву и устроили над ним судилище, которое можно сравнить лишь с тем позорным судилищем, которое по приказу Иоанна Грозного устроили епископы над святым митрополитом Филиппом (Колычевым) в ХVI веке.

В 1927 году архимандрит Ермоген примкнул к митрополиту Сергию (Страгородскому), приняв его "Декларацию". С ним разорвали отношения близкие друзья, вместе с которыми он отбывал первое тюремное заключение и ссылку. Однако к нему с уважением относился Патриарх Алексий (Симанский), который хиротонисал его в епископы в 1953 году. Гонение на РПЦ МП, которое советские богоборцы с новой силой воздвигли в 1958 году, заставило архиепископа Ермогена пересмотреть свое отношение к церковной политике митрополита, впоследствии Патриарха Сергия (Страгородского). Многие из выживших епископов искренне почитали митрополита Сергия "мудрым и дальновидным политиком", который сумел установить почти "симфонические" отношения с богоборческой властью. Новые гонения заставили многих епископов и российское духовенство вновь вернуться к опыту исповедников 30-х годов и пересмотреть свою точку зрения на церковную политику митрополита Сергия. Уже находясь на покое в Жировицком монастыре, имея возможность еще раз перечитать доступные ему "Деяния" Поместного Собора 1917-1918 годов, владыка Ермоген постепенно пришел к выводу, что Московская патриархия несет заслуженные кары, отступив от соборных решений. Результатом этих размышлений и стала подготовленная архиепископом историко-каноническая и историческая справка "К 50-летию восстановления патриаршества в России". Владыка понимал, что политика Патриарха Алексия (Симанского) является логическим продолжением политики его предшественника Сергия (Страгородского). Поэтому он призывал Патриарха и епископат вернуться к важнейшим решениям Поместного Собора 1917-18 годов.

Советские епископы не могли простить владыке Ермогену его историко-каноническую и историческую справку "К 50-летию восстановления патриаршества в России". В ней владыка впервые поставил вопрос о каноничности существования той "ветви" Русской Церкви, которая отступила от решений Поместного Собора 1917-18 годов, никем никогда не отмененных. Изучая этот документ, приходится учитывать, что опальному владыке не были доступны в полном объеме "Деяния" Поместного Собора. Но многое он хранил в памяти, поскольку знакомился с ними по мере их опубликования еще в 1917-18 годах. Видимо, поэтому в его справке не указаны важнейшие отступления от решений этого Собора. Справедливо критикуя Священный Синод РПЦ МП за то, что он не созывает регулярных Соборов и практикует частое перемещение епископата в угоду властям, владыка ни словом не упомянул о двухпалатном принципе управления Церковью, принятом на единственном в ХХ веке законном Поместном Соборе. Наряду со Священным Синодом на нем был учрежден Высший Церковный Совет, в состав которого входили, наряду с епископами, монахи, белые священники и миряне. Председателем Синода и Высшего Церковного Совета являлся Патриарх.

Архиепископ Ермоген выступил как выдающийся и строгий канонист. Он справедливо указал: "Нужно признать, что Собор 1945 года, несмотря на свою парадность, был неглубок по своей канонической мысли. С точки зрения канонического права непонятно отношение Собора 1945 г. к Собору 1917-18 гг. Ведь для того, чтобы открылась каноническая возможность к новому церковному законотворчеству, Собору 1945 года необходимо было бы сперва отменить соответствующие определения Собора 1917-18 гг. Отменило ли "Положение" 1945 года канонические определения Собора 1917-18 гг.? Нам неизвестен такой акт. Но одно несомненно, что определения Собора 1917-18 гг. находятся на более высоком каноническом уровне, чем принятое на Соборе 1945 года "Положение". Определения Собора 1917-18 гг. ясно регламентируют канонический правопорядок в нашей Церкви в полном согласии с канонами Вселенских и всецерковного значения Поместных Соборов".

Эта Справка появилась почти одновременно со знаменитым открытым письмом священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, также направленным Патриарху Алексию (Симанскому) и всем архиереям РПЦ МП, в котором поднимаются, по сути, те же вопросы, что и в Справке владыки Ермогена. И не случайно на заседании Синода 30 июля 1968 г. его участники так интересуются контактами архиепископа Ермогена с диссидентствующими священниками Эшлиманом и Якуниным.

К сожалению, последующие Поместные Соборы РПЦ МП 1971, 1988 и 1990 годов так и не нашли возможности рассмотреть те проблемы, которые были поставлены архиепископом Ермогеном перед Патриархом и Священным Синодом и которые не утратили своей актуальности и по сей день. Верю, что недалеко то время, когда, наконец на очередном Поместном Соборе встанет вопрос о приведении жизни Русской Церкви в каноническое соответствие с решениями Поместного Собора 1917-18 годов.

30 июля 2008 года исполняется 40 лет со дня позорного судилища, которое было устроено Священным Синодом РПЦ МП над исповедником архиепископом Ермогеном. Патриарх Алексий I, с уважением относившийся к архиепископу Ермогену, отказался принимать участие в судилище. Лишь двое из епископов, принимавших участие в том позорном действе, дожили до наших дней. Оба они стали Патриархами: Алексий II(Ридигер) и Филарет (Денисенко). По иронии судьбы редколлегией "Православной энциклопедии" аккурат в июле 2008 года подготовлен очередной том на букву Е. В его состав входит статья об архиепископе Ермогене. Предыдущие тома выходили без задержек. Этот же том был задержан по указанию свыше. "Портал–Credo.Ru" впервые опубликовал полную стенограмму заседания Священного Синода 30 июля 1968 года, на котором 40 лет назад решалась судьба опального епископа. Она хранится в Государственном архиве Российской Федерации в фонде Совета по делам религий. В примечаниях даны биографические справки о некоторых забытых или малоизвестных епископах, принявших участие в июле 1968 года в заседании Священного Синода.

Николай Шеметов,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

30 июля 2008, 18:30  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Рано сдавать в архив. 30 июля 1968 года состоялось позорное синодальное судилище над архиепископом-исповедником Ермогеном (Голубевым), самую активную роль на котором сыграл архиепископ Алексий (Ридигер)
30 июля 2008, 16:47  
АРХИВ: Стенограмма разбора дела архиепископа Ермогена (Голубева) на заседании Священного Синода 30 июля 1968 года
11 апреля 2008, 18:15  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Кто пришел помянуть архиепископа Ермогена? Спустя 30 лет после смерти одного из самых ярких иерархов советского периода на его скромной киевской могиле собралась небольшая группа православных во главе с о. Глебом Якуниным
09 апреля 2008, 12:36  
БИБЛИОТЕКА: Архиепископ Ермоген (Голубев). Автобиография. Из письма владыке Иоанну (Лавриненко). [документы]
08 апреля 2008, 19:10  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Престол в катакомбах. Архиепископ Ермоген пытался отстоять минимальную свободу Церкви в рамках "выполнения советских законов". Последние годы показали, что свобода эта определяется не только внешними обстоятельствами…
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования