Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 сентября 2007, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Субботний год: Покой нам только снится... Следующая ракета, выпущенная по Израилю из Газы, вполне может быть изготовлена на средства, вырученные от сверхблагочестия отдельных правоверных иудеев


Если верить еврейскому молитвеннику, "в Новолетие приговор выносится, а в Судный День - запечатывается". Надо полагать, что в этом году раввины и сотрудники Главного раввината Израиля читали эти молитвы с особым чувством. Ибо как раз накануне нового 5768 года от сотворения мира против раввината был подан иск в Верховный суд. Причина жалобы – незаконный, по мнению истцов, отказ в выдаче удостоверений о кошерности.

Чтобы понять, откуда растут ноги у этого скандала, нам придется обратиться к истории. И начать, как водится, с Библии. А точнее, с библейских законов о субботнем годе: "И сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу" (Левит, 25: 1-7).

Согласно свидетельству Писания, в библейские времена евреи не слишком усердно соблюдали законы субботнего года. Однако во времена Второго Храма ситуация решительно изменилась: раз в семь лет палестинские евреи, как и предписано Законом, переставали обрабатывать землю.

Соблюдение этой заповеди было очень трудным, каждый раз община оказывалась на грани голода. В римских театрах даже было специальное представление, посвященное шмите: на сцену выводили верблюда, который начинал плакать под разъяснение дрессировщика, что бедное животное страдает от голода, поскольку у евреев субботний год, и они съели все колючки. Тем не менее, палестинская община героически хранила верность Закону. И лишь в III-IV вв. н.э. была вынуждена отказаться от этой практики в связи с непосильным бременем римских налогов.

Запреты субботнего года касаются только Земли Израиля, причем в наши дни – только тех ее областей, где первоначально поселились евреи, вернувшиеся из Вавилонии при Зерубавеле и Ездре. Поэтому с исчезновением еврейского сельского хозяйства в Палестине законы субботнего года утратили свою актуальность. B течение веков евреи практически не задумывались над этой проблемой. Однако в конце XIX века в Палестине вновь возникли еврейские сельскохозяйственные общины, созданные молодыми энтузиастами из России на деньги барона Ротшильда. Очередной субботний год выпал на 1889-90. И иерусалимские раввины потребовали, чтобы поселенцы, в соответствии с Торой, прекратили обрабатывать землю.

Для молодых колоний, едва вставших на наги, исполнение этого требования означало подписать себе смертный приговор. И поселенцы обратились к раввинам с просьбой найти какое-либо решение проблемы. Искомое решение было предложено раввином Эльхананом Спектором из Ковно (Каунас). Поскольку запреты субботнего года касаются только земли, принадлежащей евреям, Спектор предложил юридическую фикцию – на время субботнего года фиктивно продавать землю неевреям (подобно тому, как накануне Песаха евреи фиктивно продают нееврею квасное). Благодаря такому маневру еврейские фермеры получили возможность обрабатывать "нееврейскую" землю, формально не нарушая при этом Закон.

Предложение Спектора вызвало яростный протест многих ведущих раввинов, полагавших, что оно не соответствует нормам еврейского религиозного права. Однако тогдашний Хахам-Баши (формальный глава палестинского еврейства, назначаемый турками) поддержал идею фиктивной продажи земли (на иврите – "этер мехира") ради сохранения новых поселений. Позже эту практику одобрил также Авраам-Ицхак Кук, первый главный раввин Палестины. Ультра-ортодоксов, однако, их доводы не убедили, и они отказались покупать овощи и фрукты, выращенные в субботний год на "проданной" земле.

В результате в Израиле сложилась следующая ситуация: накануне каждого субботнего года Главный раввинат фиктивно продавал неевреям все еврейские сельхозугодья. В свою очередь, ультра-ортодоксы всякий раз разворачивали шумную кампанию против "этер мехира", призывая евреев покупать продукцию, выращенную неевреями. При этом, как водится, служение Богу неплохо сочеталось со служением мамоне: за сертификат, что их продукция и товары не содержат запрещенных, с точки зрения ультра-ортодоксии, плодов и овощей, раввины требовали и требуют немалую плату. К примеру, с владельца иерусалимского магазина, где мы покупаем цветы, за сертификат потребовали 2500 шекелей в неделю, а с его поставщиков – 10 тысяч в месяц плюс обязанность нанять на полную ставку инспектора-контролера с окладом 100 шекелей в час (израильская зарплата начальника средней руки).

Нынешний 5768 год также является субботним. Однако по сравнению с прошлым ситуация значительно изменилась, поскольку во главе Главного раввината оказался раввин Йона Мецгер, креатура духовного лидера ультра-ортодоксов раввина Эльяшева. Многие пытались понять, зачем Эльяшеву понадобился на этом посту человек со столь скандальной репутацией (среди прочего, Мецгера неоднократно обвиняли в нетрадиционной ориентации, непростительной для раввина так же, как, скажем, для православного священника). По одной из версий, своим избранием Мецгер обязан тому, что обещал уничтожить столь ненавистный ультра-ортодоксам "этер мехира".

Если это предположение соответствует истине, то Мецгер оправдал ожидания своего патрона. Правда, полностью отменить продажу земли он не решился, и накануне Новолетия все еврейские сельхозугодья были торжественно "проданы" друзу - офицеру израильской армии. Но, вместе с тем, Мецгер разрешил локальным раввинатам действовать по своему усмотрению в вопросе о том, признавать или не признавать кошерными плоды, выращенные в соответствии с "этер мехира".

Этот шаг имел незамедлительные последствия. Несколько местных раввинатов, контролируемых ортодоксами, немедленно объявили, что не дадут сертификата о кошерности тем производителям и торговцам, кто будет пользоваться плодами с "проданной" земли.

Именно это решение раввината и вызвало судебный иск, о котором мы говорили в начале комментария. Мотивы истцов вполне понятны – поскольку они полностью выполнили все условия, поставленные раввинатом для получения сертификата, налицо очевидное нарушение деловой договоренности. Как грустно заметил знакомый автора этих строк: "Антисемиты всегда утверждали, что еврейскому слову в делах доверять нельзя – и вот раввины, похоже, решили доказать, что это правда".

В настоящий момент Верховный Суд потребовал от раввината пересмотреть принятое решение. Покамест торговцы из мест, контролируемых ультра-ортодоксами, прибегают к различным уловкам – к примеру, магазины Иерусалима получают сертификат от раввината Мевасерет Цион, столичного города-спутника вроде Зеленограда под Москвой. Однако многие владельцы магазинов и ресторанов, опасаясь конфликта с ультра-ортодоксами, предпочитают отказываться от продукции с "проданной" еврейской земли, и покупают фрукты и овощи у арабов.

Пока неизвестно, чем закончится эта судебная тяжба. Однако если ультра-ортодоксам удастся победить, то последствия этого будут очень тяжелые. По словам как самих еврейских фермеров, так и независимых специалистов, прекратить на год обработку земли означает для них потерять все рынки. Так что отмена фиктивной продажи будет означать конец еврейского сельского хозяйства в Израиле.

В прошлом некоторые секторы еврейского хозяйства уже пали жертвой повышенного благочестия ультра-ортодоксов. Так, в 80-е годы израильские мукомольные фабрики перестали покупать пшеницу, выращенную на "проданной" земле. Образовавшуюся нишу немедленно заполнили импортеры. В результате пшеницу в Израиле сегодня выращивают только на корм скоту, а хлеб пекут исключительно из привозной муки.

Впрочем, ультра-ортодоксам эти доводы, похоже, не интересны. По их мнению, евреи должны следовать Закону (так, как они его понимают), а дальше хоть трава не расти. В лучшем случае из ультра-ортодоксального лагеря исходят совершенно утопические проекты: в конце XIX века они предлагали, чтобы в субботний год поселения содержал за свой счет барон Ротшильд, в наши дни – чтобы правительство выдало еврейским фермерам деньги на экспорт и реэкспорт сельхозпродукции из Эфиопии, etc.

Пока же от еврейского благочестия выигрывают, прежде всего, арабские крестьяне, как в Израиле, так и в соседних странах. Ибо поскольку нееврейская продукция является кошерной по всем мнениям, ультра-ортодоксальные организации уже заключили многомиллионные договоры о поставках овощей и фруктов с Иорданией и Палестинской автономией. В британских газетах было опубликовано несколько статей о подготовке к субботнему году... в секторе Газа. Тамошние крестьяне ожидают солидных барышей, и лишь шутливо сетуют, что шмита у евреев – не каждые два года. Некоторые специалисты полагают, что рост товарооборота с Израилем косвенно способствует уменьшению террора. Однако даже если и так, нет сомнений, что львиная доля доходов от субботнего года осядет на счетах ХАМАС и других террористических организаций.

Так что следующая ракета, выпущенная по Израилю из Газы, вполне может быть изготовлена на средства, вырученные от сверх-благочестия отдельных правоверных иудеев.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования