Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 декабря 2006, 19:20 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Коса и камень. Православные и протестанты судятся за правду в Ярославле. Пока выигрывают протестанты, слишком уж скандален их оппонент


В царское и советское время в России протестантов судили и у них фактически не было никакого права на защиту. До революции 1917 года баптисты и евангельские христиане являлись для чиновников представителями "русского сектантства", влияние которого надо контролировать и ограничивать. При советском режиме были протестанты, лояльные власти, и диссиденты, то есть те, кто отказывался идти на сделку с совестью: регистрироваться в органах власти, сотрудничать с уполномоченными по делам религий, не проповедовать о Христе на работе и улице и т.д. В новейшей истории России лишь в последние годы стало появляться уникальное для российской истории явление – суд, где протестанты на равных судятся с православными, где и те, и другие обвиняют друг друга, пытаясь добиться справедливости. Религиозно-юридический спор увлекает обе стороны, причем и одна, и другая нападает. Православные повторяют путь дореволюционных охранителей казенного благочестия, привыкших, что "сектанты – это ничтожно малая часть крестьянства и дворян", но евангельское "сектантство" постперестроечного времени – это уже разлившееся море по сравнению с дореволюционным.

Впервые представители пятидесятнической церкви "Церковь Божия" в Ярославле стали непосредственно судиться с самым известным "сектоведом" России профессором Александром Дворкиным только в 2005 году. Надо отметить, что инициаторами суда, по сути дела, были не пятидесятники, а профессор Дворкин, но ярославская церковь и газета "Екклесиаст" приняли вызов. Осенью 2005 года Александр Дворкин сам обратился с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации в Пресненский суд г. Москвы, однако суд отправил дело на рассмотрение в Ярославль. 22 сентября 2005 года Центр св. Иринея Лионского, который возглавляет Дворкин, распространил заявление, из которого следовало, что истец будет принимать активное участие в процессе: "Готовящийся процесс станет первым в России, когда активно распространяющееся и растущее сектантское неопятидесятническое движение будет вынуждено ответить за клевету, которую оно распространяет в своих публикациях. Давно пора и призвать сектантов к ответу за разжигание ненависти к Православию и надругательство над религиозными чувствами православных христиан, которые с периодичностью появляются в их региональных СМИ. Центр Религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского продолжит информировать общественность об этом процессе". Однако некоторое время Дворкин игнорировал судебные заседания, и лишь осенью 2006 года на процессе стали выступать свидетели, и появился сам "сектовед".

Профессор Дворкин просил признать недостоверной информацию, опубликованную в ряде ярославских газет и обязать ответчиков в лице редакции газеты "Золотое кольцо" и Объединения церквей христиан веры евангельской Ярославской области, которое издаёт газету "Екклесиаст", публиковать опровержение. Истец выделил такие цитаты в статье "Гапон Второй" ("Екклесиаст", № 10 (83), 2003): "Этот борец с прозелитизмом перекрестился из иудаизма в православие в 1980 году в Нью-Йорке. В 1983 году, после женитьбы на американской подданной, благополучно получил американское гражданство, в котором состоит до сих пор"… "Когда в 1997 г. "профессору" захотелось просветить студентов факультета журналистики МГУ на предмет своей деятельности, он получил от ворот-поворот с объяснением — "отсутствие образовательного уровня (степени магистра), необходимое для ведения преподавательской работы на факультете" и т.д. В газете "Золотое кольцо" (№ 200, 2003) "сектоведа" возмутили, например, такие слова: "Для красного словца выдергивал из контекста стихи из Библии, оперировал бездоказательными фактами, использовал те же методы обработки сознания, в которых обвинял сектантов. Все эти приемы хорошо отработаны, ведь он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни по всей стране: после его визитов вспыхивали межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах нашей страны". В конце концов, Дворкин заключил мировое соглашение с газетой "Золотое кольцо", которая опубликовала его интервью "Сектанты любят оранжевое" и принесла свои извинения профессору. А 13 декабря 2006 г. судья вынес решение по иску Дворкина к пятидесятнической газете "Екклесиаст", в котором фактически подтвердил большую часть опубликованной пятидесятниками информации.

Прежде всего, ярославский процесс, как и те суды, которые могут за ним последовать, свидетельствуют о том, что гражданское мировоззрение российских протестантов значительно изменилось по сравнению с концом 1990-х годов. Тогда уважение и пиетет перед православной Церковью в целом, и перед любыми ее представителями в частности, даже если они способствовали гонениям на евангельские группы, были непререкаемы. Сейчас в сознании многие лидеров общин произошло своеобразное разделение – восприятие самой Церкви и православной культуры отделилось от восприятия православных клерикалов, ориентированных на национализм и ксенофобию. Самосознанию протестантизма и в 1990-е годы было свойственно четкое представление о том, что Россия должна быть европейской демократической страной с рыночной экономикой и честными выборами. Теперь же протестанты стали оценивать и православных с точки зрения соответствия свободному гражданскому обществу. Такая гражданская идеология, видимо, ассоциируется в сознании Дворкина и подобных ему с оранжевым цветом. В первую очередь, в поле зрения протестантов попали именно "сектоведы", потому что они сами в десятках регионов России критикуют растущие протестантские общины, часто в оскорбительном тоне.

Готовность пятидесятников судиться с православными "сектоведами" проявилась и в том, что статьи в газетах "Золотое кольцо" и "Екклесиаст" были написаны не в обычном для протестантов благодушном ключе, мягко обличающем недостойных представителей православной Церкви. В статьях содержались выпады против личности Дворкина, приводились подробности его личной жизни, подчеркивалась его необразованность, сомнительность этого человека и его деятельности. Пожалуй, никогда ранее протестанты не пользовались столь открыто и публично такими же приемами, какие против них используют сами антикультисты или "сектоведы", представляющие пасторов как личностей с недоказанным преступным прошлым, с корыстными связями и побуждениями. Однако этому можно дать простое объяснение – сами "сектоведы" часто не интересуются смыслом вероучения "неопятидесятников" и харизматов, предпочитая рассказывать сказки о том, кто и как якобы собирается с их помощью захватывать власть. Если в изложении "сектоведов" истории "нетрадиционных" религиозных движений" – это детективы и даже боевики, то в изложении протестантов – деятельность "сектоведа" похожа на неудачную мелодраму.

С точки зрения стороннего наблюдателя, отношения протестантов и православных вполне отражают религиозную ситуацию в стране и реальное соотношение влиятельности православных и неправославных религиозных объединений. И у тех, и у других есть свои представители в Общественной палате РФ, и те, и другие представлены тысячами общин во всех регионах страны. Но никому из них не удастся одержать окончательную победу, искоренить всех "неопятидесятников" или же всех "сектоведов" нельзя – все они являются членами гражданского общества и имеют право ругать друг друга. Однако если протестанты больше надеются на судебную власть, то православные апологеты - на силу и мощь православной национальной идеологии российских чиновников. На них "сектоведение" пока действует больше судебных решений.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

09 сентября 2014, 17:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сектовед Александр Дворкин – Дело не только в диагнозах. Точка зрения руководителя центра "Сова" Александра Верховского
12 августа 2014, 16:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сектоведам не стоит ожидать поддержки Русской Православной Церкви. Уход Александра Дворкина из государственного экспертного сообщества не вызовет особых возражений патриархии
04 августа 2014, 15:13  
В центре Сербского проанализировали главного эксперта при Минюсте РФ по религиям Александра Дворкина
29 июля 2014, 13:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Человек, разоблачивший сектоведение, дал комментарии прессе. В чьих интересах работает портал "alexanderdvorkin.info"?
14 июля 2014, 17:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Главный эксперт по религиям при Минюсте заявил о попытке шантажа. Александр Дворкин попросил считать свое заявление официальным обращением в прокуратуру
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования