Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
26 апреля 2005, 18:32 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Формальная религия и дача на Рублевке. Презентация готического журнала "Raven" как повод поговорить о современном декадансе


Солнечным воскресным днем в огромном здании Дома культуры Московского авиационного института состоялась презентация нового готического журнала с подходящим названием "Raven" (www.ravencry.ru), созданного Александром Тверезовским, бывшим редактором журнала "Anime Guide". Темным облаком субкультура так называемых "готов" расползлась по просторам бывшей Империи. Клубные собрания этой категории молодежи стали доброй традицией уже для нескольких городов России. Теперь же аудитория достигла таких масштабов, что ей потребовалось регулярное печатное издание.

Субкультура "готов" для России явление довольно странное. В отличие от ассимилированного "русского рока" оно до сих пор остается сугубо западным феноменом, а здесь - просто русскоязычной его версией. Об этой субкультуре было написано множество статей в различных изданиях. И, как правило, выводы журналистских исследований сводились к банальным рассказам о пропаганде суицида, сатанизма и тому подобных деструктивных явлений. Поэтому, как мне кажется, следует внести некоторую ясность.

Для субкультуры "готов" характерна мрачная стилистика в одежде (порой она граничит с садо-мазоаксессуарами из привокзального магазина известной тематики) и мрачная музыка. В общем, все к чему, так или иначе, можно прицепить ярлыки "мрачного" и "темного". Действительно, антураж способный испугать добропорядочных граждан. Таким описанием обычно и ограничиваются газетные статьи на эту тему. К сожалению, мало кому из журналистов приходит в голову ознакомиться с историей движения. А ведь если копнуть чуть глубже, можно натолкнуться на достаточно интересные выводы касательно состояния нашего общества в целом.

Дело в том, что в современном обществе, после уорхоловских размноженных супов "кэмбелл", любое явление отмечено печатью массовости, если не сказать – пошлости. Если еще век назад шла постоянная смена стилей в искусстве, то сейчас эстетическая динамика выражается смене таких вот "тусовочных" культурок. Причем очень быстро: они вылетают в мишень моды с силой пулеметного патрона, и, пробив ее, столь же быстро исчезают за горизонтом. Не важно является ли пулеметом телевизионная трубка или же нечто иное, важен результат выстрела, его социальное эхо.

Подобные субкультуры – срез городской жизни. Мало того, что они отражают ее бытие, но люди, выросшие из ее рамок, в будущем займут не последние в нашем обществе места. Вряд ли молодость останется в их памяти простым легкомыслием, а, соответственно, неминуемо отразится на жизни социума и государства.

Готическая субкультура зародилась в Англии на почве отработавшего свой идейный потенциал английского панка, в результате динамики стилей – post-punk, darkpunk, gothicrock. Название "готик" было дано в силу самых банальных коммерческих соображений, и отсылает вовсе не к архитектурному стилю, а к варварским племенам готов. В результате, за двадцать с небольшим лет эта стилистика разрослась до огромных размеров и впитала в себя множество музыкальных направлений, главным элементом оставив стиль и антураж.

"Готы" Европы являются настоящими маргиналами, живущими на пособие или зарабатывающими дизайном, фотографией и прочими малыми занятиями. В общем, они не слишком заинтересованы в активной общественной жизни. Таким образом, на Западе в конфликте между "яппи" и "хиппи" давным-давно победили первые, вытеснив всех маргиналов в зону полного социального равнодушия. В России это движение образовалось восемь лет назад с появлением небольшого сайта gothic.ru. И будучи перенесена на постсоветскую почву, "готическая" тематика приобрела чуть не диаметрально противоположный статус. Готы в нашей стране (хотя, конечно, о стране речь не идет, страна живет совершенно иными вещами, а подобные явления возможны только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах) – это студенты престижных вузов, будущие юристы, экономисты, журналисты, менеджеры, психологи и Бог знает, кто еще. Скорее всего, немалая часть этих людей, смыв черную помаду, окажется в бизнесе, госаппарате и массмедия. Конечно, дела в царских палатах и боярских думах и сейчас обстоят не лучшим образом, но все же предлагаю задуматься над небольшим вопросом: как отзовутся увлечения этих молодых людей лет эдак через десять?И вообще, стоит ли позволять таким субкультурам расти подобно сорнякам на окольной грядке, или же нужен некий контроль? Вопрос оставляю открытым. Но мне показалась интересной одна историческая закономерность. Периоды особенно бурного разгула декаданса и "темного гламура" зачастую предшествуют революциям и социальным потрясениям. Вспомнить хотя бы предреволюционные годы Российской Империи, двадцатые-тридцатые в Германии. Есть над чем задуматься.

Но вернемся к презентации журнала. Массовые сборища "готов" производят на человека морально неподготовленного неизгладимое впечатление. Множество людей в черных одеждах из кожи и винила, накрашенные лица и уйма аксессуаров непонятного назначения. Глядя на такое зрелище, сразу же понимаешь, что находишься не где-нибудь, а именно в столице. На презентации выступали несколько музыкальных коллективов, но описывать их выступления не имеет особенного смысла, так как их трех аккордное безобразие сложно назвать музыкой. К тому же их выступления в данном сообществе исполняют роль скорее стимула для очередного сборища, нежели самостоятельного музыкального явления.

Журнал "Raven" выполнен на качественном и профессиональном уровне и вышел тиражом около десяти тысяч экземпляров. Стандартная аудитория, как презентации, так и всей субкультуры – молодые люди от четырнадцати до двадцати пяти лет. Крайне интересно, что заставляет их увлекаться подобными вещами? Занятно, что, ведя свою родословную от панк-рока, эта культура идеологически преодолевает момент полного нигилизма, на котором зиждется последний. Видимо, в этом и заключается ответ на вопрос. Когда молодежь доходит до крайней степени отрицания современной культуры, после этого ей остается лишь по-декадентстки созерцать ее руины. Поэтому самым тревожным в готической субкультуре является вовсе не ее надуманная "суицидальность", а тот факт, что эти люди хоть формально интегрированы в общественную жизнь на достаточно высоком уровне, но, по сути, она их совершенно не заботит.

Но обвинять в таком положении дел "тусовочные" субкультуры и тлетворное западное влияние все равно, что лечить симптомы болезни, не озаботившись ее причинами. После временного излечения она вылезет в куда более неприглядной форме. Причины же ее, видимо, в том, что в государстве российском уже не осталось ровным счетом никаких духовно здоровых традиций (ну, кроме, конечно, глубоких традиций фискального аппарата).

И тем не менее, каждое поколение производит на свет определенный процент латентных идеалистов, которые неосознанно чувствуют, что в сочетании формальной религии с перспективой работать на машину и дачу на Рублевке содержится некий обман. Единственным выходом для них становится, не отрываясь от формальной работы на материальные блага, уйти в современным музыкальный андеграунд. Пускай они и разменивают свои силы на сиюминутные веянья моды, но вовсе не они виноваты в отсутствии реальной альтернативы. Поэтому можно констатировать, что с новым поколением, которое сможет, а главное захочет что-то изменить в этой стране, дела сейчас обстоят напряженно. Опять же, есть над чем задуматься.

Кроме того, "готика" оставляет открытым вопрос своего вклада даже в маргинальную культуру. Увы, уровень образования большинства "готов" слишком низок, чтобы можно было напрямую связать их с историческим декадансом. Большинство из них не слышало ни о "проклятых поэтах", ни о русских символистах. Культура хиппи неразрывно связана с битниками, панки также оставили свой след в современной литературе, байкеры и те выслужились в "Ангелах Ада" Хантера С. Томпсона. Готы же пока не произвели ничего мало-мальски значимого, за исключением разве что стиля одежды, которых сейчас понемногу начинает входить в массовую моду.

Михаил Пожарский,
для "Портала–Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования