Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 января 2005, 19:10 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Кстати об Израилеа о чем еще писать в праздник Обрезания?


 Старый Новый год — это церковный праздник Обрезания Господня, совершающийся, в соответствии с евангельской историей, на восьмой день после Рождества. Обычай обрезания был главным внешним знаком вступления в Завет с Богом, и этот знак должен был принять и воплотившийся Мессия — тот самый, ради кого Завет изначально был дан.

Христианская Церковь почти сразу отменила обязательность телесного обрезания, заменив его духовным "обрезанием сердца", однако, она никогда и не запрещала обрезание. Не говоря о иудео-христианских общинах четырех первых веков, обрезание всегда было и остается религиозной нормой для христиан Египта и Эфиопии, и никогда, даже в самый разгар религиозной полемики, христиане из других областей, где обрезание не было принято, не ставили им этого в вину.

Память Обрезания Господня — естественный повод подумать о нынешнем состоянии иудео-христианских отношений и, в частности, о религиозных и культурных связях России с государством Израиль.

В 1990-е годы стало свершившимся фактом, что Израиль превратился в очень важный анклав русской культуры (и художественной, и научной — причем, за пределами собственно Jewish Studies). Сейчас можно сказать, что подрастающее в Израиле поколение детей репатриантов из стран бывшего СССР, несмотря на свободное владение ивритом и вполне иудейскую самоидентификацию, очень часто воспринимает русскую культуру как родную. Просто они выбирают более интересную и глубокую культуру. И это нас, считающихся носителями упомянутой культуры, кое к чему обязывает. Жена Константина Рябинова ("Кузи УО", сооснователя "Гражданской Обороны" вместе с Егором Летовым) рассказывала мне, что однажды она приехала в Израиль по делам и не знала, в какие инстанции ей обращаться. Она встретила местных панков — и после этого она получила эскорт, сопровождавший ее повсюду и улаживавший ее дела со всеми чиновниками. Это просто одна из маленьких иллюстраций того, сколь сильны сегодня в Израиле культурные позиции России.
Но то культурные. А как дела с религиозными?

На первый взгляд, довольно величественно. Принадлежащие РПЦ МП, а также почти принадлежащие ей же церковные учреждения РПЦЗ, выглядят солидно… Но: они ориентированы на паломников. Из числа местных жителей к ним ходят почти исключительно те немногие, которые не нашли себя в израильском обществе и не хотят чувствовать себя израильтянами.

Отчасти за такой ориентацией стоит и объективный (для РПЦ МП) фактор: слишком явная дружба с палестинцами, и это еще при плохо скрываемых антисемитских настроениях в России.

Те израильтяне, которые хотят быть православными христианами, предпочитают ходить в приходы Иерусалимского патриархата, один из которых — миссионерский, со службами на разных языках и, в том числе, на иврите. Но и для Иерусалимского патриархата их судьба — далеко не первостепенный интерес. Не говоря о том, что связи с Иерусалимским патриархатом — едва ли подходящее средство для связей с Россией, нельзя не видеть социальной (скажем так) природы этого патриархата — весьма клановой и коммерциализированной.

Что же остается для собственно религиозных связей между Израилем и Россией? Так ли уж совсем ничего (ничего, кроме каналов иудаизма)?

Но есть и еще одна Российская Церковь, никак не замешанная ни в особой дружбе с палестинцами, ни в антисемитизме и традиционно лояльная к государству Израиль. Один из ее нынешних епископов — Антоний (Граббе) — был долгое время начальником Иерусалимской миссии РПЦЗ. Для заграничных приходов РПАЦ (главным образом, в США) характерно служение на местных языках и отсутствие нарочитых попыток русификации. Однако, Церковь, центр которой находится в символическом месте, древнерусском городе Суздале, — это и всегда культурная связь с Россией.
Трудно предсказывать судьбы Божии, но оценивать имеющиеся возможности мы должны. Кто знает, не станет ли через несколько лет РПАЦ еще одним мостом между Россией и Израилем?

Иеромонах Григорий,
"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

30 сентября 2005, 12:55  
МНЕНИЕ: "Мы против, когда человек, по рождению принадлежащий к иудейской традиции, выбирает другую религию", - президент Лиги МАГЕН раввин АЛЕКСАНДР ЛАКШИН
22 сентября 2005, 18:12  
МЫСЛИ: Арье Ольман. ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО. Взгляд "на", взгляд "мимо" и взгляд "сквозь"
07 сентября 2005, 18:37  
В Севастополе прошел семинар Лиги МАГЕН по противостоянию миссионерской деятельности
07 октября 2005, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Всегда на страже. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
14 января 2005, 19:10  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Кстати об Израилеа о чем еще писать в праздник Обрезания?
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования