Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 ноября 2004, 17:55 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Полное бессилие. Государственное обвинение терпит фиаско в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!"


В Таганском суде 26 ноября продолжились слушания по делу устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее и центре им. А.Д. Сахарова. На заседании было много народа, мест всем не хватило. Много верующих с портретами "царственных страстотерпцев" – молитвенное стояние. Среди "молитвенно стоящих", нашлась люди из прихода "на Берсеневке" – приход знаменит своими связями с "Союзом православных хоругвеносцев". В зале заседания присутствовали помимо обвиняемых: директора и сотрудницы музея Юрия Самодурова и Людмилы Василовской и поэта Анны Альчук (Михальчук), еще несколько художников и галеристов. Слушания начались в 10 часов, до обеда допрашивали свидетелей обвинения. Стороны – адвокаты (их было трое и один общественный защитник) и прокуратура (две молодые девушки) блистали процессуальной техникой. Судья также был на уровне… Защита посмеивалась над не слишком удачными попытками прокуратуры получить у свидетелей хоть какой-нибудь компромат. Можно было вспомнить американские фильмы о судах: "ваша честь, вопрос содержит утверждение", или: "свидетели должны свидетельствовать, а не сообщать свои предположения" и т.п. Девушкам-прокурорам приходилось не сладко и, хотя их нельзя признать лишенными интеллектуальных достоинств, оставалось констатировать полное бессилие государственного обвинения в вопросах доказывания злонамеренности художественных задач галеристов и авторов.

В процессе опроса свидетелей, а ими были художники, была практически установлена невозможность ни одно, самое кощунственное изображение, квалифицировать как попытку оскорбить зрителя. Даже самые кощунственное было возможно интерпретировать как художественную провокативность, не связанную с целью "оскорбления" и "разжигания". Приходится признать, что пока в Уголовном кодексе РФ не будет сформулировано понятие "кощунства", осудить никого не удастся, что в светском государстве и невозможно.

Сам я, к сожалению, а может быть и к счастью, на выставке не был. Не так много по-настоящему интересных выставок. В большинстве случаев, это довольно скучные мероприятия, если вас не пригласили на вернисаж, и там не предполагается банкет и тому подобное. В случае с выставкой "Осторожно, религия!" последствия её оказались гораздо значительнее самой выставки. Как заметил один из участников судебного процесса, такая религиозная заинтересованность художников появилась с середины 90-х годов. Есть даже художники целенаправленно занимающихся этой темой. Можно вспомнить художественную акцииМавроматти по распинанию самого художника на кресте и весьма нетривиальные, мягко говоря, инстоляции Александра Бренера возле строящегося храма Христа Спасителя. И если люди искусства поставили проблему, то теперь и сама Церковь в лице членов РПЦ МП приняла участие в этой демонстрации.

Проблема заключается, на мой взгляд, в готовности (неготовности) общества мириться с субкультурой. Христианство на сегоднящний день входит в общество, привыкшее обходиться без него. Обращения к религии у нас долгое время носили частный характер и к этому все привыкли. Теперь же государственные и церковные менеджеры пытаются нас построить по религиозному ранжиру. Реакция наиболее духовно свободной части общества, а художники являются именно таковыми, вполне здоровая. Общество не желает таких перемен и в лице организаторов и участников подобных акций высказывается об этом. Теперь эта проблема заявлена в виде судебного процесса и его решение будет (или не будет) ответом на этот вызов.

В связи с произошедшим, возможно, следует задуматься об организации общественного пространства. Следовало бы уточнить, что считается частным пространством – "частным клубом", а что публичным местом, не допускающим вторжения субкультурных интерпретаций. К сожалению, континентальная правовая модель, а к ней как раз относится Россия, тяготеет к пониманию права как государственному установлению, с не проявленным разграничением указанных сфер. Общественное подменяется государственным, что отражено в частом отождествлении публичного и государственного. В России до сих юристы пор изучаю именно гражданское право, в то время как в атлантической правовой концепции преобладает понимания права как "общественного договора", то есть признанных обществом правил и государство лишь фиксирует таковые. В этой модели четко прослеживается разграничение публичного пространства и частной сферы как двух фундаментальных основ общества. В этой модели особенно рельефно проступает роль "частного клуба" как места объединения единомышленников, позволяющего прилюдно (субпублично) высказывать любое мнение, при ненарушении неприкосновенности общего для всех публичного пространства.

Строго говоря, галерейщиков преследуют за их отношение к религии, из-за непроговоренности прав публичного и частного пространств. Европейская традиция знает такое разделение, где уживаются разные взгляды на фундаментальные ценности. С точки зрения закона, устроители выставки всего лишь осуществляли своё право свободное выражение своего мнения, зафиксированного в "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" к которому Россия присоединилась. Согласно статье 10 (Свобода выражения мнения) каждый имеет право не только придерживаться своего мнения, но и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. С точки зрения отечественного права, именно погромщики "воспрепятствовали осуществлению права на свободу совести, в том числе насилием и умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии", что запрещено п.6 ст. 3 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Отношение художников к религии также охраняется законом. Так, согласно п. 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вот другой - зеркальный пример вторжения в публичное пространство с частными мнениями: Недавно, Покровский женский монастырь, где обретаются ныне мощи Матронушки, со стороны Таганской улицы разместил плакаты-иконы. Эти изображения расположены не внутри монастыря, а направлены в сторону оживлённой части города и расположены очень высоко, так, что молиться на эти изображения нет возможности. Возникает вопрос, зачем в публичном месте религиозное объединение размещает свои культовые изображения, и не ущемляет ли это религиозных прав российских граждан не принадлежащих к Московской патриархии, или к конфессии в целом.

Такое оказательство исповедальных символов может оскорбить правоверных иудеев, имеющих свой, вполне религиозный взгляд на христианство, или мусульманина, оскорблённого фактом человеческого изображения и даже атеиста, коль скоро исходить из неоднократно озвученного взгляда богословов Московской патриархии, что атеизм это тоже религия, верующая в то, что Бога нет.

Например, в казанской газете "Вера" (1996 год № 8) опубликована статья с громким и тенденциозным названием "Атеизм - религия лжи". Автор заявляет, что "религиозность - одно из первейших свойств личности и атеизм - настоящая религия со всеми ее атрибутами". Похожее заключение делает в своем очередном опусе "Детская вера" небезызвестный диакон А.Кураев: "...ибо атеизм есть род религии". От борцов с атеизмом часто можно услышать такое:"никаких преимуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, от так же построен на вере в отсутствие Бога, ему присущи те же проблемы, что и другим религиям".

Меня, например, оскорбляют, выставляемые публично, так называемые "иконы", не имеющие к иконописи никакого отношения, и справедливо названными одним из руководителей реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря – "адописными рылами".

Следуя логики "защитников христианства", мне следует брать краску и замазывать чуждые моему представлению о вере религиозные фетиши (поскольку они меня оскорбляют). Чтобы такого не происходило, обществу следует определиться, будем ли мы уважать друг друга, не демонстрируя публично наше отношение к религии, либо дозволим всем, а не одной конфессии, заниматься этим. Как, впрочем, и художникам!

Павел де Рико, для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

07 июля 2005, 11:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Хроники Второго Обезьяньего процесса. "За унижение религиозного достоинства рыбьей национальности". Рыбку жалко, или Благословение на погром
06 июля 2005, 14:52  
МОНИТОРИНГ СМИ: Московский городской суд оставил в силе приговор по делу о выставке «Осторожно, религия!». Репортаж
06 июля 2005, 13:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новая русская инквизиция. Демонстрация атеизма признана судом уголовным преступлением
05 июля 2005, 20:24  
СРОЧНО: Приговор против организаторов выставки "Осторожно, религия!" оставлен без изменения
31 мая 2005, 18:55  
Рассмотрение кассационной жалобы на приговор Таганского районного суда по делу о выставке "Осторожно, религия!" назначено на 15 июня
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования