Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Павел Макаров. Клуб самодеятельного православия. По следам нескольких дискуссий о "симбиозе веры и культуры".


"...читаю жития Соловецких святых, так они такие "глюки" ловили, не говоря уж о "кайфах", а всё без наркотиков: постом и молитвою. Попробуй эдак пару месяцев пожить - может, и не до наркоты будет (эта фраза звучать должна опти-мистически)".

Процитированные слова принадлежат не поклоннику Карлоса Кастанеды и не завсегдатаю форума о синтезе всех религий. Они принадлежат Дмитрию Студеному - организатору ежегодных фестивалей "Даждь", вот уже шестой год подряд "приводящих молодых людей к Триединому Богу и Его земной Церкви".

Дмитрий Студеный не одинок. На наших глазах - на бардовских слетах и в церковных лавках, на поэтических вечерах и в молодежных паломнических организациях - произросло и расцвело "наше, русское, православное" неохаризматическое движение, во многих чертах повторившее западное пятидесятническое. Удивителен, впрочем, не масштаб движения: в разделе "Религиозная лирика" литературного общежития "Стихи.Ru" авторов наберется побольше на порядок. Удивительно терпимое и даже благожелательное отношение к нему со стороны Русской Православной Церкви - в частности, но не исключительно, Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.

30 сентября национальный медиа-портал MediaGrant публикует заметку "Церковь не приняла иконы с ликом Талькова" - об инициативе рязанского иконописца Николая, изобразившего Игоря Талькова с нимбом и тремя свечами ("символом надежды на то, что Тальков трижды вновь вернётся на землю"). 2 октября на форуме Кураева открывается тема с таким же названием. Согласие в теме, несмотря на развернутые цитаты из оккультных сочинений Талькова, до сих пор не достигнуто.

Феномен "самодеятельной песни" около Церкви не нов: еще пророк Амос (6:5) упрекает поющих под звуки гуслей, думая, что владеют музыкальным орудием, как Давид. В русской Церкви был особенно почитаем поэтический дар игумении Таисии Леушинской - и доныне проводятся "Таисиинские концерты", "Таисиевские чтения", о матушке игумении читаются доклады - "Поэзия как духовное делание". Внимательный православный взгляд, однако, без особенного труда обнаружит в текстах матушки игумении... не будем сразу говорить - "прелесть", но - излишний психологизм:

"Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве [как видим, автор даже и сидит: "сижу я в келье одинокой"] и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты [у автора: "внемлет горней красоте"], ангельские чиноначалия, обители праведных [у автора: "блаженство там, на небесах"]; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во в время молитвы, -- он побуждает душу свою к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо [у автора: "я созерцаю в небе Бога"]. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз [у автора: "в благоговейном умиленьи"], и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением [у автора: "они нам дороги, священны"] и молиться [у автора: "и сердце просится молиться"], дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом" (за скобками - Симеон Новый Богослов, в квадратных скобках - патролог Евгений Павленко; опубликовано в сетевом дневнике Григория Беневича).

"Православная лирика" начала XIX века (митр. Филарет Московский) - и даже, несмотря на погрешности в аскетике, начала XX века - оставалось в пределах церковной ограды; харизматическое движение начала XXI века предполагает "православное оправдание" творчества людей абсолютно нецерковных. Формула Александра III "русский - значит православный" из необходимого условия стремительно превращается в достаточное. Если призывы к канонизации "пророка света" Виктора Цоя звучат в основном из уст уфологов, а Пушкин лишь уклончиво называется "чем-то большим, чем литература", то "молодым поющим" (особенно молодым фолкерам) уже систематически внушается: творчество - духовный подвиг, песня - род проповеди, умение рифмовать "светлы" с "ясны" - знак особого избрания. Авось вырастут, воцерковятся, оправдают оказанное высокое доверие. В пример предлагаются иеромонах Роман (невзирая на происки), и Жанна Бичевская, и участники фестиваля "Рок к небу" (включая буддиста Гребенщикова и "католического традиционалиста" Калугина)...

Все же "в этом есть что-то не то". Как высказался в дискуссии об апофатическом рокословии некто Рустам - "они все открытым текстом начали петь ("мы православные" и т.п.), а прямоговорение убивает все очарование искусства". Или как некто "Злой" высказался на форуме Портала-Credo.Ru: "Рок не может менять взгляды, он протестен по сути, а когда он становится вольно или нет на службу религии, то с ним случается то же, что и с сладкими сов. ВИА - его перестают слушать и уважать".

Уточнить, пожалуй, здесь следует только одно: религия, в которой нет места ни протесту, ни умолчанию, есть вера в привычное, вера в тварь: "Ты вывел нас из Египта". Исповедание и творчество равно оказываются в ней вишенкой на пирамиде Маслоу: творчество - как безответственная игра чувств, исповедание - как безответственная игра ума. Выбор - "с кем ты" - становится эстетическим выбором между белыми и черными фигурами, Аполлоном и Дионисом, Афродитой и Марсом.

"Белые" уходят в лирические зарисовки: "Сестрица Иулия - где ты теперь? крепка твоя дверь..." - и, помимо православия, увлекаются пейзажами и временами года.

"Черные" подаются в богатыри, поют "о славных делах и походах дальних". Некоторые доходят до изобретения жанра "Православный Doom-металл".

Иногда оба варианта сочетаются, и тогда звучит диагноз, поставленный в теме о Талькове: "много чувственности (в лирических песнях), много ненависти (в политических песенках)" - или на "Православной беседе" в недавней теме о Жанне Бичевской: "в оккультятине просто купается". Сурово? - но честно: "Перед тобою, грешный, каюсь // За жизнь несчастную твою" - очень православно. "Все враги России будут казнены!" - очень новозаветно. Стерпит ли подобное "широкий фронт за Святую Русь"?

Стерпит. Аслан возвращается в Нарнию, сопровождаемый дриадами и вакханками. Или, точнее, - как выразился персонаж рассказа Юрия Нагибина "Выборы-52" - "Цыгане тоже к коммунизму кочуют".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования