Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"АМУРСКИЙ МЕРИДИАН": Штейнзальц терпел и нам велел. О визите в Хабаровск одного из самых "культовых" раввинов современности


На прошлой неделе Хабаровск принимал самого культового раввина современности Адина Штейнзальца (религиозное имя Эвен Исраэль), заслужившего благодаря своим философским и политическим трудам негласное звание мудреца. Его книги переведены на многие языки, в том числе и японский, что, впрочем, неудивительно: знаменитый израильтянин знаком с ведущими представителями почти всех основных мировых конфессий, писателями, учеными, государственными деятелями разных стран.

Хотя дальневосточники проявили повышенный интерес к визиту рэббе прежде всего из-за неоднозначного отношения россиян к событиям, происходящим сейчас в Израиле. И речь на встрече шла не только об арабском терроризме, но и о такой, например, болезненной теме, как непонятная второсортность выходцев из стран СНГ на своей вроде как исторической родине. Послушать раввина, впервые посетившего краевой центр еще в 1996 году, прибыли также биробиджанцы, которым, правда, в итоге еще и попеняли за то, что их предки когда-то поехали строить Еврейскую автономную область вместо воплощения в жизнь идей сионизма (его приверженцы считают, что все евреи должны собраться в Израиле). Однако обо всем по порядку.

Родственников надо навещать

К назначенному часу Штейнзальц опоздал минут на сорок, потому что он, как выяснилось, был на Камчатке, и самолет в пути немного задержался. Кстати, из Хабаровска раввин сразу же направился в Сибирь. Видимо, предполагая напрашивающийся вопрос, 65-летний священнослужитель сам себе его в начале и задал: зачем он так много ездит? Оказывается, чтобы навещать родственников, к коим относятся все его единоверцы.

– Иногда меня заносит в Америку, иногда в Хабаровск, – сказал рэббе, а точнее – его переводчик, потому что изъяснялся проповедник на иврите.

Позднее он признался, что по-русски, вообще-то, понимает, причем настолько хорошо, что иногда даже поправляет переводчика. Но это, наверное, и неудивительно: его родители являются все-таки выходцами из Российской империи: отец вырос в Галиции, а мать вообще тамбовская (в этот славный русский город её семью сослали во время Первой мировой войны, когда очищали прифронтовую полосу). Эти глубокие корни, правда, никак в ходе прочитанной лекции не проявились. В течение примерно получаса духовный раввин России (есть у Штейнзальца и такое звание) очень ярко, талантливо и образно приучал слушателей любить только Израиль, что для примерного израильтянина и одного из идеологов сионизма вполне естественно. Оратором он оказался замечательным и ни разу не позволил аудитории заскучать, рассыпав по своей речи всякие поговорки и любопытные истории, претендующие даже на некоторую анекдотичность.

Так, раввин рассказал, что прежде израильтяне считались никудышными земледельцами. В народе даже говорили, что там, где еврей прошел, трава не растет.

– А сегодня мы учим русских сеять картошку, – не без гордости заметил старец. – У нас в стране появился новый бизнес – рассылать по всему миру специалистов с аграрными технологиями.

То же самое произошло и в военном деле. Когда-то евреи слыли очень плохими солдатами. Сейчас ситуация поменялась. Что же случилось? По мнению Штейнзальца, проявить лучшие качества, до поры как бы дремавшие, позволило создание собственной государственности. Призвав любить Израиль несмотря ни на что (вот тут есть чему поучиться россиянам), раввин повторил свою знаменитую фразу, уже ставшую крылатой: "Еврей тот, у кого внуки будут евреями". Она явно расходится с политикой израильских эмиграционных служб, которые, как известно, с порой шокирующей дотошностью копаются в генеалогических древах желающих выехать на историческую родину и многих не пускают, обнаружив недостаточное содержание "еврейской крови".

– Народом нас делает не биология, а то учение, которое является общим, – заявил гость и посоветовал побольше вкладывать в детей и внуков, в воспитание и самовоспитание, ненароком обидев при этом собак. – Тот, кто уделяет душе столько времени, сколько собаке, будет иметь такую же собачью душу.

И уж полной неожиданностью стало для приамурцев, натерпевшихся от соседства с Китаем, цитирование Мао Цзэдуна. Штейнзальц взял на вооружение то высказывание из цитатника, в котором утверждается, что и марш тысячи верст начинается с горошины. То есть всегда можно начать хотя бы с малого, сделать первый шаг, а потом дело пойдет. Если каждый хабаровчанин сделает такой шажок, может разразиться цунами, заверил лектор с обаятельной обезоруживающей улыбкой.

Чужие среди своих

По окончании лекции всем было разрешено задавать любые вопросы. Хабаровчан и биробиджанцев интересовало почему-то в основном то, что не очень нравится коренным израильтянам. Кто-то, например, спросил, прислав записку, когда же решится проблема гиюра (принятия в иудаизм лиц, не являющихся евреями). Оказалось, что скоро не решится. Почему, неизвестно. А ведь сколько семейных драм происходило и происходит из-за того, что интернациональные семьи никак не могут реализоваться в полной мере на исторической родине лишь по "вине" одного из супругов. И самим не жениться, и детей не пристроить. Но на неприятном гости, поднаторевшие в общении с российской аудиторией, долго не останавливались.

И тем не менее им пришлось довольно долго дискутировать с биробиджанкой Любовью Гороховской, сын которой после окончания аспирантуры эмигрировал на Ближний Восток, где долгое время вынужден работать обычным строителем. Причем без каких-либо перспектив на более достойное его статусу трудоустройство.

– Почему существует такая разница в отношении к людям? – напирала Любовь Абрамовна, намекая на, как правило, не очень гостеприимную встречу россиян в Израиле.

Штейнзальц ограничился общими рассуждениями относительно того, что в Израиле, дескать, очень много людей с отточенными мозгами, потому и трудно пробиться вверх по карьерной лестнице. И привел в пример своего отца, который, откликнувшись на призыв первых сионистов, уехал в далекую страну из богатой раввинской семьи и первое время работал тоже строителем.

Лучшей агитки для правительства Израиля не придумаешь. А относительно фактов, свидетельствующих о порой действительно неравном положении выходцев из стран СНГ, раввин долго распространяться не стал. Как и о том, что в последнее время растет число возвращающихся в ЕАО бывших её жителей. Сын Гороховской, кстати, тоже пакует вещи. В Биробиджане ему обещают интересную научную педагогическую работу.

Кому-то в зале не понравилось слово "романтика", употребленное переводчиком в живописании репатриации (выезда в Израиль). Какая уж там романтика, мол, если каждый день бомбы взрываются, гибнут ни в чем не повинные люди? Вот тут раввин жестко взял нить разговора в свои руки и призвал терпеливо встречать все неприятности, помнить о всегда непростом вживании в новую страну, а также неустанно трудиться. По его словам, спокойно бывает только на кладбище. А жить везде очень тяжело. Один из раввинов группы сопровождения рэббе также подтвердил, что в Израиле неспокойно. У него, например, убили двоих друзей, и более того: во взорванном террористами 32-м автобусе должен был ехать он сам, но судьба распорядилась иначе. Это тоже предлагалось перетерпеть. Ради, надо полагать, всеобщей мечты и любви.

И ЕАО как член ООН

Особо интересовало участников встречи отношение Адина Штейнзальца к Еврейской автономной области и Биробиджану. Впрочем, ответ с учетом непримиримой оппозиции сионистов к "сталинскому проекту" переселения евреев на Дальний Восток можно было предвидеть заранее. Раввин рассказал, что у его родителей, социалистов по убеждению, были друзья, которые таки откликнулись на призыв советского правительства и поехали строить первое еврейское государственное образование. Но, по его мнению, это было ошибкой. Нужно было сразу ехать на Восток Ближний.

Правда, понимая, что историю-то никак не перепишешь, и ЕАО, спасшая, кстати, многих евреев от гибели в фашистских концлагерях и голода, была, есть и будет (как бы того не хотели в Израиле), Адин Штейнзальц неожиданно высказался за поднятие статуса автономии до… самостоятельного государства – вплоть до выхода из состава Российской Федерации и вхождения в ООН. Чтобы было кому там поддерживать частенько остающихся в одиночестве, если не считать верных союзников, израильтян. Может, это была такая шутка, но как не вспомнить, что в начале девяностых годов и в самой ЕАО находились политические деятели, пытавшиеся провозгласить Еврейскую республику на базе пяти сельскохозяйственных районов, заселенных потомками казаков. И вопрос этот тогда будировали также с израильской подачи. Но, слава богу, все обошлось. Властям хватило мудрости не торопить события, хотя и предлагали в ту пору брать столько суверенитета, сколько душа пожелает.

А с мудрого Адина Штейнзальца биробиджанцы взяли обещание в следующий раз все-таки заехать в Биробиджан. В городе строится новая синагога, работает воскресная еврейская школа, созданы две еврейские религиозные общины "Фрейд" и "Бейт-Тшува". То есть будет на что посмотреть. Вот только вряд ли примерный сионист, оказавшийся вовсе не таким ужасным, как в свое время рисовала советская пропаганда, а вовсе даже наоборот, милым и добрым, умным и внимательным человеком, откликнется на столь провокационное приглашение. Хотя родственников, по его же словам, нужно навещать.

Александр ПЕРВУШИН


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования